26.02.2015, 13:03
Как «Русский Медведь» сразил британцев наповал
Как «Русский Медведь» сразил британцев наповалМеждународная военная политика
«Туполев Ту-95 впервые пролетел над советскими парадами в середине 1950-х годов. Почему и сейчас, спустя 60 лет, этот «Русский медведь» - гигант, бомбардировщик с пропеллером - до сих пор попадает в газетные заголовки?, - задается вопросом Стивен Даулинг, журналист из BBC.

Ту-95 впервые поднялся в небо в начале 50-х: воздушный гигант, олицетворяющий советскую военную мощь. Даже его кодовое имя - «Медведь», - подчеркнуло его большие размерами и прочность.

Десятилетие после окончания Второй мировой войны стало временем революционного подъема в авиационной конструкции, и на этом фоне Ту-95 впервые появился перед западными наблюдателями в 1956 году. Тем не менее даже тогда этот «медведь» на винтовых двигателях показался архаичным.

Мало кто тогда бы поверил, что даже спустя 60 лет он будет выступать в качестве стратегического бомбардировщика, морского патрульного самолета - и самого шумного в мире самолета-разведчика.

На прошлой неделе о «медведе» заговорили несколько британских новостных агентств, так как двое из них были замечены и сопровождены Королевскими военно-воздушными силами у берегов Великобритании. Это патрулирование было обычным делом во время Холодной войны, и недавно Россия восстановила эту процедуру. Тем не менее, история о том, почему ВВС России продолжают опираться на эту машину, интереснее, чем сенсационные заголовки.

«Медведь» остался на службе, отчасти, из-за его дальновидного создателя. Андрей Николаевич Туполев был ведущим разработчиком больших самолетов в СССР: талантливый инженер, который был заключен в тюрьму в разгар сталинских репрессий в 1930 году по сфабрикованным обвинениям.

Вторая мировая война дала путь к холодной войне между США и Советским Союзом, Туполев участвовал в создании первого ядерного бомбардировщика, «Быка» Ту-4. Это была копия Boeing B-29 Superfortress - самолета, который сбросил атомные бомбы на Японию. Во время американских бомбардировок Японии в конце войны несколько из этих передовых бомбардировщиков совершили аварийную посадку на советской территории.

Ту-4 стал первым ядерным бомбардировщиков для советских ВВС, но имели слишком короткий диапазон, чтобы достичь США от советских баз. В 1952 году Туполев и его соперник - конструкторское бюро Мясищева – получили предложение разработать бомбардировщик, который может нести бомбы весом в 11 тонн на расстояние 8,000 километров – это достаточно далеко, чтобы долететь до центра США. Мясищев решил построить реактивный бомбардировщик с 4 двигателями М-4 "Бизон", который стал пределом советских технических возможностей. Туполев вместо этого решил смешать проверенные и надежные методы с конструктивными особенностями, заимствованными у первого поколения реактивных самолетов. Это решение оказалось гениальным.

"Он использовал консервативный подход к разработке дальнего бомбардировщика", сказал Дуглас Барри, авиационный аналитик Международного института стратегических исследований (МИСИ), - "и это было менее рискованно, чем у М-4 ". 


    


Ту-95 – это огромный самолет. Его размеры - 46 метров от носа до хвоста и размах крыльев - 50 м. Он весит 90 тонн и имеет 4 огромных турбовинтовых двигателя, вид газовой турбины, управляемой пропеллерами. «Медведь» имеет восемь комплектов винтов; все это дает ему возможность развивать максимальную скорость свыше 800 км/ч – это почти равняется скорости современного авиалайнера. Туполев справедливо предсказал, что ранние технологии реактивного двигателя не отвечают нуждам военной авиации; дизайн Мясищева потерпел оглушительное фиаско. В отличие от большинства винтовых самолетов, крылья Ту-95 были резко завернуты назад на 35 градусов, так же, как на ранних истребителей. Это помогло увеличить предел сопротивления самолетов и достичь таких высоких скоростей.

Мощность двигателей Туполева обеспечивают два комплекта 18-футовых лезвий, которые вращаются в противоположных направлениях; они двигаются так быстро, что преодолевают звуковой барьер, и на каждом повороте это создает огромный шум. Ту-95 считается самым шумным самолетом современности; утверждают даже, что шум его двигателей можно услышать из подводной лодки. Западные летчики-истребители, сопровождавшие «медведей» над международным воздушным пространством, говорят, что шум его турбин превышает звук их собственных реактивных двигателей.

Первоначальная задача Ту-95 – сбрасывать бомбы над вражеской территорией – стала ненужной с развитием ракетных технологий. Но «умный дизайн» Медведя позволил ему адаптироваться снова и снова, приспосабливаясь к новым ролям. Морские «медведи» вели скрытое наблюдение за кораблями NATO по всему миру во время холодной войны. Некоторые из них были даже размещены на Кубе, пролетев вдоль побережья США от своей базы за Полярным кругом. Подразделения бомбардировщиков адаптировали свои Ту-95 к крылатым ракеты дальнего радиуса действия – здесь пригодилась способность «медведя» нести такую тяжелю ношу.

Модифицированный «медведь» сбросил самую мощную взрывчатку из когда-либо созданных человеком – т. н. ядерную «Царь-бомбу» мощностью в 50 мегатонн, которую Советы тестировали в 1961 году на островах Новой Земли в Арктике. Сила взрыва имела эквивалент, десятикратный всем взрывчатым веществам, израсходованных во время Второй мировой войны.

Из более чем 500 «медведей», построенных с 1950-х годов, по крайней мере 55 до сих пор находятся на службе ВВС России. Так же, как американский B-52. «медведя» оказалось трудно заменить – пройдя обновление и переоборудование, эти динозавры Холодной войны, вероятнее всего, продержатся в воздухе минимум до 2040 года. Андрей Туполев был бы горд.

Категория: Мировой ВПК



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb