26.02.2015, 13:03
Как «Русский Медведь» сразил британцев наповал
Как «Русский Медведь» сразил британцев наповалМеждународная военная политика
«Туполев Ту-95 впервые пролетел над советскими парадами в середине 1950-х годов. Почему и сейчас, спустя 60 лет, этот «Русский медведь» - гигант, бомбардировщик с пропеллером - до сих пор попадает в газетные заголовки?, - задается вопросом Стивен Даулинг, журналист из BBC.

Ту-95 впервые поднялся в небо в начале 50-х: воздушный гигант, олицетворяющий советскую военную мощь. Даже его кодовое имя - «Медведь», - подчеркнуло его большие размерами и прочность.

Десятилетие после окончания Второй мировой войны стало временем революционного подъема в авиационной конструкции, и на этом фоне Ту-95 впервые появился перед западными наблюдателями в 1956 году. Тем не менее даже тогда этот «медведь» на винтовых двигателях показался архаичным.

Мало кто тогда бы поверил, что даже спустя 60 лет он будет выступать в качестве стратегического бомбардировщика, морского патрульного самолета - и самого шумного в мире самолета-разведчика.

На прошлой неделе о «медведе» заговорили несколько британских новостных агентств, так как двое из них были замечены и сопровождены Королевскими военно-воздушными силами у берегов Великобритании. Это патрулирование было обычным делом во время Холодной войны, и недавно Россия восстановила эту процедуру. Тем не менее, история о том, почему ВВС России продолжают опираться на эту машину, интереснее, чем сенсационные заголовки.

«Медведь» остался на службе, отчасти, из-за его дальновидного создателя. Андрей Николаевич Туполев был ведущим разработчиком больших самолетов в СССР: талантливый инженер, который был заключен в тюрьму в разгар сталинских репрессий в 1930 году по сфабрикованным обвинениям.

Вторая мировая война дала путь к холодной войне между США и Советским Союзом, Туполев участвовал в создании первого ядерного бомбардировщика, «Быка» Ту-4. Это была копия Boeing B-29 Superfortress - самолета, который сбросил атомные бомбы на Японию. Во время американских бомбардировок Японии в конце войны несколько из этих передовых бомбардировщиков совершили аварийную посадку на советской территории.

Ту-4 стал первым ядерным бомбардировщиков для советских ВВС, но имели слишком короткий диапазон, чтобы достичь США от советских баз. В 1952 году Туполев и его соперник - конструкторское бюро Мясищева – получили предложение разработать бомбардировщик, который может нести бомбы весом в 11 тонн на расстояние 8,000 километров – это достаточно далеко, чтобы долететь до центра США. Мясищев решил построить реактивный бомбардировщик с 4 двигателями М-4 "Бизон", который стал пределом советских технических возможностей. Туполев вместо этого решил смешать проверенные и надежные методы с конструктивными особенностями, заимствованными у первого поколения реактивных самолетов. Это решение оказалось гениальным.

"Он использовал консервативный подход к разработке дальнего бомбардировщика", сказал Дуглас Барри, авиационный аналитик Международного института стратегических исследований (МИСИ), - "и это было менее рискованно, чем у М-4 ". 


    


Ту-95 – это огромный самолет. Его размеры - 46 метров от носа до хвоста и размах крыльев - 50 м. Он весит 90 тонн и имеет 4 огромных турбовинтовых двигателя, вид газовой турбины, управляемой пропеллерами. «Медведь» имеет восемь комплектов винтов; все это дает ему возможность развивать максимальную скорость свыше 800 км/ч – это почти равняется скорости современного авиалайнера. Туполев справедливо предсказал, что ранние технологии реактивного двигателя не отвечают нуждам военной авиации; дизайн Мясищева потерпел оглушительное фиаско. В отличие от большинства винтовых самолетов, крылья Ту-95 были резко завернуты назад на 35 градусов, так же, как на ранних истребителей. Это помогло увеличить предел сопротивления самолетов и достичь таких высоких скоростей.

Мощность двигателей Туполева обеспечивают два комплекта 18-футовых лезвий, которые вращаются в противоположных направлениях; они двигаются так быстро, что преодолевают звуковой барьер, и на каждом повороте это создает огромный шум. Ту-95 считается самым шумным самолетом современности; утверждают даже, что шум его двигателей можно услышать из подводной лодки. Западные летчики-истребители, сопровождавшие «медведей» над международным воздушным пространством, говорят, что шум его турбин превышает звук их собственных реактивных двигателей.

Первоначальная задача Ту-95 – сбрасывать бомбы над вражеской территорией – стала ненужной с развитием ракетных технологий. Но «умный дизайн» Медведя позволил ему адаптироваться снова и снова, приспосабливаясь к новым ролям. Морские «медведи» вели скрытое наблюдение за кораблями NATO по всему миру во время холодной войны. Некоторые из них были даже размещены на Кубе, пролетев вдоль побережья США от своей базы за Полярным кругом. Подразделения бомбардировщиков адаптировали свои Ту-95 к крылатым ракеты дальнего радиуса действия – здесь пригодилась способность «медведя» нести такую тяжелю ношу.

Модифицированный «медведь» сбросил самую мощную взрывчатку из когда-либо созданных человеком – т. н. ядерную «Царь-бомбу» мощностью в 50 мегатонн, которую Советы тестировали в 1961 году на островах Новой Земли в Арктике. Сила взрыва имела эквивалент, десятикратный всем взрывчатым веществам, израсходованных во время Второй мировой войны.

Из более чем 500 «медведей», построенных с 1950-х годов, по крайней мере 55 до сих пор находятся на службе ВВС России. Так же, как американский B-52. «медведя» оказалось трудно заменить – пройдя обновление и переоборудование, эти динозавры Холодной войны, вероятнее всего, продержатся в воздухе минимум до 2040 года. Андрей Туполев был бы горд.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.