26.10.2014, 11:53
Как после Петра Первого русские вновь удивили шведов
Как после Петра Первого русские вновь удивили шведовМеждународная военная политика
Подводная лодка 613-го проекта – это такая железная сигара в тысячу с лишним тонн водоизмещения и длиной в 76 метров. Естественно, что предназначена эта штука ходить под водой. Но был в истории доблестного советского флота случай, когда сия махина выползла на берег. И, увы, берег не турецкий, который нам, как известно, не нужен, а шведский.

...Осенью 1981 года наше гидрографическое судно «Линза», именуемое в обиходе за обилие радиолокационных станций, антенн, локаторов и прочей перехватывающей чужие звуки аппаратуры, «мохнатыми ушами», мирно дрейфовало в нейтральных водах близ славного острова Борнхольм. Море было на удивление спокойным, боевая служба шла по плану, моряки находились в нормальном, то есть, как любил говорить наш командир Виктор Михайлович, «эмоционально-вздрюченном» состоянии, так что мы с кэпом позволили себе порыбачить.

Не успел наш Михалыч забросить спиннинг в надежде выловить тресочку к обеду, как на ростры прибежал радист: «Срочная, товарищ командир!» Командир, неласково поминая далекую «землю», бросил удочку на деревянную палубу и пошел в радиорубку. А уже через пару минут застучали наши старенькие изношенные дизеля и «Линза», величаво развернувшись, дала полный ход курсом норд-ост. К вечеру мы были уже вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна.

И смотрели интересное такое кино. Точнее, телевизор. Все шведские каналы в этот, как, впрочем, и все последующие дни, демонстрировали только одну картинку: подводную лодку типа «С», залезшую носом на шведские камни, и наших бравых подводников, появляющихся один за другим в рубочном люке, дабы покурить и подышать свежим воздухом. Как этот «кит» (если вы хотите представить его себе, то вспомните кинофильм «Командир счастливой «Щуки») сумел так далеко выброситься на камни, похоже, так и останется тайной, покрытой мраком, ибо по всем законам физики такое вообще невозможно.

Хотя в истории этой таинственное так тесно переплелось с нелепым, что шведы до сих пор не могут поверить в то, что причиной захода русской лодки в шведскую базу – по суперсекретному фарватеру – была банальная халатность наших мореманов! 

Дело в том, что «Шведский комсомолец» – так потом прозвали на Балтфлоте лодку-неудачницу – не имел, конечно же, никакого желания даже входить в шведские терводы. Но в тот ненастный осенний день, когда подлодка шла в подводном положении, отказала навигационная система определения места «Дека». Вахтенным офицером в те злополучные часы стоял замполит корабля, всплывать для контрольного определения своего места по звездам не планировалось, ибо в предыдущие дни «Дека» работала безошибочно, и о том, что творится что-то неладное, догадались лишь в тот момент, когда стальное брюхо «Эски» заскрежетало по супостатским камням. Так как, если верить штурманской прокладке, лодка должна была находиться в сотне миль от шведских берегов.

Потом наши долго доказывали шведам, что во всем виноваты наши безграмотные и плохо подготовленные офицеры. Шведы упрямо твердили свое: мол, такого не может быть, лодкой командовали высококвалифицированные моряки, ибо только профессионалы высочайшего класса могли провести подводную лодку секретным фарватером, да еще и в подводном положении!

Спор этот, кстати, не закончился до сих пор. В 1996 году ФСБ России раскрыло попытки шведской разведки (при помощи спецслужб Латвии, кстати) завербовать нескольких офицеров Балтийского флота, в том числе и бывших. Причем в ходе очной встречи с офицером Боборыкиным, служившим ранее в Лиепае, где и базировался «Шведский комсомолец», шведские разведчики интересовались в первую очередь таким вопросом: не была ли авария ПЛ всего лишь отвлекающим маневром для прикрытия другой разведывательной акции спецслужб СССР? 



C-363 под прицелом шведских парашютистов 


Шведская авиация репетирует бомбометание по советской подлодке (после снятия с мели)



Любопытно, что тогда, осенью 1981 года, шведы погнали такую «волну» по поводу козней советской «империи зла», что Министерство обороны этой нейтральной страны неплохо погрело руки – бюджет флота и сил обороны Швеции был значительно увеличен. Да и в последующие годы с завидным постоянством шведы «трубили» о «русских подлодках, замеченных в терводах Швеции». И даже сбрасывали на них глубинные бомбы. Естественно, безуспешно, если не считать того, что после подобных бомбометаний можно неплохо порыбачить.

Больше всех пострадали престиж СССР и начальника штаба ВМБ Карлскруна Карл Андерсон, который был снят с должности за потерю бдительности. Последний, кстати, первым прибыл на нашу «Эску» и даже, пытаясь избежать скандала, предложил помощь в виде буксира – дабы снять лодку с камней и отправить восвояси, то бишь домой, в родные воды Балтийского моря. Наши же сдуру заартачились, дали радио в Москву, сигнал был перехвачен и... пошло-поехало.

Не получив согласия на свое предложение, командир шведской базы, пригнал к месту аварии катерок с 20-миллиметровой «пукалкой», поставил его на «яшку» позади нашей лодки, чуть поодаль установил щит-мишень, и шведы устроили показательные стрельбы. Чтобы убедить коварных русских, что любая их попытка сняться с камней самостоятельно будет пресечена. Так и пуляли несколько дней подряд, пока наши дипломаты улаживали конфликт.

Все это время наша «Линза» бродила вдоль кромки шведских тервод. И еще пара корабликов, уже боевых, правда. Так, на всякий пожарный случай, как говорится. Потом, когда 613-ю стащили с негостеприимных шведских камушков и на буксире доставили в Лиепаю, начался «разбор полетов», в ходе которых, ясное дело, досталось всем. Кроме двух особистов, которые, конечно же, не теряли времени даром, а фиксировали что надо на том самом, не нужном нам шведском берегу. «Чекистов», поговаривают, даже поощрили.

«Шведский комсомолец» навсегда вошел в историю российского флота как уникальный случай флотского головотяпства. А шведы до сих пор ищут в своих терводах российские подводные лодки. Зря стараетесь, ребята.

Повторить такой финт дважды просто-напросто невозможно. Это все равно, что сбросить типографский шрифт с пятого этажа, а потом бежать со всех ног посмотреть, сложился ли он сам собой в «Илиаду».

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Конфликты  07.12.2016
Банды боевиков полностью выбиты из старых кварталов Алеппо. «Противник разгромлен и бежит в южные кварталы», – сообщают сирийские военные. По их словам, освобождение восточного Алеппо будет завершено к концу недели. Помощь армии Сирии оказывают российские военные советники, одним из которых был погибший командир 5-й гвардейской танковой бригады полковник Руслан Галицкий. «Танкист мог вести управление сухопутным боем», – предполагает бывший замглавкома сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Скоков.
Конфликты  07.12.2016
В конце ноября абсолютно незаметно для широкой общественности состоялся весьма примечательный, как теперь выясняется, визит иностранного гостя в Москву. Не особо афишируя свои намерения, в Россию приезжал главнокомандующий ливийской армией фельдмаршал Халифа Хафтар. Его принимали в наших МИД, Минобороны и в Совете Безопасности. Высокий гость уехал, и вдруг выяснилось, что в нашей столице фельдмаршал обсуждал чрезвычайно чувствительные не только для России темы.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?