24 июля 1965 года советские ЗРК С-75 сбили во Вьетнаме сразу три американских истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom II. По указу Хо Ши Мина этот день стали отмечать как День зенитно-ракетных войск Вьетнамской народной армии. После 24 июля потери американской авиации резко возросли, в связи с чем командованию ВВС США пришлось коренным образом менять тактику воздушных налетов.
США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. В Таиланде и Южном Вьетнаме заранее были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. К началу 1965 года на них было размещено более 500 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» — F-4C Phantom II. Впоследствии появились сверхсовременные F-111. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.
Однако это не все. В Тонкинском заливе сосредоточились две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station — у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.
Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52.
Всего же во вьетнамской мясорубке за 10 лет приняли участие около 5 тыс. самолетов. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.
Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60 самолетами, в основном — аналогами советских машин китайского производства — околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.
Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков появлялись в районе бомбометания на высотах 3000−4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Устаревшая вьетнамская зенитная артиллерия большого вреда им не причиняла, а малочисленные и медленные МиГ-17 были не в силах помешать этим в высшей степени наглым налетам.
Все начало круто меняться в июле 1965 года. В Северном Вьетнаме начали разворачиваться два дивизиона ПВО, оснащенных нашими мобильными зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-75 «Двина». Боевые расчеты тоже состояли из советских солдат и офицеров. 24 июля состоялось их боевое крещение.
В 14.00 на экранах радаров были обнаружены две крупных цели. Это оказались четыре «Фантома», шедшие парами. В 14.25 старший лейтенант Константинов нажал кнопку «Пуск». Первая ракета сбила самолет, вторая попала в него же, уже падающего. Второй дивизион сбил еще два «Фантома». Лишь одному американцу удалось спастись.
Вскоре управление ЗРК было передано вьетнамцам, которых советские военспецы обучали в полковых учебных центрах и на боевых позициях по принципу «делай как я», а также преподавали во вьетнамских высших военных учебных заведениях. После непродолжительного периода обучения вьетнамские военнослужащие овладели достаточными навыками, и роль советских специалистов стала заключаться в консультировании на месте боевых действий и обучению новинкам в технике, которые появлялись после непрерывных доработок, производившихся в СССР в институтах и КБ. Причем эти доработки выполнялись по материалам представителей КБ, которые изучали во Вьетнаме специфику применения ЗРК.
Война стратегий и тактик
Потери американцев резко возросли. Если за первую половину 1965 года было сбито 400 самолетов, то лишь в первый месяц применения С-75 потери приблизились к двум сотням. ЗРК работали с феноменальной производительностью — на один сбитый самолет затрачивались в среднем 1,5 ракеты.
В связи с чем американцами была пересмотрена тактика. Бомбардировки начали выполнять на малых высотах. На первых порах это дало неплохие результаты, поскольку нижняя граница поражения ракетами ЗРК «Двина» была порядка 3 километров. Также американская авиация начала использовать при налетах радиопомехи, устанавливавшиеся самолетами сопровождения. Громадные усилия начали затрачиваться на охоту на ЗРК силами бомбардировочной и штурмовой авиации. Ситуация для американцев с точки зрения уменьшения потерь от ракет ЗРК несколько улучшилась. Однако теперь они начали затрачивать от 30 до 40 процентов авиационных ресурсов на «разборки» с ракетчиками.
В этот период резко снизилась эффективность стрельбы С-75. На один сбитый самолет начали тратить 9−10 ракет.
Однако в результате целого ряда последовательных модернизаций комплексов были повышены их боевые возможности. Была и увеличена помехозащищенность, и снижена до 500 метров нижняя граница зоны поражения. Также скорректировали тактику применения. В частности начали пользоваться «ложными пусками» ракет. Пилот, обнаружив «атаку», которой в действительности не было, был вынужден совершать маневр по уходу от «ракеты», что ухудшало его позицию в бою. Все эти мероприятия способствовали тому, что на каждый сбитый самолет стали расходовать 4−5 ракет.
Дивизионы ЗРК работали в тесном контакте с зенитной артиллерией (ЗА), которая пользовалась данными РЛС ПВО. ЗРК и ЗА совместно перекрывали весь диапазон по высотам и дальности. ЗА была оснащена пушками 30-, 37-, 57-, 86- и 100-мм калибров.
Зенитная артиллерия по причине своей «большей массовости» уничтожила больше самолетов, чем ЗРК. Однако имелось несколько типов самолетов, с которыми могли справиться только ракеты. Так, например, С-75 нанесли громадный урон американской стратегической авиации, уничтожив по различным оценкам от 32 до 54 супертяжеловесов В-52.
Американские пилоты, впервые столкнувшись во Вьетнаме с советскими ЗРК, на первых порах панически их боялись. Известно значительное количество случаев, когда летчики, визуально обнаружив пуск ракет, покидали исправные самолеты.
Посчитали — прослезились
Столкнувшись с мощными средствами ПВО противника, опирающимся на ЗРК, а также с появлением в небе Вьетнама новейших МиГ-21, американцы к концу 60-х годов, по сути, свернули воздушные налеты. Поскольку потери ВВС США стали абсолютно катастрофическими. Всего за годы Вьетнамской войны ВВС и ВМС США потеряли 3374 самолета. Также было уничтожено более 300 самолетов, находившихся на вооружении ВВС Южного Вьетнама.
Авиация Северного Вьетнама потеряла около 150 самолетов МиГ — как советского, так и китайского производства. Но эта цифра не учитывает небоевые потери из-за аварий по различным причинам.
Примерная статистика по вкладу ПВО и истребительной авиации в разгром американской воздушной армады такова:
— истребительная авиация сбила 305 американских самолетов (9%);
— ЗРК — 1046 (31%);
— зенитная артиллерия — 2024 (60%).
За время войны Советский Союз поставил во Вьетнам 95 ЗРК С-75 различных модификаций и 7658 ракет к ним. К концу войны были израсходованы, а также потеряны в боях или оказались неисправными 6806 ракет.
Таким образом, на каждый сбитый самолет пришлось 6,5 ракет. Учитывая, что боевых пусков было 3228, то этот показатель еще выше — 3,1 ракеты на сбитый самолет.