29.07.2015, 11:42
Как наши ЗРК С-75 во Вьетнаме били американцев
Как наши ЗРК С-75 во Вьетнаме били американцевМеждународная военная политика
Появление у врага нового вида оружия заставило ВВС США покинуть небо ДРВ.

24 июля 1965 года советские ЗРК С-75 сбили во Вьетнаме сразу три американских истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom II. По указу Хо Ши Мина этот день стали отмечать как День зенитно-ракетных войск Вьетнамской народной армии. После 24 июля потери американской авиации резко возросли, в связи с чем командованию ВВС США пришлось коренным образом менять тактику воздушных налетов.


Сокрушенная мощь

США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. В Таиланде и Южном Вьетнаме заранее были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. К началу 1965 года на них было размещено более 500 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» — F-4C Phantom II. Впоследствии появились сверхсовременные F-111. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.

Однако это не все. В Тонкинском заливе сосредоточились две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station — у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.

Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52.

Всего же во вьетнамской мясорубке за 10 лет приняли участие около 5 тыс. самолетов. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.


Такого американские пилоты еще не видели

Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60 самолетами, в основном — аналогами советских машин китайского производства — околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков появлялись в районе бомбометания на высотах 3000−4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Устаревшая вьетнамская зенитная артиллерия большого вреда им не причиняла, а малочисленные и медленные МиГ-17 были не в силах помешать этим в высшей степени наглым налетам. 




Все начало круто меняться в июле 1965 года. В Северном Вьетнаме начали разворачиваться два дивизиона ПВО, оснащенных нашими мобильными зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-75 «Двина». Боевые расчеты тоже состояли из советских солдат и офицеров. 24 июля состоялось их боевое крещение.

В 14.00 на экранах радаров были обнаружены две крупных цели. Это оказались четыре «Фантома», шедшие парами. В 14.25 старший лейтенант Константинов нажал кнопку «Пуск». Первая ракета сбила самолет, вторая попала в него же, уже падающего. Второй дивизион сбил еще два «Фантома». Лишь одному американцу удалось спастись.

Вскоре управление ЗРК было передано вьетнамцам, которых советские военспецы обучали в полковых учебных центрах и на боевых позициях по принципу «делай как я», а также преподавали во вьетнамских высших военных учебных заведениях. После непродолжительного периода обучения вьетнамские военнослужащие овладели достаточными навыками, и роль советских специалистов стала заключаться в консультировании на месте боевых действий и обучению новинкам в технике, которые появлялись после непрерывных доработок, производившихся в СССР в институтах и КБ. Причем эти доработки выполнялись по материалам представителей КБ, которые изучали во Вьетнаме специфику применения ЗРК.


Война стратегий и тактик

Потери американцев резко возросли. Если за первую половину 1965 года было сбито 400 самолетов, то лишь в первый месяц применения С-75 потери приблизились к двум сотням. ЗРК работали с феноменальной производительностью — на один сбитый самолет затрачивались в среднем 1,5 ракеты.

В связи с чем американцами была пересмотрена тактика. Бомбардировки начали выполнять на малых высотах. На первых порах это дало неплохие результаты, поскольку нижняя граница поражения ракетами ЗРК «Двина» была порядка 3 километров. Также американская авиация начала использовать при налетах радиопомехи, устанавливавшиеся самолетами сопровождения. Громадные усилия начали затрачиваться на охоту на ЗРК силами бомбардировочной и штурмовой авиации. Ситуация для американцев с точки зрения уменьшения потерь от ракет ЗРК несколько улучшилась. Однако теперь они начали затрачивать от 30 до 40 процентов авиационных ресурсов на «разборки» с ракетчиками.

В этот период резко снизилась эффективность стрельбы С-75. На один сбитый самолет начали тратить 9−10 ракет.

Однако в результате целого ряда последовательных модернизаций комплексов были повышены их боевые возможности. Была и увеличена помехозащищенность, и снижена до 500 метров нижняя граница зоны поражения. Также скорректировали тактику применения. В частности начали пользоваться «ложными пусками» ракет. Пилот, обнаружив «атаку», которой в действительности не было, был вынужден совершать маневр по уходу от «ракеты», что ухудшало его позицию в бою. Все эти мероприятия способствовали тому, что на каждый сбитый самолет стали расходовать 4−5 ракет.

Дивизионы ЗРК работали в тесном контакте с зенитной артиллерией (ЗА), которая пользовалась данными РЛС ПВО. ЗРК и ЗА совместно перекрывали весь диапазон по высотам и дальности. ЗА была оснащена пушками 30-, 37-, 57-, 86- и 100-мм калибров.

Зенитная артиллерия по причине своей «большей массовости» уничтожила больше самолетов, чем ЗРК. Однако имелось несколько типов самолетов, с которыми могли справиться только ракеты. Так, например, С-75 нанесли громадный урон американской стратегической авиации, уничтожив по различным оценкам от 32 до 54 супертяжеловесов В-52.

Американские пилоты, впервые столкнувшись во Вьетнаме с советскими ЗРК, на первых порах панически их боялись. Известно значительное количество случаев, когда летчики, визуально обнаружив пуск ракет, покидали исправные самолеты.


Посчитали — прослезились

Столкнувшись с мощными средствами ПВО противника, опирающимся на ЗРК, а также с появлением в небе Вьетнама новейших МиГ-21, американцы к концу 60-х годов, по сути, свернули воздушные налеты. Поскольку потери ВВС США стали абсолютно катастрофическими. Всего за годы Вьетнамской войны ВВС и ВМС США потеряли 3374 самолета. Также было уничтожено более 300 самолетов, находившихся на вооружении ВВС Южного Вьетнама.

Авиация Северного Вьетнама потеряла около 150 самолетов МиГ — как советского, так и китайского производства. Но эта цифра не учитывает небоевые потери из-за аварий по различным причинам.

Примерная статистика по вкладу ПВО и истребительной авиации в разгром американской воздушной армады такова:

— истребительная авиация сбила 305 американских самолетов (9%);

— ЗРК — 1046 (31%);

— зенитная артиллерия — 2024 (60%).

За время войны Советский Союз поставил во Вьетнам 95 ЗРК С-75 различных модификаций и 7658 ракет к ним. К концу войны были израсходованы, а также потеряны в боях или оказались неисправными 6806 ракет.

Таким образом, на каждый сбитый самолет пришлось 6,5 ракет. Учитывая, что боевых пусков было 3228, то этот показатель еще выше — 3,1 ракеты на сбитый самолет.

Категория: Конфликты | 3070

Mediametrics.ru

Новости СМИ2


Читайте также:

«Воеводу» увольняют в запасМеждународная военная политика
Мировой ВПК  10.08.2015
11 августа 1988 года на вооружение РВСН была принята межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода». На Западе ее пугливо называют «Сатаной». И это вполне понятно — «Воевода» является самой мощной МБР в мире и самой совершенной среди ракет шахтного базирования. Создание ракетного комплекса Р-36М «Воевода» стало результатом долгосрочной программы, которая начала разворачиваться в днепропетровском КБ «Южное» в 60-е годы. Вначале появился комплекс Р-36 с МБР третьего поколения 15А14. Генеральным конструктором ракеты на первом этапе был Михаил Кузьмич Янгель, а после его смерти в 1971 году — Владимир Федорович Уткин.
Москву пытаются взять на испугМеждународная военная политика
Геополитика  10.08.2015
Процесс размещения американских сил и средств на границах России продолжается с завидным упорством. И все больше стран готовы присоединиться к этой гонке. Так, недавно глава британского МИДа Филип Хаммонд заявил, что Великобритания готова рассмотреть вопрос о размещении на своей территории ядерных ракет США на фоне обострения отношений с Россией. «Мы бы рассмотрели данный вопрос. Если бы он стоял на повестке дня, решение мы бы принимали совместно с США. Нам необходимо послать России четкий сигнал о том, что мы не позволим им переходить красную черту», – сказал министр.
Россия не станет воевать за СШАМеждународная военная политика
Конфликты  10.08.2015
Представитель Госдепартамента Марк Тонер сделал заявление о том, что Белый дом рассчитывает на более активное участие Российской Федерации в борьбе с «Исламским государством». Таким образом, Вашингтон одновременно говорит «нет» инициативе главы МИД РФ Сергея Лаврова о создании широкой коалиции и в то же время втягивает Россию в ближневосточный конфликт, рассчитывая на вооруженную конфронтацию с группировками боевиков.
Танк-невидимка: как «Армата» cпрячется на поле бояМеждународная военная политика
Мировой ВПК  10.08.2015
Новый российский танк Т-14 «Армата», представленный широкой публике лишь в этом году, не раскрыл еще и части своих секретов. Выясняется, например, что помимо уникальной компоновки (прежде всего, размещения экипажа в защитной бронекапсуле), а также наличия новых систем вооружения, эта боевая машина в серийном производстве будет изготавливаться с применением… стелс-технологий!
Российская "Свобода". Догонит ли она американскую?Международная военная политика
Мировой ВПК  09.08.2015
Только появились первые изображения перспективного корвета проекта 20386 со сменными боевыми модулями, как корабль этот сразу же окрестили «Российской «Свободой». Известная доля правды в этом шутливом названии есть. Корвет архитектурно и компоновочно напоминает американский литоральный боевой корабль (ЛБК) типа «Фридом» (Freedom в переводе с английского – «Свобода») с модульным вооружением.