05.12.2016, 18:05
Как еще можно «потерять» палубник: типы аварий на авианосцах
Как еще можно «потерять» палубник: типы аварий на авианосцахМеждународная военная политика
В Средиземном море потерпел аварию второй истребитель из состава российской авианосной группы. Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, по официальным данным, упал при заходе на посадку после выполнения боевого задания, выкатившись с палубы авианосца.

Опасная работа

Достоинства авианосцев очевидны: мобильный аэродром, способный за сутки хода сместиться на 300-500 миль, дает флоту и собственное истребительное прикрытие, и разведку, и базу противолодочной обороны, и, конечно, ударные возможности — в том числе по объектам в глубине территории врага. Недостатки проистекают из достоинств: самолетам приходится действовать с сильно ограниченной в размерах площадки, вдобавок движущейся и раскачивающейся. Львиная доля всех авиационных происшествий происходит именно на взлете/посадке, и для палубной авиации это правило еще более справедливо.

Каковы основные причины происшествий с палубными самолетами?

— Незацеп или обрыв троса аэрофинишера

Посадка на авианосцы, с учетом ограниченной длины пробега, производится с помощью аэрофинишера. Поперек угловой палубы корабля натянуты тросы (как правило, четыре), за которые самолет зацепляется с помощью посадочного гака при касании палубы. Посадка производится на полном газу, чтобы иметь возможность уйти на второй круг в случае неудачного зацепа, но спасает это не всегда, и самолеты регулярно падают в воду, не сумев набрать скорость. Происшествия с аэрофинишером держат заслуженное первое место в списке причин аварий палубных самолетов.



— Слишком высокая вертикальная скорость

Посадка на авианосец проходит в рамках весьма жестких условий по курсу, горизонтальной и вертикальной скорости. Касание палубы на слишком высокой скорости может закончиться поломкой шасси, а иногда и потерей самолета в целом, и хорошо если только одного.



— Удар в рампу

Высокая глиссада для летчика палубной авиации означает, скорее всего, второй заход на посадку. Низкая — риск удара в рампу — кормовой срез палубы. Летчикам палубной авиации еще с 1930-х годов помогают оптические системы захода на посадку, комбинациями огней показывающие летчику, что он находится на правильной глиссаде, а также информирующие о том, что самолет идет выше/ниже нужного. Гарантий, однако, это не дает, особенно с учетом воздействия ветра и качки — в случае посадки «по краю допустимого» летные происшествия вполне возможны.

— Незакрепленный самолет

Еще одна встречающаяся причина потерь — плохо закрепленный в спешке интенсивных летных операций самолет/вертолет, скатывающийся в воду с борта. Противоядие — постоянные тренировки палубных команд, но усталость и невнимательность периодически берут свое.

— Столкновение

При рулении. При взлете. При посадке. Самолеты и вертолеты сталкиваются друг с другом, с надстройками и с зазевавшимися людьми. Ключевым средством предотвращения является грамотная организация работы на палубе и собственно компоновка современных авианосцев. Сначала для того, чтобы развести машины, совершающие посадку, с уже приземлившимися, была придумана угловая палуба, ось которой отклонена от оси корабля. Это дает заходящему на посадку самолету возможность чистого ухода на второй круг при незацепе, без необходимости сворачивать за борт, как это было на авианосцах 1920-1940-х годов.



В дальнейшем палубы авианосцев превратились в сложные графические схемы, где выделены отдельные места для машин во всех возможных ситуациях. При должной подготовке палубных команд это позволяет уменьшить вероятность аварий, но не исключает их полностью.

— Изменения курса корабля

Авианосец, принимающий или поднимающий самолеты, вынужден придерживаться идеально прямого курса, задача эскорта — прикрыть главный корабль соединения в этот момент, когда он не может маневрировать. Любое внезапно возникающее препятствие в этих условиях чревато серьезными последствиями. В мирное время эта опасность не столь высока, но во время войны не один самолет был потерян из-за того, что авианосец в момент посадки или взлета резко менял курс — например, обнаружив приближающийся торпедный залп.

— Отказ двигателей

И взлет и посадка на авианосец происходят на максимальных режимах работы двигателей. В первом случае — для того, чтобы обеспечить на коротком отрезке максимальную скорость, в помощь тому, что даст взлетающему самолету скорость самого корабля, а также катапульта или трамплин. Во втором — чтобы обеспечить быстрый набор скорости для ухода на второй круг. Работа двигателей на форсаже периодически приводит к отказам, но в палубной авиации цена такого отказа может оказаться куда выше, чем на наземном аэродроме.

— Метеоусловия

Экстремальные погодные явления, над морем встречающиеся достаточно часто, повышают вероятность аварий: сильное волнение, порывистый ветер, туман, низкая облачность в сочетании с прочими факторами могут представлять серьезную угрозу.

Что делать?

Борьба с аварийностью в авиации идет постоянно, и палубная авиация — не исключение. Исключить ее полностью вряд ли возможно, но стремиться к этому надо. Едва ли не единственный путь, позволяющий уменьшить влияние случайных факторов и предотвратить влияние факторов предсказуемых, — это постоянная тренировка личного состава: и летчиков, и палубные команды, и экипаж корабля, и руководство авиационных частей и корабельных соединений. Два самолета, потерянных с «Адмирала Кузнецова» за три недели, — неприятная статистика, но если опыт, извлеченный из этих происшествий, не будет учтен и востребован — будет куда хуже.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.