06.12.2014, 19:43
Ка-52: «Аллигатор», сын «Черной акулы»
Ка-52: «Аллигатор», сын «Черной акулы»Международная военная политика
Как из ударного вертолета сделали командно-ударный.

6 декабря 1996 на авиасалоне «Аэро-Индия» в городе Бангалор состоялась презентация первого советского командно-ударного вертолета ОКБ Н.И.Камова Ка-52, получившего название «Аллигатор». В конце нынешнего десятилетия он станет одним из главных ударных средств армейской авиации.


Маневр в условиях низкого бюджета

Перестройка, а затем и буйный период первоначального накопления капитала спутали ОКБ Камова все карты. В 1984 году здесь начали реализовывать проект «В-60», который предполагал создание командного вертолета, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых ударных вертолетов типа Ми-26 и Ка-50. Однако финансирование резко иссякло, и стало понятно, что разработку принципиально новой машины ОКБ не потянет.

Был принят компромиссный вариант, который, как показали результаты его реализации, оказался даже лучше первоначально запланированного. Было решено глубоко модернизировать ударный Ка-50 «Черная акула», дополнив его функцией командного вертолета. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.

Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины, избранная генеральным конструктором Сергеем Викторовичем Михеевым, оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.


И на суше, и на море

Первый опытный образец, построенный в разгар «лихих девяностых» был на 85% сделан из узлов Ка-50. И в декабре 1996 года, когда машина еще ни разу не поднималась в воздух, вертолет представили на индийском авиасалоне. Поскольку «Аллигатор» был продолжением линии «Черной акулы», о достоинствах которой все были прекрасно осведомлены, то он был воспринят специалистами как очередной прорыв российских вертолетостроителей. 



Боевой вертолет Ка-50, прозванный среди профессиональных военных «Черной акулой» 


Однако когда летом следующего года дело дошло до полетов первого опытного образца, выяснилось, что по летным характеристикам он несколько проигрывает Ка-50. И это было предсказуемо, поскольку был увеличен вес машины, а также расширена кабина в связи с установкой второго кресла. Но с этим недостатком вскоре справились, установив более сильный двигатель ВК-2500 ОКБ Климова со взлетной мощностью, равной 2500 л.с. и 2700 л.с. – с чрезвычайной.

Вполне понятно, что громадное значение для командного вертолета имеет навигационное, радиолокационное и связное оборудование. И конструкторы, чтобы сделать верный выбор на первом образце установили сразу несколько обзорно-прицельных систем с целью выбора наиболее оптимального варианта оборудования.

Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию «Аллигатора» не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года, потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в приборное оснащение.

Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа, что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа. К ним относится, например, «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО. 



Боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» на палубе противолодочного корабля Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» 


Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К, они изготавливаются для размещения на «Мистралях». 


Приобретение нового качества

Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.

Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР» специально для Ка-52 и впоследствии примененная на Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.

Все «щупальца» системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания. 


Летно-технические характеристики Ка-52:

Длина – 16 м
Высота – 5 м
Диаметр главного винта – 14,5 м
Масса пустого – 7800 кг
Максимальная взлетная масса – 11300 кг
Масса боевой нагрузки – 2800 кг

Максимальная скорость – 350 км/ч
Крейсерская скорость – 250 км/ч
Дальность – 520 км
Статический потолок – 3600 м
Динамический потолок – 5500 м
Максимальная скороподъемность – 10 м/сек

Стрелковое вооружение – подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов

Ракетное вооружение:

- противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950мм
- неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
- 4 управляемые ракеты «Игла-В»
- контейнеры с пушками или пулеметами.

Категория: Мировой ВПК | 6984



Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Подводная защита РоссииМеждународная военная политика
Мировой ВПК  04.03.2016
Россия представляет угрозу для региона Тихого океана, а программа модернизации ее Военно-морского флота "сигнализирует о серьезности, с которой Москва рассматривает этот регион". Такое мнение выразил глава Тихоокеанского командования американских вооруженных сил адмирал Гарри Харрис. "Корабли и субмарины российского Тихоокеанского флота и авиация дальнего действия", по мнению адмирала, демонстрируют "послание России", в котором она заявляет, что "является тихоокеанской державой".
БТР Stryker: у Пентагона снесло башнюМеждународная военная политика
Мировой ВПК  04.03.2016
Командование 2-го Кавалерийского полка сухопутных войск США в Европе объявило о намерении провести быструю модернизацию боевых бронемашин Stryker. Об этом недавно сообщило Breaking Defense. Планируется, что 80 машин из европейской группировки ББМ Stryker получат новые пушки 30-мм калибра. По некоторым данным, колесные бронемашины планируется вооружить орудиями Mk44 Bushmaster II американского производства. Сообщается, что военный бюджет США на 2016 финансовый год предусматривает выделение на такую модернизацию 411 млн. долларов. За вычетом расходов на НИОКР затраты на одну ББМ должны составить 3,76 млн. долларов.
Планы по созданию в РФ истребителей 6-7 поколений вызывают скепсисМеждународная военная политика
Мировой ВПК  04.03.2016
Анонс о создании российского истребителя не только шестого, но даже и седьмого поколения пока не подкреплен конкретикой. А с учетом ряда объективных факторов, больше напоминает пиар-компанию, чем реальные намерения. О том, сколь колоссален объем работ над такими машинами, можно судить на примере США. Говоря о будущем российской истребительной авиации, главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сказал: «Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда. (Идут) работы и шестого, и, наверное, седьмого (поколения). Много говорить не имею права».
Жди удара с западного направленияМеждународная военная политика
Геополитика  04.03.2016
Белому дому верить нельзя. И история подтверждает этот прискорбный факт. В 1990 году США и их западные служки дали устное заверение тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву, что не будут продвигать НАТО на Восток в том случае, если СССР согласится на вступление объединенной Германии в НАТО.


Не пожалеть бы о перемирииМеждународная военная политика
Конфликты  04.03.2016
Организованное Вашингтоном и Москвой соглашение о перемирии в Сирии не только многочисленные прокремлевские, но и большинство независимых СМИ расценили как большой дипломатический успех Кремля. На самом деле, на успех это не очень похоже. Вполне вероятно, что Москва совершила грубую ошибку, причем как в военном, так и в политическом плане. Единственной целью России в Сирии должно было стать полное возвращение страны под контроль Асада с предоставлением очень широкой автономии курдам.
ИГИЛ зарывается в песокМеждународная военная политика
Конфликты  03.03.2016
«Исламское государство» меняет стратегию в Сирии. «Халифат» решил больше не вести боевые действия против курдов на севере, а сосредоточить свои усилия на центральной Сирии, укрепив подконтрольные ему провинции Дейр-эз-Зор и Ракка, а также город Пальмира. Такая мера позволит контролировать восток страны за счет перехвата двух автострад, которые ведут в Ирак, и течение реки Евфрат. Об этом 2 марта сообщил французский бюллетень «TTU» (перевод статьи опубликовал авторитетный российский военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий).
Саудовская Аравия как государство будет уничтожено в ЙеменеМеждународная военная политика
Конфликты  03.03.2016
Как сообщило йеменское информагентство Saadah News, в конце февраля в крупнейшем городе Таиз встретились высокопоставленные полевые командиры хуситов и представители местных отрядов. На совещании также присутствовали губернатор Таиза Абдель-Мухаммад Аль-Джунди и генерал-майор Абу Али Хаким Аль-Хуси, начальник 4-й военного округа. Племенное ополчение побережья Таиза подтвердило свое согласие на участие вместе с армией Йемена в наступательной операции на юго-западе провинции против «агрессоров из коалиции».