12.01.2016, 10:58
«Южный поток» пересох окончательно
«Южный поток» пересох окончательноМеждународная военная политика
Проект поставок российского газа в Европу через Болгарию больше не актуален.

Проект «Южный поток», остановленный в декабре 2014 года — из-за юридических претензий со стороны структур Евросоюза к российской стороне — будет реанимирован в ближайшие несколько недель. Об этом со ссылкой на источники в болгарском правительстве сообщила местная газета «Стандарт». По данным издания, Россия якобы уже направила соответствующий сигнал премьер-министру Болгарии Бойко Борисову.

В какой форме Москва «сигнализировала» Софии о намерении восстановить работы по проекту, который с точки зрения Брюсселя не укладывается в антимонопольное законодательство Евросоюза, неизвестно. Но анонсируя вторую жизнь «Южного потока», болгарские журналисты указали на две причины. Одна из них — резкое ухудшение отношений между Россией и Турцией после инцидента с Су-24М. Вторая — пробуксовка «Силы Сибири» из-за проблем китайской экономики. Вопрос строительства газопровода, как отмечает издание, «станет одним из пунктов повестки дня заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в Софии в конце января».

Однако когда новость уже разошлась по мировым информагентствам, ее сенсационность была сведена на «нет» последовавшими с обеих сторон опровержениями.

«У нас сейчас нет никакой информации об этом», — приводит слова сотрудника пресс-службы Совмина Болгарии РИА «Новости». В Минэнерго РФ также заявили, что никаких изменений в статусе проекта не произошло: «Статус прежний, проект остановлен».

Тогда кто, и с какой целью «поднял волну»?

— Вряд ли «Южный поток» снова когда-нибудь станет для нас актуальным в том виде, в котором он был разработан изначально, — комментирует ситуацию заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — И дело не в том, что он якобы противоречит нормам Третьего энергопакета ЕС, а мы ничего не делаем, чтобы соответствовать этим требованиям. ЕС в принципе всегда выступал с контрпродуктивной позицией в отношении всех наших энергетических проектов. Он видит в этом рост гегемонии «Газпрома». Хотя на самом деле, «Газпром» никогда не стремился к этому. Ни о каких 50% рынка речь никогда не шла. От трети до четверти — это его параметры.

На данный момент у нас развивается диверсификационная модель, в которой существенное значение имеет восточный вектор. И здесь, несмотря даже на некоторые сложности по переговорам с Китаем, определенные сдвиги по запуску «Силы Сибири» есть. Начало поставок газа в КНР в контрактных рамках планируется на 2019−2021 гг.

Если же говорить о Европе, то здесь акценты сегодня поставлены на расширение «Северного потока» за счет проекта «Северный поток-2», с прокладкой трубы по дну Балтики до Германии. Это перспективнее, нежели развитие черноморской магистрали. Будь то «Турецкий поток», либо «Южный поток».

Хотя есть вероятность, что при разрыве или приостановке кооперации с турками, Болгария все же захочет воспользоваться ситуацией и вновь вернуться к переговорам «Южному потоку». Тем более что этот проект ей, как стране транзитёру, интересен. Речь идет об энергобезопасности и возможности напрямую получать российский газ.

Правда, при нынешней нашей стратегии обхода Украины как транзитёра мы ставим все-таки на развитие балтийских газотранспортных мощностей, нежели на развитие трансчерноморской модели.

Но сухопутная инфраструктура для «Южного потока» у нас уже существует. Осталось проложить трубу по дну Черного моря…

— Вообще-то, это очень капиталоемкий процесс. Вся инфраструктура, которая сейчас существует у нас в Краснодарском крае, она будет использована. То есть, если она не будет задействована как экспортная, она будет использоваться для развития внутреннего рынка газа в этом регионе.

Издержки, конечно, колоссальные. Но из-за геополитических решений сами европейцы, по сути, оказались в тупике с южным маршрутом доставки газа в Евросоюз. Поэтому я не исключаю возобновления энергоконтракта с Софией, но с оговорками.

Какими, например?

— Нам важно получить от Брюсселя, что называется, мандат на снятие норм Третьего энергопакета. В таком варианте проект, возможно, еще будем развивать. Иначе экономика его неоправданной получается, поскольку «Газпром» не будет иметь возможность владеть инфраструктурой для поставки газа.

Получается, Брюссель вроде бы опасается за энергобезопасность, но в то же время противостоит надежным поставкам газа из России. Это не объяснить никакой логикой. Политический подтекст очевиден здесь. А откуда ветер дует, тоже понятно — из Вашингтона. И они, собственно, этого не скрывают.

А нам какой смысл вкладывать деньги в море?

По плану российский газ уже пошел бы в Болгарию в этом году. Но понятно, что она подневольная. Оглядки Болгарии на Вашингтон и Брюссель не позволили реализовать «Южный поток». А в один и тот же поток, как известно, второй раз вряд ли можно войти.

Скептически отнесся к возможности актуализации «Южного потока» и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

— Требования Третьего энергопакета запрещают «Газпрому» владеть какой-либо инфраструктурой на территории ЕС. Поэтому «Южный поток» не может больше существовать. По крайней мере, в том виде, в котором он существовал до введения в действие этих норм. Единственно возможный выход из текущей ситуации, который еще можно было бы обсудить и с болгарской стороной, и с Еврокомиссией, это сделать проект по принципу «Северного потока-2».

«Газпром» доводит газовую инфраструктуру до берега Болгарии — т.е. ведет прокладку труб по дну Черного моря. А дальнейшее строительство на территории Болгарии, Венгрии… и т. д. продолжают уже европейские компании. Они включают газопроводы в схему развития газовой инфраструктуры ЕС, делают им газовые хабы… Что угодно.

В таком виде — допускаю — проект может быть реализован. Понятно, что нужно собрать еще консорциум инвесторов, найти деньги. Есть и политические противоречия. Но такая схема возможна. Хотя и рискованная.

В чем риск?

— Надо понимать, что Болгария — не Германия. Немецкий министр экономики может себе позволить сказать, что «проект („Северный поток-2" — ред.) нам интересен и, соответственно, будет реализован». Болгария, к сожалению, очень зависима от мнения Европейского союза. От субсидий ЕС. И если Брюссель надавит, то София любые переговоры очень быстро свернет — что мы уже наблюдали.

Они зависимы от внешней позиции. Любой американский сенатор, пролетев мимо, может легко повлиять на позицию руководства страны. Так что, скорей всего, самостоятельно, без отмашки ЕС или США, болгары ни на какие переговоры просто не пойдут.

А нам выгодно возобновлять этот контракт?

— В текущей экономической ситуации я бы советовал «Газпрому» заниматься сокращением издержек. Потому что за полтора года цена газа упала в два раза. Нефть еще больше упала. И в 2016 году нас ждет не рост цены на газ, а скорей всего продолжение падения. В такой ситуации сокращение издержек — это единственный вариант как-то повышать прибыльность.

То же самое, проект «Сила Сибири» буксует не из-за того, что экономика Китая слабая. Контракты подписаны. А потому, что тот контракт, который подписан, был рассчитан под формулу, привязанную к нефтяной корзине. Нефть обрушилась в три раза. Соответственно, и рентабельность этого проекта уже давно в отрицательной зоне. Поэтому тот контракт, который подписан, он уже и «Газпрому» невыгоден. А тратить десятки миллионов долларов на то, что в конечном итоге будет давать отрицательную рентабельность, это безумие.

К тому же, потребление газа в Европе падает. Поэтому, я думаю, нет смысла вкладывать большие средства в такой дорогостоящий проект, как «Южный поток». Как минимум, это еще десять миллиардов евро инвестиций — если не больше. Нет смысла зарывать эти деньги в еще один проект с очень большими рисками. 


Из досье

«Южный поток» — инфраструктурный проект «Газпрома» по строительству газопровода мощностью 63 млрд. кубометров через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы в целях диверсификации маршрутов экспорта природного газа и исключения транзитных рисков, напоминает ИА ТАСС. Сухопутная часть «Южного потока» должна была пройти по территории Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Австрии. Конечная точка — газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. От основного газопровода должен был быть проложен отвод в Хорватию и Республику Сербскую (административно-территориальное образование в Боснии и Герцеговине). Оценочная стоимость проекта — 16 млрд евро. Первые поставки газа были запланированы на конец 2015 года. Старт строительству болгарского участка был дан 31 октября 2013 года. Однако вскоре Еврокомиссия запустила антимонопольное расследование в отношении проекта, который, по ее оценкам, противоречил нормам Третьего энергопакета ЕС.

1 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин сообщил, что в нынешних условиях Россия не будет реализовывать проект «Южный поток». В свою очередь, глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что проект больше не актуален.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.12.2017
Союзники по НАТО охвачены новым приступом страха перед Россией. На сей раз поводом послужило заявление начальника Генерального штаба британских вооруженных сил главного маршала авиации Стюарта Пича. С трибуны Королевского института оборонных исследований он высказал мнение, что растущие возможности ВМФ РФ по нарушению подводных кабельных коммуникаций стран Запада стали одной из ключевых угроз для альянса.
Мировой ВПК  17.12.2017
Американский журнал The National Interest обеспокоен тем, что в Российской армии появились снайперские винтовки, которые способны пробивать современные американские бронежилеты последних разработок. Причем перед ними бессильны не только композиционные вставки XSAPI, но и ESAPI, которые должны останавливать бронебойные пули калибра 7,62×63 мм.
Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Конфликты  16.12.2017
На телеканале «Россия-1» засветился танк Т-90С, на который установлена дополнительная защита, существенно повышающая его живучесть. Прежде всего, защищены наиболее уязвимые бортовые проекции танка. На них установлены новые решетчатые экраны, снижающие воздействие тандемных боеприпасов. А также дополнительные пластины динамической защиты, прикрывающие наиболее уязвимые места танка. В сентябре этот вид защиты был успешно опробован на танках Т-72М3 в ходе учений «Запад 2017».
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.