07.03.2015, 13:02
Ядерное будущее Украины и помощь США
Ядерное будущее Украины и помощь СШАМеждународная военная политика
По словам Михаила Саакашвили, внештатного советника президента Порошенко, на следующей неделе в сенате и конгрессе США прозвучит "громкое требование дать Украине оружие".

Когда президент Украины выступил с подобным пожеланием в конгрессе в прошлом году, "многие об этом даже слушать не хотели", отметил советник. Но теперь "почва достаточно подготовлена", полагает он.

Есть в Соединенных Штатах Америки Объединение представителей диаспор стран Центральной и Восточной Европы. Туда входят две украинские эмигрантские организации: крохотный Украинский народный союз и достаточно активный Американский комитет конгресса украинцев. Последняя организация гордится тем, что в официальном порядке высказывает американским законодателям всякие рекомендации. Вот одна из последних: "Вхождение Украины в Евроатлантические структуры полностью соответствует национальным интересам Соединенных Штатов Америки". При этом дается ссылка на такой дипломатический документ, как Будапештские соглашения от 5 декабря 1994 года, где якобы говорится о гарантиях территориальной целостности Украины. 


Что это за меморандум?

Напомним, что, согласно данному меморандуму, учитывая обязательство Украины об удалении всех ядерных вооружений с ее территории в установленные сроки, США, РФ и Великобритания подтвердили обязательства в соответствии с Заключительным актом ОБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, воздерживаться от применения силы, не применять против Украины ядерное оружие.

Отметим, однако, что вопрос о статусе меморандума как юридически обязательного для сторон документа является спорным. Он не ратифицирован парламентами стран-подписантов, что дает принципиальную возможность уклониться от выполнения соглашения. Кстати, украинские политики неоднократно, по целому ряду причин, высказывались за его пересмотр.

После ситуации с Крымом и Севастополем про меморандум вспомнили, но никто из лидеров стран Запада особо эту тему не развивал.

Реально Будапештский меморандум можно рассматривать только как некий итоговый документ, подтверждающий безъядерный статус Украины. Это очень важно. И вот почему.

"Очистка" Украины от советского ядерного оружия была жуткой головной болью для американцев (именно для американцев) после несколько неожиданного для них распада Советского Союза.

Сегодня уже можно осторожно говорить о том, что беловежский экспромт "Ельцина со товарищи" отнюдь не привел в восторг многих ответственных американских политиков. Геополитические цели США в отношении СССР были достигнуты уже при Горбачеве. Советы ушли из Европы, их мощь была подорвана, а главное – сокрушен европейский коммунизм.

После беловежской встречи американские послы, разведчики и эмиссары других солидных ведомств бодро бегали по просторам новых субъектов международных отношений, следя за тем, чтобы пришедшим к власти национальным элитам не досталось даже грамма чего-нибудь радиоактивного из советского наследства. Не говоря уже о боеголовках и тактических ядерных боеприпасах.

Украина тогда гордилась, что является "третьей страной мира по ядерному потенциалу". Но эта фраза для непосвященных. Ракетно-ядерный щит в СССР, как и в любой другой стране, обладающей ядерным оружием, представлял собой неделимое целое.

Это не корабли и не танки. С Украиной, Казахстаном и даже с Эстонией (эстонцы сильно разжились советским "атомным" цирконием, который потом пустили на браслеты) имело место то, что можно сравнить с добычей хвоста ящерицы. Хвост остался, а ящерица уползла в Россию. Можно ли из хвоста вырастить ящерицу?


О безъядерном статусе

Проблема возможного изменения безъядерного статуса Украины возникла очень быстро после того, как в стране произошла смена власти с последующим изменением Конституции. Уже в конце марта ряд депутатов Верховной Рады предложили выйти из ДНЯО, отозвать подпись из-под Будапештского меморандума и сделать Украину "новой ядерной державой".

Отметим, что многие эксперты сразу были уверены, что заявления руководства Украины о возможности обрести ядерный статус являются просто средством шантажа. Тем не менее, к таким заявлениям следует относиться серьезно.

Седьмого апреля 2014-го вышел комментарий МИД РФ, в котором отмечалось, что Москва надеется на соблюдение Украиной обязательств, вытекающих из ее участия в Режиме контроля за ракетной технологией, и на ее приверженность режимам нераспространения ОМУ. Основанием для этого послужили сообщения в СМИ, в которых говорилось о переговорах украинского предприятия "Южмаш" с представителями некоторых стран о продаже технологии производства тяжелых МБР Р-36М2 "Воевода".

Кроме того, некоторые эксперты выражали озабоченность расширяющимся сотрудничеством между Пентагоном и рядом биологических центров на территории Украины, которые в советское время занимались разработкой биологического оружия, сохранили высококвалифицированные научные кадры и крупные коллекции высокотоксичных патогенов. В свое время они получили от США высокотехнологичное оборудование и финансирование НИОКР по заказам американских военных.

Однако в центре внимания международных СМИ осталась именно возможность изменения безъядерного статуса Украины, что вполне объяснимо.

Так, депутат Рады Каплин считает, что Украина должна создать собственное ЯО, "которое будет сдерживать потенциальных противников от нападения". После консультаций со специалистами (видимо, исключительно украинскими), он заявил, что "Украина располагает почти всем (за исключением центрифуг) необходимым оборудованием и технологиями для производства собственного ядерного оружия, причем на полноценное возобновление производства уйдет два года, а стоимость программы будет примерно равна 3,4 млрд долл".

Голоса тех, кто заявлял о необходимости обладания ядерным оружием "для обеспечения территориальной целостности страны, национального суверенитета и безопасности", стали усиливаться к осени.

В частности, руководитель военного ведомства Гелетей в сентябре 2014 г. не исключил возможности восстановления ядерного статуса в случае, если украинские военные "не смогут защитить страну".


О возможностях запуска ядерной программы

Если серьезно анализировать заявления украинских представителей, касающиеся возможности приобретения ядерного статуса, то обращает на себя внимание неоднократная подмена понятий и (вероятно) их сознательная "техническая безграмотность".

Так, в мае 2014 г. в СМИ появилось сообщение, что "на химическом заводе в Павлограде до сих пор хранится ядерное оружие". На самом деле, там находятся первые ступени твердотопливных ракет, предназначенные для утилизации, и ни о каком ядерном оружии речь не идет.

Тем не менее, стоит объективно рассмотреть возможности страны по созданию "украинского ядерного оружия".

Сразу следует отметить, что значительная часть международных, в том числе российских экспертов не сомневается в наличии на Украине научно-технических возможностей для запуска собственной ядерной программы.

Безусловно, запустить ядерную программу у Киева хватает технических возможностей, однако из этого не следует, что в ходе ее реализации Киеву удалось бы создать ядерное оружие (хотя бы в виде ядерного взрывного устройства, не говоря уже о системе оружия).

Некий стартовый задел в стране действительно есть. Так, запасы природного урана оцениваются в 60 тыс тонн. Его ежегодная добыча составляет 950–960 тонн. Добычу, очевидно, можно нарастить. В городе Желтые Воды (Днепропетровская область) находится крупнейшее в Европе предприятие по добыче и переработке природного урана. Это предприятие, носящее название "Восточный горно-обогатительный комбинат", отнюдь не лежит на боку: к двум действующим шахтам скоро прибавится еще одна.

Неплохо развита ядерная энергетика (15 энергоблоков общей мощностью более 13 тыс. МВт).

Однако в стране практически отсутствует ядерная инфраструктура и объекты с чувствительными ядерными технологиями. В первую очередь, это касается промышленных технологий обогащения урана, а также наработки и выделения оружейного плутония. Иными словами, у Киева нет возможности наработки ядерных материалов оружейного качества в значимых количествах. А без этого заявлять о реальности обладания ядерным арсеналом просто бессмысленно.

Кроме того, эксперты справедливо отмечают общеизвестный факт, что даже наличие таких материалов не гарантирует создания работоспособных (и транспортабельных) ядерных боезарядов. На украинской территории подобные работы никогда не осуществлялись, а участие украинских (советских) специалистов в подобных разработках в СССР было довольно ограниченным. После распада Советского Союза практически все они остались работать в соответствующих ядерных центрах РФ.

Напомним также, что для создания боезарядов требуется не только проведение многолетних высокотехнологичных и дорогостоящих исследований. В итоге они должны завершиться проведением серии ядерных испытаний. Трудно представить, население любого украинского региона, которое согласилось бы со строительством ядерного полигона.

Наконец, эффективные ядерные силы немыслимы без современных ракетных средств доставки ядерного оружия, которые на настоящий момент у Киева отсутствуют.

Заявления ряда украинских представителей о возможности быстрого создания баллистических ракет (включая межконтинентальные) вызывают большие сомнения. Так, с конца двухтысячных годов КБ "Южное" (Днепропетровск) осуществляло работы по проекту "Сапсан", предусматривающему создание комплекса с баллистической ракетой дальностью полета до 280 км. Однако еще летом 2013-го министр обороны Лебедев объявил о прекращении работ, поскольку на эти цели было выделено более 200 млн гривен, но создатели не смогли подготовить даже необходимую документацию.

По мнению некоторых российских экспертов, нельзя сбрасывать со счетов возможность использования Украиной в качестве средства доставки первых ступеней стратегических МБР, производившихся для советских РВСН. Но возобновление их производства в нынешних условиях маловероятно.

Основываясь на вышеизложенном можно сделать вывод, что реальная продолжительность и стоимость работ "по созданию украинского ядерного оружия" может на порядок превосходить заявленные Каплиным значения. На достижение этих целей может потребоваться не одно десятилетие и десятки млрд долл. Вряд ли в ближайшие годы Киев сможет позволить себе такие затраты.


Запад

При этом главная причина, препятствующая появлению в стране ЯО, конечно, политического характера. Сами западные страны, которые являются законодателями для нынешнего киевского руководства, не позволят Украине отказаться от безъядерного статуса.

Подтверждением может служить интервью заместителя госсекретаря США Готтемюллер газете "Европейская правда" (декабрь 2014 г.), в котором она прямо заявила, что "в случае продолжения этого пути (изготовления ядерной бомбы – Авт.) вас (Украину — Авт.) ждет статус страны-изгоя – как Северную Корею или Иран". Кроме того, "Украина потеряет лидирующую роль в мире в вопросе нераспространения ядерного оружия, а также статус надежного партнера. При этом страна не получит и минимальной добавочной стоимости к своей безопасности".

Ядерная угроза, опасность распространения ядерного оружия, что бы там ни говорили, представляет для американцев и их союзников (да и для всего человечества) некое абсолютное зло.

Специально подчеркнем: зло для политиков и для населения, которое за этих политиков голосует на выборах.

Однако необходимо учитывать крайне высокую политическую (и экономическую) нестабильность в стране, отсутствие уверенности в возможности Порошенко контролировать внутриполитическую ситуацию. Это оставляет "поле для размышлений" и заставляет внимательно анализировать действия руководства Украины в ракетно-ядерной сфере.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Мировой ВПК  15.11.2017
С 20 по 23 ноября президент РФ Владимир Путин проведет серию совещаний, в ходе которых будут согласованы параметры новой государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018−2027 годы. Предварительный объем финансирования новой ГПВ — 19 трлн. рублей. Об этом в среду, 15 ноября, сообщила газета «Коммерсант».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.