25.11.2014, 17:52
Истребители вприкуску
Истребители вприкускуМеждународная военная политика
Почему Украина отказалась от 20 бесплатных канадских самолетов?

На днях бывший замминистра обороны Украины Леонид Поляков в интервью телеканалу «24» заявил об отказе властей страны принять на безвозмездной основе 20 истребителей CF-18 из Канады, которые та списала в рамках перевооружения. Такое решение, по его словам, мотивировано отсутствием в стране пилотов с соответствующей подготовкой, а также дороговизной обслуживания самолетов, которую при нынешнем кризисе Киев не может себе позволить. Несмотря на аргументированные выводы Минобороны, общественность отказ от бесплатного вооружения на фоне военных действий внутри страны восприняла, мягко говоря, как недальновидный шаг.

О предложении Канады передать два десятка истребителей CF-18 Hornet фирмы McDonnell Douglas на баланс Украины стало известно в июле этого года (тогда Киев уже три месяца вел военную операцию на востоке страны, а официальная Оттава выступила на стороне Украины, фактически обвинив Россию в военном вторжении — прим. ред.). Предполагалось, что вместе с самолетами в страну прибудет десяток специалистов, которые бы занялись переобучением пилотов и обслуживающего персонала.

Об отказе Украины Леонид Поляков, занимавший пост замминистра обороны в 2005-2008 годах, рассказал 23 ноября в эфире местного телеканала «24». По его словам, у Киева просто нет денег содержать самолеты — «так как на каждого летчика работает несколько тысяч человек специального состава, которые обеспечивают его полет». И всех их, обученных на советских самолетах, требовалось бы переподготовить — а таких трат страна, пребывающая в кризисе, позволить себе не может. Советник президента Юрий Бирюков на своей странице в Facebook продолжил мысль Полякова и заявил, что «вопрос о переходе на западные стандарты для нас актуальный в перспективе, а не сейчас; сейчас начинать надо с трусов и носков, с формы, с палаток и спальников, с колесной техники».

Позицию властей поддержал и журналист, гендиректор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания, который со ссылкой на «первые руки», (в постскриптуме Аласания упомянул министра обороны Степана Полторака, рассказав при этом, что тот «пьет кофе вприкуску»), добавил ответу Полякова деталей. По его информации, данные истребители относятся к палубной авиации, а на Украине соответствующих бортов для их эксплуатации просто нет. Второе — с предложением о передаче якобы выступили некие коммерсанты, а не канадское правительство. К тому же само предложение было сделано полгода назад. Впрочем, уже в комментариях Аласании напомнили, что даже немодернизированные палубные истребители могут садиться на обычную взлетно-посадочную полосу штатного аэродрома.

Пользователи соцсетей, в свою очередь, не преминули напомнить Полякову о многочисленных заявлениях властей о нехватке вооружения, а также средств на банальную амуницию и снаряжение для военных и добровольцев, находящихся в зоне боевых действий. В этой связи отказ от двадцати бесплатных истребителей (украинская авиация понесла во время военной операции на востоке значительные потери: только по официальным данным, в зоне конфликта были сбиты 10 самолетов и семь вертолетов, по неофициальным — потери гораздо выше) некоторые участники обсуждения расценили практически как диверсию властей. Например, помощник депутата Верховной Рады Юрий Гераскин на странице своей группы в Facebook опубликовал пост с резкой критикой заявлений как экс-министра, так и журналиста Аласании. Как отмечает Гераскин, есть примеры того, как новейшее авиационное вооружение доставалось жителям неких «недоразвитых стран» и они смогли его освоить. «А мы не можем?.. При наличии на Украине нескольких мощнейших авиаремонтных заводов плюс АНТК Антонова?».

Заявление Аласании помощник депутата назвал бредом, отметив, что «любой палубник может сесть на сушу». «Но прикол в том, что у Канады CF-18 именно сухопутные, просто кто-то их перепутал с американскими F/A-18A», — отметил он. 


Почему Канада решила передать истребители

В Канаде уже почти 15 лет активно обсуждается «трансформация вооруженных сил». Соответствующая программа заработала в 2005 году благодаря новому начальнику Генштаба Рику Хиллиеру (тогда было принято решение об увеличении численности ВС и обновлении значительной части вооружения, однако конкретные детали «трансформации» были опубликованы только в 2007 году правительством Стивена Харпера). 




Как пишет местное издание Ottawa Citizen, канадские военные пытаются продать 42 истребителя (по данным ведомственного отчета, по состоянию на 2010 год в Канаде насчитывалось 79 единиц CF-18, согласно последнему отчету Flightglobal MiliCAS, на балансе ВВС Канады состоит 64 истребителя F/A-18A) указанной модели уже продолжительное время и еще в 2001 году анализировали рынок на предмет возможного сбыта самолетов. Тогда, по словам главы Департамента обеспечения полетов, полковника ВВС Уолли Ищенко, основной вопрос стоял так: в каком виде истребители будут выгоднее для страны — если их продать целиком или разобрать на запчасти для отечественной авиапромышленности. «Это старые самолеты (произведены в середине 1980-х в США — прим.), и если кто-то решит их купить, ему надо будет провести серьезную модернизацию бортов. Поэтому это еще большой вопрос, кто захочет их купить», — рассказывал Ищенко.

В апреле этого года, в рамках программы НАТО по обеспечению безопасности в Восточной и Центральной Европе, Канада перебросила шесть истребителей CF-18 со своей базы Баготвиль в Квебеке на базу организации в Румынии. Как заявил министр обороны Роб Николсон на встрече с пилотами и техниками, готовящимися к отправке в Румынию, такие меры были приняты в связи с нестабильной обстановкой на Украине и в рамках поддержки союзников НАТО в центральной и восточной Европе.

Фактически в рамках договора Североатлантического альянса Канада имеет право перебазировать и передавать вооружение любой стране-союзнице (Украина только готовится вступить в НАТО, президент Петр Порошенко анонсировал соответствующий референдум, но точную дату пока не назвал). Однако, как рассказывал местным СМИ полковник ВВС Уолли Ищенко, из-за того что истребители в 1980-х годах были приобретены у Америки, передать (или продать) их теперь какой-либо из стран возможно только после утверждения Государственным департаментом США. В этой связи стоит отметить, что США неоднократно выступали против поставок летального вооружения Украине. Вместо этого Вашингтон оказал республике финансовую помощь в размере 320 миллионов долларов (часть которой должна пойти на обучение военнослужащих и нелетальное вооружения) в дополнение к майскому кредиту в миллиард долларов и гуманитарной помощи в виде сухих пайков для армии и противоминометных радаров.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  30.03.2017
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. Мы попытались разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.
Геополитика  30.03.2017
Ровно 150 лет назад была заключена сделка о продаже русской Аляски Соединенным Штатам. Какую роль в этом сыграло восстание декабристов? Почему обнаружение на полуострове золота Петербург воспринял как большую проблему? На что в итоге пошли вырученные деньги? И чем руководствовался американский Конгресс, наотрез отказываясь от приобретения новых земель?
Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.