16.04.2015, 22:39
Иран зовет Китай и Россию в оборонный альянс против США
Иран зовет Китай и Россию в оборонный альянс против СШАМеждународная военная политика
Иран призывает Россию, Китай и Индию вместе противостоять планам НАТО в области ПРО, об этом в ходе визита в Москву заявил глава министерства обороны Ирана Хосейн Дехган. Есть основания полагать, что выразить этой фразой представитель Тегерана хотел гораздо больше, благо в ближайшее время Исламская Республика станет жирным рынком для всех производителей оружия.

Такие мероприятия, как Международная конференция по безопасности в Москве, всегда создают множество броских информационных поводов. Заявление министра обороны Ирана Хосейна Дехгана примерно из этой серии.

Иранский министр говорит, что «хотел бы поддержать идею о развитии многостороннего оборонного сотрудничества между Китаем, Ираном, РФ и Индией для противодействия целенаправленному движению по расширению НАТО на восток и размещению ракетного щита в Европе». Ключевые слова: «поддержать» и «идея».

Вообще-то, такой идеи в принципе нет. А значит, нет нужды ее поддерживать. Это такой стилистический оборот речи: то, что глава оборонного ведомства Ирана хотел бы видеть уже существующим в международном дискурсе, он и подает как нечто существующее. Возможно, в планах генерала Дехгана – поговорить на эту тему с российским профильным министром Сергеем Шойгу, а также с китайским и индийскими коллегами, но пока что это – идея Ирана. И Тегеран хотел бы, чтобы эту идею поддержали.

Это типично для персов и для Востока в принципе – такие вот убаюкивающие стилистические изыски. Еще один нюанс: генерал Дехган говорит исключительно о противодействии системе ПРО. Видимо, с ПВО в Иране уже все в полном порядке. При этом противодействовать американским планам ПРО в Европе ни политически, ни тем более военным образом сам Иран (как, впрочем, и упомянутые Китай с Индией) никак не могут. Российские «Искандеры» в Калининградской области – могут, усиление группировки российских войск в Крыму может, а Иран не может.

С одной стороны, это, возможно, персидское желание немного польстить интересам России – крупнейшего партнера Ирана в военной области на данный момент (и этот роман только начинается). С другой – иранский министр прекрасно помнит, что вся затея по размещению американских зенитных комплексов в Восточной Европе началась как раз с предлога «защиты от иранских ракет».

Насколько в Вашингтоне сами верили в эту сказку, когда рассказывали ее полякам и чехам, – вопрос дискуссионный. Но сначала косвенно, а теперь и напрямую пострадавшей стороной оказалась Россия. Никакой «иранской ракетной угрозы» нет, да и не было, но «осадок остался». И остался он для РФ, которая вынуждена отвлекать на западное направление существенные силы и средства, которые к тому же немалых денег стоят. Это в США теперь никто не станет обсуждать, нужно ли было тратить огромные суммы на размещение в Восточной Европе вооружений под фальшивым предлогом. А Москва категорически не хотела, да и не будет втягиваться в гонку вооружений в ее физическом, количественном и, следовательно, затратном эквиваленте. Так что Тегеран нам хоть и виртуально, но должен. И они это, похоже, понимают, раз принялись разговаривать метафорами в стиле Мевляны и Омара Хайяма.

И еще одна стилистическая деталь. Персидский гость, подчеркивая именно ПРО-составляющую, все-таки был по эту сторону реальности. Иран получит сейчас от России новую, усовершенствованную систему С-300, которая по факту уже больше ПРО, чем ПВО, поскольку способна перехватывать не только самолеты, но и крылатые ракеты, и боеголовки баллистических ракет, о чем недавно писала газета ВЗГЛЯД. Да, слишком массированный удар она не выдержит, но нервы Израилю и американцам потреплет.

При этом Иран только начал перевооружение своей армии, и прогнозировать, как именно они будут формировать свою национальную систему ПВО и ПРО, пока рановато. За этот рынок будет идти борьба, в том числе в нее может включиться Китай. Тогда понятно и обращение генерала Дехгана к странам БРИКС. Впрочем, Иран и прежде выражал желание плотнее подключиться к ряду международных региональных проектов, в которых доминируют Россия и Китай (например, ШОС). Мешали санкции, мешал набор специфических местных проблем, мешали чисто региональные противоречия, завязанные в очень причудливый клубок (например, Иран – Пакистан – Индия – Китай).

Угроза со стороны ИГИЛ некоторое время воспринималась как сплачивающий фактор, но теперь возникла и проблема в Йемене. А этот конфликт способен не столько сплотить разнонаправленные силы сразу в нескольких регионах, сколько, наоборот, окончательно расколоть Ближний Восток. Некоторые страны прямо на наших глазах вынуждены скоропалительно решать, к какому лагерю пристать и что им за это будет (как Пакистан, например). Так что непонятно, что начнет раскручиваться быстрее – гонка вооружений вокруг Ирана или финансовая гонка на рынке вооружений Ирана. Израиль уже всерьез начинает рассматривать возможные схемы нанесения превентивного удара, с которым могут возникнуть проблемы, поскольку оценить вариантивность иранского ПВО (или все-таки ПРО?) они уже не могут, хотя и очень хотят.

В то же время видно, что хотя бы часть конфликта вокруг Ирана постепенно смещается в сферы «игры словами» и «объяснения терминов», что можно только приветствовать. Пока ООН спорит с Тегераном, кто должен сделать первый шаг, пока российская сторона грузит на баржи ракеты, пока Израиль всматривается в бинокль (и все это будет происходить как минимум полгода), мы обречены на расшифровку труднопереводимой дипломатической эквилибристики и копание в тактико-технологических данных.

С точки зрения Ирана и РФ (а также Китая, Индии, ЮАР – далее по списку), С-300 – оружие оборонительное, поскольку направлено на защиту своего воздушного пространства и наземных объектов. С точки зрения Израиля – наступательное, поскольку может парализовать деятельность их военно-воздушных баз («никто не взлетит», как выразился президент Путин на прямой линии). С точки зрения США – не просто наступательное, но и идейно вредное, поскольку мешается под ногами. Далее последует многомесячная зубодробительная дискуссия о тактико-технических характеристиках тех или иных видов ракет, которые можно засунуть в трубы комплексов, и о частотах радаров. Вот во все это мы и окунемся. И даже в Москве найдется пара военных экспертов, которые после брифинга в посольстве США начнут объяснять нам, что Иран этими ракетами Астрахань будет обстреливать. Прецеденты уже были.

Все это будет в чем-то напоминать советско-американские вечные переговоры в Женеве о сокращении ядерных потенциалов времен Брежнева, Картера и «Роллинг Стоунс». Там люди месяцами забрасывали друг друга через стол томами красиво отпечатанных аналитических справок о ТТХ тех или иных ракет, после чего шли пить виски на прием. Это называлось «после обмена мнениями экспертов сторон переговоры продолжились в неформальной атмосфере». И слава Богу. Пока они «обмениваются мнениями», никто не стреляет. Просто в современном мире все это будет проходить публично, с привлечением круглых столов, СМИ, блогеров и «Википедии».

Категория: Геополитика | 3329

Mediametrics.ru

Новости СМИ2


Читайте также:

Чеченский спецназ спасет мир от ИГИЛМеждународная военная политика
Конфликты  07.07.2015
Барак Обама назвал условие дальнейшей борьбы его страны с террористической организацией «Исламское государство». Оказывается, для этого в Сирии должно быть создано новое правительство без участия нынешнего президента Башара Асада. Выглядит это как шантаж всего остального мира. Или вы соглашаетесь «сдать» Асада, соглашаетесь с ликвидацией его режима, или эти звери продолжат совершать свои эффектные казни, наводя ужас на всю планету.
Иран может стать важным союзником СШАМеждународная военная политика
Геополитика  07.07.2015
Высокопоставленный иранский дипломат рассказал журналистам о том, что достигнута договорённость «о параллельном процессе снятия санкций и ответных шагов Тегерана в его ядерной программе». Как сообщают РИА Новости, шесть стран-посредников (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) и Иран согласовали концепцию. По словам иранского источника, «остались только детали».
Не «Штормом» единымМеждународная военная политика
Мировой ВПК  06.07.2015
На прошедшем 1–5 июля в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне представители российского оборонно-промышленного комплекса назвали примерную стоимость строительства перспективного авианосца. По предварительным оценкам, новый корабль обойдется бюджету примерно в 350 млрд рублей, причем эта сумма потребуется только лишь на создание самого авианосца. Также предстоят расходы на возведение необходимой для него наземной инфраструктуры и на суда сопровождения.
Российско-украинская граница отменяется?Международная военная политика
Геополитика  05.07.2015
Депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров направил обращение на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Как пишут «Известия», Федоров предлагает обратить внимание парламента на действующий договор между Россией и Украиной о российско-украинской государственной границе, который был ратифицирован российским парламентом 22 апреля 2004 года.
Стратегия окруженной РоссииМеждународная военная политика
Геополитика  05.07.2015
На заседании Совета безопасности России 3 июля президент Владимир Путин поручил в короткие сроки обновить стратегию безопасности страны. «Необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков — и политических, и экономических, и информационных, и других, и на этой основе скорректировать стратегию национальной безопасности России», — заявил Путин. Изменения должны затронуть еще и концепцию внешней политики.