07.02.2015, 12:30
Индия все еще ждет от России замену Ан-32
Индия все еще ждет от России замену Ан-32Международная военная политика
Индия решила отменить тендер на поставку средних военно-транспортных самолетов. Причиной этого решения стали планы по закупке многоцелевых транспортников МТА российско-индийского производства. Однако не факт, что Нью-Дели дождется обещанной ему военно-транспортной машины, призванной заменить 230 самолетов Ан-32 советской постройки.

Согласно планам, МТА (Multi-Role Transport Aircraft) будет иметь два двигателя, его максимальная взлетная масса составит 65 тонн. Планируется, что самолет будет способен лететь с крейсерской скоростью 800 километров в час, дальность его полета достигнет 2,5–2,7 тыс. километров, а практический потолок – 12 километров. Разработкой машины занимается конструкторское бюро Ильюшина.

В ожидании нового транспортника Индия пребывает с 2000 года, когда Москва и Дели подписали предварительное соглашение о начале разработки военно-транспортного самолета на базе Ил-214. С российской стороны в проекте принимали участие корпорация «Иркут», Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина и ФГУП «Рособоронэкспорт», с индийской – аэрокосмический концерн Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

Минобороны Индии сразу же заявило о намерении закупить 45 таких самолетов. Российские ВВС в случае победы МТА в тендере на средний транспортный самолет намеревались приобрести 60 машин. Еще 15 самолетов планировалось продать МЧС России, 25 – российским коммерческим авиакомпаниям-грузоперевозчикам. Наконец, 60 машин должны были продать в третьи страны. Всего 205 самолетов. Предполагалось, что первый образец поднимется в воздух в 2008 году, а серийное производство начнется в 2009-м.

Однако базовое соглашение по МТА было подписано лишь 9 сентября 2010 года, в преддверии визита в Индию тогдашнего президента Дмитрия Медведева. По его условиям стороны обязывались инвестировать в проект по 300 млн долларов. Свой первый полет MTА должен был совершить в 2017 году, а его серийное производство планируется начать в 2019-м. В мае 2012 года ОАК и HAL подписали контракт на производство 205 самолетов по программе МТА, а также контракт на создание эскизного проекта самолета. Намерение развивать проект было подтверждено и в ходе январского визита министра обороны Сергея Шойгу в Индию.

«Собственно говоря, участники российско-индийского консорциума «прошли по кругу» и снова оказались в начале пути, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД ситуацию вокруг российско-индийского проекта директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – Это самый «бумажный» и самый затянувшийся из всех отечественных (да и мировых) авиапроектов. Вся его история пока дает мало оснований для уверенности в том, что он все-таки будет реализован».

Как отмечает глава Центра АСТ Руслан Пухов, в случае с МТА Россия уже потеряла свой счастливый билет на индийском рынке. «Мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов, – рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт. – Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти 1 млрд долларов. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Теперь Дели планирует дополнительно купить еще семь американских C-130J Super Hercules и от шести до десяти транспортников С-17 Globemaster III».

В индийском минобороны объясняют эту меру как вынужденную – в ожидании появления MTA. Однако нет никакой уверенности, что фирма Ильюшина когда-нибудь вообще создаст этот самолет, говорит Пухов. Тем более что за время его создания на рынке появилось целое семейство аналогичных транспортников.

Например, все тот же С-130J Super Hercules компании Lockheed Martin, А-400М европейского концерна Airbus, японский транспортник Kawasaki XC-2, китайский Shaanxi Y-9 (модернизированная версия Y-8) и КС-390 бразильской авиастроительной компании Embraer. Главное их отличие только в цене: за С-130J просят около 70 млн долларов, А-400М обойдется заказчику в 136 млн евро, XC-2 – в 120 млн долларов, КС-390 – в 40 млн долларов. Китайский Y-9 значительно дешевле всех, но о нем можно не упоминать: Пекин и Нью-Дели стратегические соперники, и никакого военно-технического сотрудничества не ведут. Как отмечает Пухов, также не стоит серьезно рассматривать американский Hercules и европейский A-400, так как сотрудничество с США и Европой может в любой момент прекратиться по политическим или иным мотивам.

«Сейчас в Индии идет большой скандал вокруг поставок французских истребителей Rafale, – напоминает эксперт. – Париж в нарушение контракта не только в два раза поднял цену на один самолет, но и еще отказывается передавать Дели базовые технологии производства этих машин. То же может случиться и с военно-транспортными машинами».

В таком контексте, говорит Иван Коновалов, у российско-индийского проекта MTA остается главный конкурент – бразильский КС-390. По словам эксперта, программа его создания и производства имеет стремительную динамику развития. «Официальный старт программы был дан в мае 2009 года подписанием контракта на поставку 20 транспортников для бразильских ВВС, – рассказывает Коновалов. – В сентябре 2012-го Embraer успешно защитил эскизный проект КС-390 перед командованием ВВС Бразилии. В октябре прошлого года состоялась выкатка первого образца самолета на авиазаводе в Сан-Пауло».

В Embraer оценивают мировой рынок средних транспортных самолетов примерно в 700 машин. В числе покупателей Аргентина и Чили (по шесть), Колумбия и Чехия (по два), а также Португалия, согласившиеся купить 32 самолета. Интересно, что в числе приглашенных на выкатку первого образца были официальные лица из Анголы, Азербайджана, Израиля, Казахстана, Катара, Саудовской Аравии, ЮАР, Великобритании. Embraer и его маркетинговый партнер по этой программе Boeing уже предложили минобороны США в связи с сокращением военного бюджета заказать более дешевые транспортники КС-390 взамен С-130. Таким образом, предложение бразильского военно-транспортного самолета Индии – только вопрос времени.

Впрочем, январская поездка Сергея Шойгу в Нью-Дели не высветила каких-либо серьезных проблем в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве. Стороны лишь обозначили необходимость форсирования работ по совместной разработке истребителя пятого поколения FGFA. Что же касается транспортного MTA, то о нем вообще не было упомянуто. Возможно, потому, что пока вопрос стоит не остро. Основные военно-транспортные перевозки индийские ВВС осуществляют на советских Ан-32. Куплены новые американские С-130J Super Hercules. Так что появления MTA можно и подождать.

Тем более, с появлением этого самолета индийские военные смогут сразу перекрыть возможности сразу двух предыдущих машин. Многое прояснит 2017 год.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.