29.02.2016, 14:46
Ил-114 выиграл у «Сухого» по деньгам
Ил-114 выиграл у «Сухого» по деньгамМеждународная военная политика
В Нижнем Новгороде вспомнили, а есть ли заказчики на новый самолет?

На возобновление производства лайнера Ил-114 в Нижнем Новгороде государство все-таки решилось выделить в этом году 1,25 миллиарда рублей, одновременно «заморозив» финансирование одного из самых амбициозных «конкурирующих» авиапроектов. Но после этого все вдруг вспомнили — а есть ли заказчики на этот «сто четырнадцатый»?


Самолет бывает «деревенским»

Напомним, почти два года назад президент Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть возможность организации полностью российского производства пассажирского самолета для внутренних авиалиний Ил-114. Осенью 2015 года производственной базой для этого был выбран нижегородский завод «Сокол» (бывший Горьковский авиазавод, специализируется в основном на истребителях-МиГах). Причем было обещано, что первые экземпляры, построенные на основе планеров предыдущего производителя — Ташкентского завода, появятся чуть ли не к 2017 году. Но оказалось, что не все так просто.

Об истории Ил-114 мы писали подробно в материале «Импортозамещение в темпе «Вихря». Напомним, недостаток у этого достойного во всех смыслах турбовинтового лайнера был, по сути, один: он появился немного не в то время. Это понимаешь сразу, лишь узнав, что первый полет самолет совершил в марте 1990 года. Отсюда и всего семнадцать выпущенных машин вместо запланированных нескольких сотен. И это при том, что объективно тогда требовался именно такой пассажирский авиалайнер — надежный, вместительный (60 пассажирских мест и более), с внушительной дальностью перелета (до 10 тысяч километров). Кроме того, опыт использования Ил-114 показал еще и достаточную его автономность от источников аэродрома и возможность эксплуатации на грунтовых взлетно-посадочных полосах. В народе его даже прозвали «деревенским самолетом». На основе базовой модели разработчики успели спроектировать грузовую модификацию, морской патрульный самолет, военный разведчик; планировалось активное использование Ил-114 и в освоении Арктики. Но увы. Даже полная выработка ресурса традиционно «закрывавшей» местные авиалинии «рабочей лошадки» Ан-24 (она перестала выпускаться аж в 79-м), в 90-х особо никого не интересовала.


Обещания дорогого стоят

С середины «нулевых» идеи о возобновлении производства Ил-114, как самолета для перевозки пассажиров и грузов на местных авиалиниях, озвучивались не раз. Но лишь с украино-американскими событиями и четким курсом на импортозамещение эта идея начала обретать контуры воплощения.

В марте 2014 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил: необходимо возвращение к «полноценному проектированию и производству собственной, в первую очередь авиационной, техники, без которой Россия не сможет держать территорию под полным контролем». При этом, как пишет «Коммерсант» наиболее перспективными «ильюшинскими» разработками были названы Ил-114 и Ил-112 — давно разрабатываемый легкий транспортный самолет, теоретически призванный заменить советский военно-транспортный Ан-26, но с начала нулевых так и не получивший практического исполнения. В 2010 году министерство обороны полностью приостановило финансирование проекта Ил-112, а в следующем году — официально отказалось от этих самолетов; сборка опытного образца была остановлена. Однако уже через год работы по проекту возобновились — пока с тем же, как говорится переменным успехом, но обещано, что к 2018 году будут готовы два опытных экземпляра.

С модернизированным Ил-114, на первый взгляд, все должно быть гораздо проще. Ведь его по крайней мере не нужно придумывать с нуля. Однако, например, ситуация с тем, где все-таки будет возобновлен выпуск обновленного «сто четырнадцатого», просянилась лишь к ноябрю 2015 года. Рассматривались площадки в Воронеже, Самаре, Нижнем Новгороде, Ульяновске - в итоге остановились на нижегородском «Соколе». «Проект полностью нами проработан, он потребует проведения опытно-конструкторских разработок и подготовки производства. Мы ведем переговоры с ТАПОиЧ (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова), чтобы получить у них те фюзеляжи, которые в свое время там были не закончены, чтобы с них начать производство и в 2019 году собрать первый самолет», — заявлял тогда президент Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит и «Сокол», Юрий Слюсарь.


Так взлетит ли Ил-114 с низкого старта?

В январе 2016 года стало известно, что обещанные на этот год деньги (называлась сумма в 4 с лишним миллиарда рублей), скорее всего, не получит программа по развитию пассажирского лайнера «Sukhoi Superjet 100». Да, мы ничего не путаем, речь идет о том самом широко разрекламированном «последнем слове» российского авиапрома, но «сказанном» с участием иностранных поставщиков. А в феврале СМИ сообщили о возможной «заморозке» еще одного достаточно знакового для гражданской авиации проекта — производства среднемагистрального пассажирского Ту-204СМ. Правда официальная причина здесь озвучивалась не финансовая: просто, дескать, этому самолету вряд ли в будущем сможет соответствовать только что принятым новым экологическим стандартам. В любом случае, на этом фоне подтверждение Минпромторга о выделении в 2016 году из госбюджета 1, 25 миллиарда рублей на Ил-114, выглядит не столько финансово внушительным, сколько политическим.

А теперь внимание. Почти сразу после этого, на авиасалоне «Singapore Airshow-2016» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по гражданской авиации Владислав Масалов не только заявляет журналистам, что на возобновление производства Ил-114 требуется на самом деле 56 миллиардов, но и, по сути, признается, что на этот самолет на самом деле пока нет покупателей: «Пока первого заказчика нет, поэтому мы находимся в низком старте». И это при том, что представители КБ «Ильюшин» еще в 2014 году заверяли, что к 2030 году только государственным ведомствам понадобится не менее 100 таких самолетов, плюс уже якобы существовал предаврительный заказ на 48 таких машин от российских авиакомпаний.

Здесь сразу почему-то вспоминаются попытки в 2014 году развернуть производство Ил-114 на самарском «Авиакоре». Казалось, уже все тогда было решено. Руководство завода даже успело рассчитать затраты — как финасовоые (10−12 миллиардов рублей), так и календарные (5 лет на развертывание серийного производсвта). Но спустя пару месяцев тот же Минпромторг вдруг признал восстановление производства гражданской Ил-114 нерентабельным.

P.S: когда материал готовился к печати, СМИ сообщили новость. Дмитрий Рогозин заявил, что серийное производство пассажирского турбовинтового Ил-114 в Нижнем Новгороде действительно начнется. В 2019 году.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.