14.01.2015, 11:38
Грозный и надежный Ил: от Великой Отечественной до Афгана
Грозный и надежный Ил: от Великой Отечественной до АфганаМеждународная военная политика
Четыре лучших машины ОКБ Ильюшина, созданные за 82 года.

13 января 1933 года было основано ОКБ им. С.В.Ильюшина. Первоначально оно называлось ЦКБ завода №39 им. В.Р.Менжинского, а затем - ОКБ 240. Помимо гражданских самолетов в ОКБ были созданы боевые машины, эффективно применявшиеся во время Великой Отечественной войны. В послевоенное время Илы заняли важное место в парке ВВС страны.


Ил-4

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 (на главном фото) стал глубокой модернизацией самолета ДБ-3. В 1939 году, выпустив более полутора тысяч ДБ-3, авиапром прекратил производство этой машины. Было решено, что Красная армия получила в достаточном количестве дальние бомбардировщики для решения любой стратегической задачи.

Однако во время войны из-за боевых потерь необходимо было постоянно пополнять парк самолетов любой специализации. ОКБ Ильюшина в 1941 году усилило боевые возможности бомбардировщика, повысило его живучесть, оснастило более мощным мотором. И в 1942 году началось массовое производство Ил-4. Всего их было выпущено почти 5,5 тыс. Это был самый массовый советский дальний бомбардировщик времен Второй мировой войны.

Но судьба этого самолета складывалась непросто. В два первых года войны его использовали не по назначению – Ил-4 наносил удары в пределах тактической глубины. То есть использовался как фронтовой бомбардировщик, работая без истребителей сопровождения. В значительной степени из-за этого потери самолетов были очень значительны. И лишь с середины войны Ил-4 наносили массированные бомбовые удары по Берлину и другим германским городам.

Ил-4 имел скорость 430 км/ч, потолок - 9000 м, дальность – 3800 км. Брал 2500 кг бомб. Был вооружен тремя пулеметами. Имел два двигателя воздушного охлаждения М-88Б мощностью 1100 л.с. каждый.


Ил-28

Между ОКБ Ильюшина и Туполева существовала конкуренция по части проектирования бомбардировщиков. Надо сказать, что ильюшинский Ил-4, хоть и был самым массовым, все-таки проигрывал туполевскому ТБ-7. И по бомбовой нагрузке, и по дальности. Но после войны, когда авиация начала переводиться на реактивную тягу, Сергей Владимирович Ильюшин отыгрался в полной мере. Его Ил-28 стал первым советским серийным бомбардировщиком. Правда, Андрей Николаевич Туполев через некоторое время добился реванша, а его ОКБ и поныне является главным разработчиком отечественных бомбардировщиков. 




Фронтовой бомбардировщик Ил-28 был принят на вооружение в 1950 году. Комиссии, дававшей рекомендации к серийному производству, он приглянулся больше, чем его конкурент Ту-73.

Ил-28 зарекомендовал себя надежной и удобной в пилотировании машиной, имеющей хорошую для бомбардировщика маневренность. Прекрасная сбалансированность не требовала от пилота при горизонтальном полете каких-либо усилий. Самолет был также прост в обслуживании. А его внедрение в серийное производство было малозатратным. Всего было выпущено 6316 бомбардировщиков, в строю они находились до начала 60-х годов.

Успех машины в значительной степени был вызван тем, что Ильюшину удалось сократить экипаж до 3 человек и уменьшить оборонительное вооружение без потери боевого качества самолета. В связи с этим машина получилась легкой, при значительной мощности двигателя она позволяла брать на борт большую бомбовую нагрузку и обладала серьезной для фронтового бомбардировщика дальностью. Помимо фугасных бомб Ил-28 был носителем тактической ядерной бомбы мощностью 28 кт.

За разработку Ил-28 С.В.Ильюшин и ряд конструкторов ОКБ были удостоены Сталинской премии.

ЛТХ Ил-28

Экипаж: пилот, штурман, стрелок-радист

Длина – 17,6 м
Высота – 6,7 м
Размах крыла – 21,5 м
Масса пустого – 12890 кг
Максимальная взлетная масса – 23200 кг

Тяга ТРД ВК-1А – 2х2700 кгс
Максимальная скорость – 906 км/ч
Дальность – 2400 км
Практический потолок – 12500 м
Скороподъемность – 15 м/с

Вооружение – 4 пушки 23 мм
Бомбовая нагрузка – 3000 кг.

Ил-38

Данный самолет являет собой редчайший случай, когда орало было перековано на меч. И перековано с высочайшим качеством – этот противолодочный самолет, принятый на вооружение в далеком 1968 году, до сих пор исправно служит в частях ВМФ России. А создан он был на базе пассажирского лайнера Ил-18, который начал эксплуатироваться в Аэрофлоте в 1959 году.

Проектирование нового самолета с нуля для ВМФ было неприемлемо, поскольку на это ушло бы слишком много времени. Спешка была вызвана тем обстоятельством, что в середине 60-х годов стало понятно, что стратегический подводный флот США представляет, пожалуй, наибольшую опасность для обороноспособности страны. И средств противодействия ему в СССР практически не существовало. 




Правда, переделка пассажирского лайнера на военный лад не свелась только к оснащению его специальной аппаратурой и вооружением, как поражающим неприятельские субмарины, так и оборонительным. Пришлось несколько видоизменить даже планер, для чего на 3 метра вперед сместили крыло и расширили фюзеляж для размещения в нем торпед, глубинных бомб и разведывательных буев.

К обычным приборам пилотирования добавили специальные: поисково-прицельную систему «Беркут-38», магнитометр, многоканальный комплекс «Изумруд», снимающий информацию с радиогидролокационных и гидроакустических буев.

С 1967 по 1972 год было построено 64 самолетов. 6 из них были проданы ВМФ Индии. В России сейчас эксплуатируются 40 самолетов и 12 находятся на хранении. Все они периодически модернизируются, на них устанавливается современное вооружение. Сейчас Ил-38 оснащаются новейшей системой «Морской змей», которая не только способна вести поиск во всех средах – над водой, под водой и в воздухе, - но обладает еще и функцией целеуказания.

ЛТХ Ил-38

Экипаж – 7 человек

Длина – 40,1 м
Высота – 10,1 м
Размах крыла – 37,4 м
Масса пустого – 34700 кг
Максимальная взлетная масса – 68000 кг

Мощность ТВД АИ-20М – 4х4250 л.с.
Максимальная скорость – 650 км/ч
Практическая дальность 7100 км
Практический потолок 8000 м

Боевая нагрузка – до 8400 кг
Вооружение – бомбы, включая корректируемые, мины, торпеды, гидроакустические буи. 

Ил-76

Этот самолет, принятый на вооружение в 1974 году, в настоящее время является основным самолетом ВТА России. На его долю приходится более 70% всей выполняемой транспортной авиацией работы. Он широко используется и в гражданской авиации, но ТЗ на разработку ОКБ Ильюшина утверждало военное ведомство. И в нем черным по белому было зафиксировано назначение этой машины: «для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов».

Самолет широко использовался во время Афганской войны. На втором месте по востребованности был Ан-12. Но при этом Ил-76 обладал гораздо большей защищенностью и живучестью. В Афганистане на этих самолетах было совершено 14700 вылетов. Были потеряны лишь две машины.

Для своего времени, поднимая в воздух 60 тонн полезной нагрузки, самолет был наряду с Ан-22 «Антей» самым мощным отечественным самолетом. Но при этом в рекордных полетах он летал и с 70-тонным грузом, устанавливая мировые достижения по скорости для своего класса самолетов. Всего на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.

При этом он, в отличие от целого ряда тяжелых военно-транспортных самолетов мира, имеет низкую минимально допустимую скорость в 200 км/ч, что позволяет качественно десантировать как живую силу, так и военную технику.




Всего было построено 950 Ил-76 тридцати модификаций. Причем последняя модификация - Ил-76МД-90А – в настоящий момент запускается в серийное производство.

Сегодня в ВТА России эксплуатируются 210 этих машин. Присутствуют они в армиях двух десятков стран мира. Широко используются и в гражданской авиации. Ил-76 является одним из основных самолетов при доставке ооновской гуманитарной помощи по всему свету.

После «развода» с Украиной возникли серьезные проблемы с перспективами эксплуатации самого мощного самолета ВТА - Ан-124 «Руслан», который требует получения запчастей и производства периодических поверок и сертификаций. В связи с чем ОКБ Ильюшина в следующем году приступит к реализации проекта «Ермак». Производство перспективного широкофюзеляжного военно-транспортного самолета предположительно начнется в 2024 году. О новой машине известно лишь, что ее грузоподьемность составит 80 тонн, а дальность с максимальной нагрузкой – 5000 км.

ЛТХ Ил-76МД-90А

Длина – 46,6 м
Размах крыла – 50,5 м
Масса пустого – 88500 кг
Максимальная взлетная масса – 210000 кг
Грузоподъемность – 60 т

Крейсерская скорость – 780-850 км/ч
Дальность – до 6500 км
Практический потолок – 12000 м

Количество перевозимых десантников – 128
Объем грузовой кабины – 321 куб.м.
Вооружение – 2 пушки 23-мм.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  10.12.2016
Председатель совета по кораблестроению коллегии Военно-промышленной комиссии России Владимир Поспелов, вернувшийся вместе с российской делегацией из Чили после международного военно-морского салона «Экспонаваль-2016», ответил на вопросы военного обозревателя Михаила Ходаренка о состоянии российского кораблестроения.
Геополитика  09.12.2016
Вице-адмирал Джеймс Фогго, командующий 6-м флотом ВМС США, дислоцированном в Средиземноморье, сделал весьма примечательное и очень обязывающее заявление. По мнению Фогго, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Кроме того, «если вызовы в этом регионе станут более срочными» то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и численности таких кораблей.
Геополитика  08.12.2016
Спецоперация «Потрясти мир продажей пакета акций «Роснефти»» успешно завершена. Произведенный эффект превзошел все ожидания. Но за экономическими деталями соглашения скрывается не менее интересный политический подтекст. Трудно найти более знаковые структуры, нежели Glencore и Суверенный фонд Катара, символизирующие новое качество России как великой державы. Продажа 19,5% акций «Роснефти» международному консорциуму имела все признаки сложнейшей спецоперации.
Мировой ВПК  08.12.2016
На днях немецкие СМИ разразились настоящей истерикой, через которую явно проглядывается постепенно нарастающее паническое состояние. Поводом к этому стали недавние испытания российского боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», или, попросту говоря, ядерного поезда. Так, журналисты влиятельного немецкого издания Die Welt заявили, что «Баргузин» – это российское оружие, которое, пожалуй, больше всего внушает страх Западу со времен окончания Холодной войны.
Конфликты  10.12.2016
Пальмира, некогда освобожденная от ИГИЛ с помощью ВКС РФ, находится сейчас под угрозой, причем наиболее опасной за последнее время. Другое дело, что есть угроза еще опаснее. Судя по всему, США настроились на раздел Сирии в той или иной форме. По крайней мере, они резко увеличили поддержку тех сил, цель которых не свержение Асада, а отделение от него. На фоне приостановки (по гуманитарным соображениям) операции сирийской армии в Алеппо, резко обострилась обстановка в провинции Хомс, конкретно – в районе Пальмиры. Подразделения ИГИЛ предприняли весьма успешную попытку наступления на этот город сразу с нескольких направлений.
Конфликты  09.12.2016
Коалиция во главе с США в иракском Мосуле нанесла воздушный удар по больнице, которую боевики террористической организации «Исламское государство» использовали в качестве штаба. Об этом сообщила газета The Guardian со ссылкой на центральное командование вооруженных сил США. Отмечается, что за часть сооружений комплекса несколько дней шла ожесточенная борьба иракской армии с террористами, после чего солдаты запросили авиационную поддержку коалиции.
Конфликты  08.12.2016
Рамзан Кадыров не стал опровергать факт отправки чеченских бойцов в Сирию, выступив с подробным, но несколько расплывчатым заявлением по этому поводу. Ранее в Сети появился видеоролик под заголовком «Военные из Чечни отправляются в Алеппо». Военные аналитики предположили, какую именно роль в Сирии могли бы сыграть военнослужащие из Чечни. Глава Чечни Рамзан Кадыров в четверг выступил с пространным заявлением, поводом для которого стали сообщения о том, что в Сирию направлен чеченский спецназ - бойцы батальонов Минобороны «Восток» и «Запад».