14.01.2015, 11:38
Грозный и надежный Ил: от Великой Отечественной до Афгана
Грозный и надежный Ил: от Великой Отечественной до АфганаМеждународная военная политика
Четыре лучших машины ОКБ Ильюшина, созданные за 82 года.

13 января 1933 года было основано ОКБ им. С.В.Ильюшина. Первоначально оно называлось ЦКБ завода №39 им. В.Р.Менжинского, а затем - ОКБ 240. Помимо гражданских самолетов в ОКБ были созданы боевые машины, эффективно применявшиеся во время Великой Отечественной войны. В послевоенное время Илы заняли важное место в парке ВВС страны.


Ил-4

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 (на главном фото) стал глубокой модернизацией самолета ДБ-3. В 1939 году, выпустив более полутора тысяч ДБ-3, авиапром прекратил производство этой машины. Было решено, что Красная армия получила в достаточном количестве дальние бомбардировщики для решения любой стратегической задачи.

Однако во время войны из-за боевых потерь необходимо было постоянно пополнять парк самолетов любой специализации. ОКБ Ильюшина в 1941 году усилило боевые возможности бомбардировщика, повысило его живучесть, оснастило более мощным мотором. И в 1942 году началось массовое производство Ил-4. Всего их было выпущено почти 5,5 тыс. Это был самый массовый советский дальний бомбардировщик времен Второй мировой войны.

Но судьба этого самолета складывалась непросто. В два первых года войны его использовали не по назначению – Ил-4 наносил удары в пределах тактической глубины. То есть использовался как фронтовой бомбардировщик, работая без истребителей сопровождения. В значительной степени из-за этого потери самолетов были очень значительны. И лишь с середины войны Ил-4 наносили массированные бомбовые удары по Берлину и другим германским городам.

Ил-4 имел скорость 430 км/ч, потолок - 9000 м, дальность – 3800 км. Брал 2500 кг бомб. Был вооружен тремя пулеметами. Имел два двигателя воздушного охлаждения М-88Б мощностью 1100 л.с. каждый.


Ил-28

Между ОКБ Ильюшина и Туполева существовала конкуренция по части проектирования бомбардировщиков. Надо сказать, что ильюшинский Ил-4, хоть и был самым массовым, все-таки проигрывал туполевскому ТБ-7. И по бомбовой нагрузке, и по дальности. Но после войны, когда авиация начала переводиться на реактивную тягу, Сергей Владимирович Ильюшин отыгрался в полной мере. Его Ил-28 стал первым советским серийным бомбардировщиком. Правда, Андрей Николаевич Туполев через некоторое время добился реванша, а его ОКБ и поныне является главным разработчиком отечественных бомбардировщиков. 




Фронтовой бомбардировщик Ил-28 был принят на вооружение в 1950 году. Комиссии, дававшей рекомендации к серийному производству, он приглянулся больше, чем его конкурент Ту-73.

Ил-28 зарекомендовал себя надежной и удобной в пилотировании машиной, имеющей хорошую для бомбардировщика маневренность. Прекрасная сбалансированность не требовала от пилота при горизонтальном полете каких-либо усилий. Самолет был также прост в обслуживании. А его внедрение в серийное производство было малозатратным. Всего было выпущено 6316 бомбардировщиков, в строю они находились до начала 60-х годов.

Успех машины в значительной степени был вызван тем, что Ильюшину удалось сократить экипаж до 3 человек и уменьшить оборонительное вооружение без потери боевого качества самолета. В связи с этим машина получилась легкой, при значительной мощности двигателя она позволяла брать на борт большую бомбовую нагрузку и обладала серьезной для фронтового бомбардировщика дальностью. Помимо фугасных бомб Ил-28 был носителем тактической ядерной бомбы мощностью 28 кт.

За разработку Ил-28 С.В.Ильюшин и ряд конструкторов ОКБ были удостоены Сталинской премии.

ЛТХ Ил-28

Экипаж: пилот, штурман, стрелок-радист

Длина – 17,6 м
Высота – 6,7 м
Размах крыла – 21,5 м
Масса пустого – 12890 кг
Максимальная взлетная масса – 23200 кг

Тяга ТРД ВК-1А – 2х2700 кгс
Максимальная скорость – 906 км/ч
Дальность – 2400 км
Практический потолок – 12500 м
Скороподъемность – 15 м/с

Вооружение – 4 пушки 23 мм
Бомбовая нагрузка – 3000 кг.

Ил-38

Данный самолет являет собой редчайший случай, когда орало было перековано на меч. И перековано с высочайшим качеством – этот противолодочный самолет, принятый на вооружение в далеком 1968 году, до сих пор исправно служит в частях ВМФ России. А создан он был на базе пассажирского лайнера Ил-18, который начал эксплуатироваться в Аэрофлоте в 1959 году.

Проектирование нового самолета с нуля для ВМФ было неприемлемо, поскольку на это ушло бы слишком много времени. Спешка была вызвана тем обстоятельством, что в середине 60-х годов стало понятно, что стратегический подводный флот США представляет, пожалуй, наибольшую опасность для обороноспособности страны. И средств противодействия ему в СССР практически не существовало. 




Правда, переделка пассажирского лайнера на военный лад не свелась только к оснащению его специальной аппаратурой и вооружением, как поражающим неприятельские субмарины, так и оборонительным. Пришлось несколько видоизменить даже планер, для чего на 3 метра вперед сместили крыло и расширили фюзеляж для размещения в нем торпед, глубинных бомб и разведывательных буев.

К обычным приборам пилотирования добавили специальные: поисково-прицельную систему «Беркут-38», магнитометр, многоканальный комплекс «Изумруд», снимающий информацию с радиогидролокационных и гидроакустических буев.

С 1967 по 1972 год было построено 64 самолетов. 6 из них были проданы ВМФ Индии. В России сейчас эксплуатируются 40 самолетов и 12 находятся на хранении. Все они периодически модернизируются, на них устанавливается современное вооружение. Сейчас Ил-38 оснащаются новейшей системой «Морской змей», которая не только способна вести поиск во всех средах – над водой, под водой и в воздухе, - но обладает еще и функцией целеуказания.

ЛТХ Ил-38

Экипаж – 7 человек

Длина – 40,1 м
Высота – 10,1 м
Размах крыла – 37,4 м
Масса пустого – 34700 кг
Максимальная взлетная масса – 68000 кг

Мощность ТВД АИ-20М – 4х4250 л.с.
Максимальная скорость – 650 км/ч
Практическая дальность 7100 км
Практический потолок 8000 м

Боевая нагрузка – до 8400 кг
Вооружение – бомбы, включая корректируемые, мины, торпеды, гидроакустические буи. 

Ил-76

Этот самолет, принятый на вооружение в 1974 году, в настоящее время является основным самолетом ВТА России. На его долю приходится более 70% всей выполняемой транспортной авиацией работы. Он широко используется и в гражданской авиации, но ТЗ на разработку ОКБ Ильюшина утверждало военное ведомство. И в нем черным по белому было зафиксировано назначение этой машины: «для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов».

Самолет широко использовался во время Афганской войны. На втором месте по востребованности был Ан-12. Но при этом Ил-76 обладал гораздо большей защищенностью и живучестью. В Афганистане на этих самолетах было совершено 14700 вылетов. Были потеряны лишь две машины.

Для своего времени, поднимая в воздух 60 тонн полезной нагрузки, самолет был наряду с Ан-22 «Антей» самым мощным отечественным самолетом. Но при этом в рекордных полетах он летал и с 70-тонным грузом, устанавливая мировые достижения по скорости для своего класса самолетов. Всего на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.

При этом он, в отличие от целого ряда тяжелых военно-транспортных самолетов мира, имеет низкую минимально допустимую скорость в 200 км/ч, что позволяет качественно десантировать как живую силу, так и военную технику.




Всего было построено 950 Ил-76 тридцати модификаций. Причем последняя модификация - Ил-76МД-90А – в настоящий момент запускается в серийное производство.

Сегодня в ВТА России эксплуатируются 210 этих машин. Присутствуют они в армиях двух десятков стран мира. Широко используются и в гражданской авиации. Ил-76 является одним из основных самолетов при доставке ооновской гуманитарной помощи по всему свету.

После «развода» с Украиной возникли серьезные проблемы с перспективами эксплуатации самого мощного самолета ВТА - Ан-124 «Руслан», который требует получения запчастей и производства периодических поверок и сертификаций. В связи с чем ОКБ Ильюшина в следующем году приступит к реализации проекта «Ермак». Производство перспективного широкофюзеляжного военно-транспортного самолета предположительно начнется в 2024 году. О новой машине известно лишь, что ее грузоподьемность составит 80 тонн, а дальность с максимальной нагрузкой – 5000 км.

ЛТХ Ил-76МД-90А

Длина – 46,6 м
Размах крыла – 50,5 м
Масса пустого – 88500 кг
Максимальная взлетная масса – 210000 кг
Грузоподъемность – 60 т

Крейсерская скорость – 780-850 км/ч
Дальность – до 6500 км
Практический потолок – 12000 м

Количество перевозимых десантников – 128
Объем грузовой кабины – 321 куб.м.
Вооружение – 2 пушки 23-мм.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.