12.01.2015, 20:11
Греция наносит удар по евро
Греция наносит удар по евроМеждународная военная политика
В разгар конфронтации с Россией, Брюссель рискует остаться без единой валюты.

25 января в Греции пройдут досрочные выборы в парламент страны, высокие шансы на победу в которых, по оценкам экспертов, имеют левые радикалы из партии СИРИЗА (лидер Алексис Ципрас). Главные пункты стремящихся к власти евроскептиков хорошо известны. Это отказ от ранее взятых на себя кабальных обязательств по международным кредитам и поднятие вопроса о выходе Греции из еврозоны параллельно со списанием части огромного долга страны.

Общественный взрыв недовольства подготовили взятые греческим правительством обязательства по полученным займам. Они, в частности, предусматривают резкое сокращение финансирования социальной сферы и, соответственно, ведут к снижению уровня жизни в некогда вполне благополучной (до вступления в еврозону и подсаживания на брюссельскую «кредитную иглу») стране. На сегодняшний день внешний долг Греции насчитывает 318 млрд. евро – свыше 170% ВВП. Две последние программы по спасению тонущей экономики общим объемом свыше 240 млрд. долларов в обмен на жесткие реформы не привели к желаемым результатам. Греческое общество проявляет все большее недовольство по поводу нарастания долговой кабалы без какого-либо ощутимого улучшения материального положения. Недовольны и основные доноры – немецкие бюргеры. А также налогоплательщики из ряда других стран т.н. «экономических тяжеловесов», которые не понимают, почему они должны за свой счет спасать греческих «иждивенцев».

Таким образом, в самый разгар противостояния с Россией еврозона начинает трещать по швам. А события в Греции могут перекинуться на те страны европейской периферии, где уже давно назрели фрондерские настроения. Монетарный союз - это ключевой инструмент европейской интеграции. Его ослабление может привести к падению авторитета ключевых стран. Диктовать свою волю при принятии значимых политических решений им станет гораздо труднее.

Пожалуй, не стоит рассматривать происходящее в алармистском ключе, как начало конца «единой Европы». Однако усиление центробежных тенденций в ЕС видится почти неизбежным. Что объективно играет на руку Москве, хотя бы с точки зрения укрепления переговорных позиций по украинскому вопросу.

Мы наблюдаем не подготовку Греции к выходу из еврозоны, а скорее элементы греческой предвыборной кампании, считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

– По всем раскладам к власти в стране придет правительство во главе с партией СИРИЗА, которой прочат лидерство и порядка 34% голосов. Это соответствует 143 мандатам в 300-местном парламенте. С точки зрения риторики СИРИЗА - это радикальные левые, но на деле - умеренные левые. При этом правительство будет сформировано на коалиционной основе. Думаю, оно не рискнет поколебать статус-кво в еврозоне. Кстати говоря, до сих пор представители СИРИЗА, включая лидера партии Алексиса Ципраса, не агитировали за выход из еврозоны.

Поэтому вокруг этой темы есть определенная, довольно мощная спекуляция.

— Насколько она безосновательна?

– Безусловно, под такими разговорами есть серьезная подоплека. Греческая экономика за годы нахождения в еврозоне и добросовестных платежей по долгам в условиях тяжелейшего экономического кризиса практически разрушена. Конечно, для Греции критически важно уменьшить уровень долговой нагрузки.

Проблема в том, что с 2008 года уровень жизни в Греции сильно опустился. И многие догадываются, что если страна вернется к драхме, это будет не та национальная валюта, которая была в 1980-1990 гг. Это будет слабая драхма, которая опустит уровень жизни греков до Болгарии. Правящий класс использует возвращение к драхме таким образом, чтобы еще больше удешевить рабочую силу. А вот возможностей платить по долгам станет еще меньше, поскольку они номинированы в евро. Тогда Греция не сможет обслуживать свой долг и объявит дефолт.

Поэтому, я думаю, вероятнее всего, произойдет частичная реструктуризация долга. Тем более, некоторая его часть была явно приписана. Эту часть и можно будет списать, сохранив получение греческой ренты для крупнейших западных банков. Эта игра вокруг Греции обозначила противоречия внутри ЕС, но едва ли она приведет к его распаду.

— С другой стороны, в случае возвращения к эмиссии драхмы, это сыграет на руку национальному производителю, и будет способствовать повышению конкурентоспособности греческого экспорта.

– Греция небольшая страна. Главная проблема для нее это внешние рынки – куда поставлять продукцию (хотя бы сельскохозяйственную). В 1980-е годы это был сильный экспортер. Вступив в ЕС, Греция потеряла те рынки, на которых теперь хозяйничают другие. Если Афины ослушаются еврокомиссаров и МВФ, то греки вообще могут остаться без рынков. Или окажутся в санкционной блокаде.

— Почему бы России не сыграть на противоречиях в ЕС и предложить Греции (в случае ее выхода из зоны евро) вступить в Таможенный союз или хотя бы создать зону свободной торговли?

– Москва должна смело играть на противоречиях внутри ЕС, но совершенно не занимается этим. Потому что сегодня Россия - это страна без амбиций. Страна, которая хочет дружить с ЕС. Мы не только не используем возможность надавить на Меркель, но и расширить зону своего экономического притяжения. Включить 40 микроскопических тихоокеанских островов в ТС, это совсем не то же самое, что включить в свою орбиту Балканы и Восточную Европу.

Для Греции выстраивание торговых отношений очень важно. Греческие политики говорят об этом постоянно. Проблема в том, что российский рынок в плане продовольствия отдан испанцам (до ответных санкций) и туркам. В Москве вы либо не найдете греческое оливковое масло, либо переплатите за него. Отчасти за счет пошлин, а, главным образом, из-за сговора на рынке. Если бы Россия имела амбиции в Европе, она пошла бы на сделку с греческими поставщиками.

Евросоюз на протяжении последних лет находится в кризисе, констатирует руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев.

– Наибольшие проблемы связаны как раз с функционированием еврозоны. Ее наиболее слабые звенья не выдерживают той конкурентной борьбы, которая разворачивается в Европе. Они не в состоянии приспособить свои экономики к требованиям времени.

Проблема в том, что масштабная реконструкция экономик связана с отказом от ряда устоявшихся догм. По существу греческая экономика не способна к самовоспроизводству: Греция живет в долг. Она производила гораздо меньше, чем потребляла (а уровень потребления в Греции был достаточно высоким). Реальное производство постепенно отмирало.

— Но ведь Брюссель и стоящие за ним основные выгодоприобретатели ЕС (Германия и Франция), навязали аналогичную модель практически всей европейской периферии?

– Это так. Но эта модель действует лишь в случае, если основные экономические тяжеловесы будут готовы ее финансировать. Если ты потребляешь больше, чем производишь, кто-то должен покрывать эту разницу. В последнее время этим занимались Германия, Нидерланды, Франция, отчасти Великобритания.

— Но занимались этим отнюдь не безвозмездно. Выдавая кредиты Греции, те же германские банки извлекали процентную ренту, а на полученные средства греческие потребители приобретали продукцию все тех же германских и французских концернов.

– Абсолютно верно – дотирование Греции это не альтруизм, а помощь собственному крупному бизнесу. Потому что в результате возник огромный общеевропейский рынок, на котором преимущество получили крупные германские и французские корпорации. Это финансовая и промышленно-экономическая экспансия. Она позволяла германским монополиям решать проблемы сбыта. ФРГ - это экспортоориентированная экономика. Наибольшая часть ее ВВП реализуется в сфере внешней торговли. Поэтому расширение рынков сбыта имеет для Германии жизненно важное значение.

Но в какой-то момент плюсы политики расширения стали перекрывать минусы. То есть издержки перестали покрываться получаемой прибылью. И стало понятно, что хотя в Греции проживают менее 11 млн. человек, субсидировать их нет смысла. Тогда Брюссель и МВФ попытались заставить греков жить по средствам – за счет урезания социальных расходов и выплат.

— Но тогда падает платежеспособный спрос, а вместе с ним и «навар» транснациональных корпораций.

– В силу отсутствия реальной экономики оздоровить ее практически невозможно. В Греции практически нет своего производства, судостроение закрыто. Легкая промышленность в упадке, то же касается сельского хозяйства. Единственное, на чем Греция может делать деньги, это туризм. Но одна отрасль не может покрыть издержки и потребности всей страны. Отсюда закономерная реакция населения на резкое снижение уровня жизни, и усиление позиций левых.

— То есть выход из зоны евро это не панацея. А что еще может предложить партия СИРИЗА?

– Введение драхмы, конечно, расширит возможность маневрирования. Те же самые проблемы можно будет решать через инфляцию. То есть вы не урезаете зарплаты, но инфляция сама ведет к ее сокращению. Конечно, дешевая драхма может улучшить торговый баланс. Но проблема в том, что Греция может поставить на внешние рынки.

— Почему России не попытаться воспользоваться ситуацией и не вовлечь страны европейской периферии в орбиту своего экономического влияния?

– Конечно, в условиях конфронтации с Европой, мы не заинтересованы в ее единстве. Нам не нужен единый европейский антироссийский фронт. Но если вовлечь в Евразийский союз еще целую когорту нищих, мы можем не потянуть этот проект. Ведь нам придется брать на себя ответственность, оказывать финансовую поддержку Греции, Болгарии и т.д. На данном этапе нам это совершенно ни к чему. В отличие от Берлина, мы мало что можем предложить греческому рынку. А что есть, мы можем без проблем сбывать и так. Если посмотреть на структуру российского экспорта в Румынию, Болгарию и Грецию, то наибольшую его часть составляют нефтепродукты.

Так что все равно оборудование, станки, продукты питания эти страны будут закупать в ЕС, а не в России. В этом плане мы не конкурентоспособны.

— Даже с учетом обвала рубля?

– Пока это не дало ощутимого экономического эффекта внутри самой России. Плюс у нас отсутствует тот набор товаров и продуктов, который нужен этим странам. К тому же эти страны уже вплетены в западные технологические цепочки. Менять один тип оборудования на другой - крайне накладно и сложно. Да и сами рынки сбыта небольшие – в Болгарии порядка 7 млн. человек, в Греции меньше 11. Это не так уже много. И потом, чем они будут платить – их население в основной массе неплатежеспособно.

— Зато появляется возможность расширения рублевого спроса в процессе товарообмена.

– Это, конечно, укрепило бы нашу валюту. Но вся проблема в российском рубле. Нам надо сначала навести порядок с рублем, который крайне неустойчив. Кстати, не нужно забывать, что болгарские и румынские элиты настроены антироссийски. В этих странах у власти находятся прозападные и проамериканские правительства, так что нам здесь особенно не на что рассчитывать. России самой нужно определиться с той политикой, которую она собирается проводить.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.