06.04.2015, 12:35
Греческий театр драхмы
Греческий театр драхмыМеждународная военная политика
Афины грозят национализировать банки и ввести собственную валюту.

В среду, 8 апреля, премьер Греции Алексис Ципрас прилетит в Москву с четырехдневным визитом. А 9 апреля Афины должны заплатить 448 млн евро Международному валютному фонду (МВФ) за уже просроченный кредит. Между тем, по данным британской газеты The Telegraph, Греция может пропустить этот платеж: кабмин направит оставшиеся в казне бюджетные средства на выплату зарплат и пенсий.

«Мы – левое правительство. Если нам придется выбирать между дефолтом по обязательствам перед МВФ или дефолтом перед собственным народом, выбор очевиден. Возможно, нам придется молча перейти к процессу просрочки платежа в адрес МВФ. Это вызовет фурор на рынках», – заявил британскому изданию источник в греческом правительстве.

Как утверждает The Telegraph, Афины сейчас прорабатывают план экстренных мер по национализации банковской системы и возвращению национальной валюты – драхмы. По замыслу греков, драхма в этом случае будет использоваться параллельно с евро для смягчения финансового кризиса.

Напомним: экономическая ситуация в Греции близка к критической. Даже если в апреле Афины найдут достаточное количество средств для проведения всех расчетов, 1 мая им предстоит вернуть МВФ еще 200 млн евро, а 12 мая – 763 млн евро. Таких денег в греческой казне банально нет. Вместе с тем, перечисление средств международных кредиторов происходит крайне медленно: в последний раз Греция получила транш международной помощи летом 2014 года.

Чтобы избежать краха, Алексис Ципрас, похоже, решил обратиться за финансовой помощью к Москве. Афины надеются, что Кремль снимет и запрет на импорт сельскохозяйственной продукции. Судя по длительности визита греческого премьера, Россия готова обсуждать, на каких условиях спасать греков.

На маневры Афин с тревогой наблюдает Брюссель. Председатель Европейского парламента Мартин Шульц уже призвал Ципраса «избегать отчуждения от европейских партнеров». По мнению Шульца, недопустимо, если «участие в единой европейской политике будет обмениваться на помощь России». А еврокомиссар Пьер Московичи открыто предостерег Ципраса от «чрезмерной близости к Москве».

При этом сама Европа идти на уступки грекам категорически отказывается. В конце марта, на саммите ЕС в Брюсселе, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Греция не имеет другого выбора, кроме как проводить экономические реформы и своевременно платить по долгам, если намерена и дальше получать финансовую помощь от европейских партнеров.

Что стоит за визитом Ципраса, означает ли он, что Афины взяли курс на выход из еврозоны?

– У российского руководства велик соблазн поиграть на противоречиях в Евросоюзе, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Аргументы в пользу такой игры известны: Греция не единственная из европейских стран, которая выступает за отмену антироссийских санкций, есть еще шесть-девять государств, которые придерживаются аналогичной позиции. Стало быть, можно попытаться расколоть ЕС.

В рамках этой игры следует рассматривать и заявления российских политиков о том, что российские контрсанкции в отношении ряда стран могут быть ослаблены. Разговоры об этом ведутся давно, но с начала 2015 года регулярно присутствуют в публичном пространстве.

Думаю, предварительные переговоры об оказании Греции помощи не раз проходили по закрытым дипломатическим каналам. И сейчас, видимо, действительно принято решение о частичном снятии Россией контрсанкций. Скорее всего, это будет пакетное решение по трем-четырем государствам, и связано это решение с интересами РФ по реализации крупномасштабных проектов. Так, в числе этих стран, кроме Греции, почти наверняка окажется Венгрия, где Росатом собирается строить атомные электростанции: высокотехнологичный экспорт для нас – приоритетное направление. В числе кандидатов на ослабление санкций и другие государства, что связано с идеей новых газовых проектов на южном треке.

Даже если, по каким-то причинам, в нынешний визит Ципраса до озвучивания «пакетного» предложения не дойдет, со стороны России будет заявлен протокол о намерениях, причем на высоком политическом уровне.

— Афины рассчитывают, помимо снятия сельскохозяйственного эмбарго, еще и на финансовую помощь РФ. Мы поможем грекам деньгами?

– Не думаю, что это оптимальное для нас решение. У России имеются собственные приоритеты. Совершенно понятно, например, что в 2015 году нам придется оказывать дополнительную финансовую помощь многим странам Евразийского союза, которые к середине года попадут в неприятную ситуацию, связанную с торможением экономического роста. Поэтому нам стоило бы уже сейчас резервировать средства на решение этих вопросов.

Кроме того, в случае оказания односторонней помощи Греции, мы вмешиваемся в правила игры, которые не нами определяются, и по которым согласились играть сами греки. Имею в виду правила «большой тройки» – Еврокомиссии, МВФ и Европейского Центробанка, – которые представляют собой программу финансовой помощи, согласованную с греками.

Если мы вмешаемся, то рискуем получить встречную волну откровенно недоброжелательного отношения финансовых рынков и инвесторов. Например, ужесточение позиции Запада по украинскому долгу. Сейчас, напомню, мы ведем ряд закулисных переговоров, суть которых в следующем: мы пока не предъявляем требований по досрочному погашению, а взамен рассчитываем выяснить, как происходит сколачивание пула инвесторов, выделяющих средства на стабилизацию внешнего долга Киева. Если мы поможем деньгами Греции, нам обрежут эти каналы доверительного общения и, возможно, украинский долг не вернут.

Поэтому, думаю, российские политики и финансовые власти хорошо понимают, что с оказанием финансовой помощи Греции нужно действовать с максимальной аккуратностью. Скорее всего, активных действий в этом направлении мы не увидим.

— Афины могут пойти на национализацию банков и введение драхмы?

– Греческое правительство действительно оказалось в тяжелой ситуации. С одной стороны, ему нужно выполнять предвыборные обязательства и восстанавливать социальные гарантии. С другой – надо выполнять программу, под которую ЕС давал деньги, и, кстати, продолжает давать до сих пор.

Непублично греческий премьер и финансовый блок греческого правительства регулярно поставляют в Брюссель проекты с комплексом краткосрочных мер, направленных на стабилизацию макроэкономических показателей. Брюссель рассматривает эти проекты, размышляет, требует корректировок. Поэтому нельзя сказать, что работа по выработке компромисса не ведется.

На мой взгляд, нынешнее сгущение красок вокруг Греции – это война нервов. Запад пытается оказать на греков дополнительное давление, чтобы заставить их выполнять взятые на себя обязательства. В свою очередь, греческая сторона пытается тиражировать «страшилки», чтобы Запад пошел на дополнительные уступки.

Но, на мой взгляд, Европа сегодня – в отличие от ситуации трехлетней давности – готова к тому, что Греция выйдет из еврозоны. Если сейчас греки отправятся в «свободное плавание», катастрофы не случится: и евро устоит, и ЕС не развалится. А вот грекам придется тяжело.

Национализация банков и введение драхмы гладко выглядят только на бумаге. На практике, с началом национализации из страны сбежит весь капитал и она окажется вообще без финансовых ресурсов. А транзакционные издержки на запуск драхмы в оборот будут стоить Греции огромных денег. Откуда их брать?

– Было бы чрезвычайно нежелательно, чтобы Россия оказалась крайней в ситуации выяснения отношений Греции с Евросоюзом, – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Необходимо понимать: это внутренний кризис той модели евроинтеграции, которая сейчас реализуется. Проблемы в экономике Греции являются следствием и поспешного расширения еврозоны, и деиндустриализации, произошедшей после присоединения Греции к ЕС, и дисбалансов в европейской банковской системе.

Все перечисленное, повторюсь, – внутренний кризис ЕС. И принимать на себя даже часть последствий для смягчения этого кризиса России явно не следует.

При этом, естественно, отношения с Афинами можно улучшать. Например, говорить о снятии сельскохозяйственного эмбарго, а когда нынешняя ситуация уляжется – о развитии военно-технического сотрудничества.

Но я все равно не представляю горизонтов этого военно-технического сотрудничества, которые сделали бы оправданным серьезное кредитование Греции. Что греки могут нам предложить? Ремонтную базу для нашего военно-морского флота? Этого слишком мало, да и ЕС с НАТО вряд ли позволят им пойти на такой шаг: не будем забывать, что Греция – член НАТО.

Каких-то других предложений, которые бы оправдали кредитование страны в предбанкротном состоянии –к тому же члена ЕС и НАТО – я не вижу…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.