12.11.2014, 15:44
Гонка подводных вооружений: чьи ПЛА мощнее?
Гонка подводных вооружений: чьи ПЛА мощнее?Международная военная политика
Как советские конструкторы воспользовались американским головокружением от успехов.

12 ноября 1960 года в состав ВМФ СССР была введена первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту К-19, которую прозвали «Хиросимой». Советскому ВПК понадобилось полтора десятилетия, чтобы догнать, а затем и опередить американский подводный стратегический флот по боевой мощи.


Расчленение «Кита»

Советский Союз, увлеченно разрабатывавший наземные (ракеты) и воздушные (бомбардировщики) средства доставки ядерных зарядов на другой берег Атлантического океана, прозевал старт подводной гонки ядерного оружия. Первую атомную подводную лодку с баллистическими ракетами, подводный стратегический крейсер, сделали в США. Это была лодка «Джордж Вашингтон», принятая на вооружение в 1959 году. Наша К-19 проекта 658 появилась в составе ВМФ год спустя.

Американскую лодку делали стремительно. Взяли готовую торпедную ПЛА «Скипджек», разрезали ее пополам и вставили посередине отсек длиной 36 метров с вертикальными шахтами для размещения и подводного пуска ракет «Поларис». При этом были сохранены шесть носовых торпедных аппаратов.

У нас готовой лодки для проведения такого рода вивисекции не было. Однако принцип конструирования был тем же. В ЦКБМТ «Рубин» взяли чертеж торпедной ПЛА проекта 627 «Кит», разрезали его также пополам и в середину пририсовали отсек для пусковой установки на три ракеты Р-13 с надводным стартом. 



Подводная лодка «Джордж Вашингтон»


Позже в лодках проекта 658М конструкторы смогли заменить надводный старт на подводный. Для чего субмарину вооружили ракетами Р-21. Однако корпус лодки был уже прорисован – по сравнению с проектом 627 нос заострили, чтобы повысить скорость хода в надводном положении. 


Количество, не повлиявшее на качество

К-19 имела длину 114 м, наибольшую ширину 9,2 м, надводное водоизмещение 4039 т, подводное – 5300 т. Ее надводная скорость равнялась 15 узлам, подводная – 26. Рабочая глубина К-19 - 240 м, предельная – 300 м.

Силовая установка – два водо-водяных атомных реактора по 70 МВт.

Экипаж 104 человека.

Автономность плавания – 50 суток. 



Советская подлодка К-19 в момент запуска баллистической ракеты


К-19 принадлежала к первому поколению ПЛАБР. Всего до 1963 года было введено в строй 8 таких лодок. Американских лодок первого поколения было 5. Однако у нас не было не только превосходства по этому виду вооружения, но, к сожалению, даже и паритета. И это несмотря на то, что по некоторым характеристикам лодки проекта 658 были лучше «Джорджа Вашингтона»: по глубине погружения, по боевой живучести. Но сильно уступали по шумности («ее винты шумят на весь океан», говорили о ней), по водоизмещению. И главное - по ракетному вооружению, о чем чуть ниже.

Качество американских лодок было значительно выше. Все они без единой аварии выработали свой ресурс. Наш же первенец – К-19, - что называется, хлебнул лиха.

4 июля 1961 года во время учений «Полярный круг» произошла авария реактора, расположенного по левому борту. Лодка находилась в надводном положении. Возникла реальная угроза взрыва реактора. При ликвидации аварии смертельные дозы облучения получили 14 моряков.

15 ноября 1969 года произошло столкновение с подводной лодкой ВМС США «Gato». Поврежденная К-19 смогла вернуться на базу.

24 февраля 1972 года в результате пожара в 8-м и 9-м отсеках (электромоторный и вспомогательных механизмов) погибли 28 моряков и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух. 



Подводная лодка К-19


15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке погиб один человек.

К-19 получила негласное печальное название «Хиросима».


Надводный старт заменяется подводным

Первоначально на субмарины проекта 658 устанавливали жидкостные одноступенчатые ракеты. По сравнению с американскими «Поларисами» они были громоздкими, из-за чего при примерно одинаковых габаритах лодок на К-19 стояли 3 ракеты, на «Джордже Вашингтоне» - 16. Причем «Поларис» был твердотопливным, раз и навсегда заправленным на фирме-изготовителе. Наша же Р-13 на заводе заправлялась только окислителем. Горючее же размещалось в трех резервуарах, вынесенных за пределы прочного корпуса лодки.

Стрельба осуществлялась следующим образом. Лодка всплывала, и ракеты заправлялись горючим, на что уходило 12 минут. Что делало лодку сравнительно легкой добычей противолодочных самолетов. Дело в том, что дальность стрельбы Р-13 составляла всего лишь 600 км, в связи с чем лодка должна была подходить совсем близко к атакуемым берегам.

Боеголовка Р-13 была солидной – 1 Мт. Но при этом отклонение от цели было велико – 4 км.

Такое положение вещей ВМФ устроить не могло. Поэтому, начиная с 1963 года, первые советские ПЛАРБ начали последовательно переоснащать ракетами Р-21. Они стартовали из подводного положения. Но, к сожалению, также были жидкостными. Р-21 была уже заправлена и горючим, и окислителем. Но перед стартом необходимо было включить наддув баков с целью повышения в них давления до 8,5 атм. Параллельно с этим пусковые шахты заполнялись водой из специального резервуара. Старт осуществлялся с глубины до 40 метров при скорости до 4 узлов и волнении до 5 баллов.

Это, конечно, был значительный шаг вперед. Но при этом до уровня «Полариса» Р-21 также не дотягивала. А в 1962 году появился и более совершенный «Поларис-2». Параметры этих ракет таковы:

- дальность: 1420 км – 2800 км;

- максимальное отклонение от цели: 2800 м – 1800 м;

- мощность заряда: 0,8-1,2 Мт – 0,8-1 Мт. 


Наращивание мощи

Отставание советского подводного стратегического флота в 60-е годы не только не сократилось, но и возросло. Американцы стремительно выпустили немыслимое количество лодок следующего поколения, и к середине 60-х годов в составе ВМС США находилась в общей сложности уже 41 ПЛАРБ. Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда по 200 кт боеголовками.

Всё это вскружило американцам голову: у них создалось впечатление, что Советский Союз столь безнадежно отстал, что развитие своего подводного флота можно приостановить. И новые субмарины, уже третьего поколения, ВМС США начали получать лишь в начале 80-х годов.

Советский же Союз напрягся, уперся рогом и мобилизовал имеющиеся резервы. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами. 

Причем советские лодки второго поколения уже ни в чем не уступали американским. И численное преимущество в то же время было и преимуществом качественным. Так, например, 14 лодок проекта 667БДР «Кальмар», поступивших на вооружение в середине 70-х годов, обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Была улучшены условия для экипажа. По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Причем все они могли выпускаться одним залпом. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. При этом за счет введения в ее инерциальную систему управления астрокоррекции максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.



Подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар»


Лодки были оснащены также двумя типами торпедных аппаратов – 533 мм (4 шт.) и 400 мм (2 шт.), а также двумя ПЗРК «Стрела-2М».

К моменту, когда атомный стратегический подводный флот догнал американский, подготовка советских экипажей была прекрасной. Слаженность действий, умение обращаться с аппаратурой и оружием постоянно оттачивались в боевых походах повышенной категории сложности.

В этом плане невозможно не упомянуть переходы лодок проекта 667БДР с Севера на Дальний Восток под арктическими льдами. Как правило, весь экипаж в этот период в течение нескольких суток находился постоянно на своих постах. Часто глубина не превышала 50 метров. Наибольшую опасность представляли отмели и осевшие на них огромные ледовые массивы. Сверху над подлодками находился лед, толщиной до 15 метров. При этом пространство между кораблем и ледяным панцирем уменьшалось до 3 метров при глубине всего 4 метра под килем. В подобных условиях система автоматизированного управления отключалось, и субмарина двигалась при ручном управлении. Физическое и моральное напряжение личного состава достигало предела. 


Ситуация середины 90-х годов

Существует весьма распространенное мнение относительно того, что в 90-е годы отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен сокрушительный удар. Не американцами, естественно, а хищническим отношением элиты к ресурсам страны. Удар, конечно, был. Однако сокрушительным его не назовешь.

В настоящий момент на вооружении ВМФ находятся 14 ПЛАРБ – 10 у Северного флота, 4 у Тихоокеанского. Правда, не все они способны выполнять боевое патрулирование. Как минимум 4 лодки находятся либо в долговременном ремонте, либо стоит вопрос об их списании. В то же время две лодки проекта 955 «Борей» (на главном фото), относящиеся к четвертому поколению, недавно были приняты в состав ВМФ – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Еще две вышли на госиспытания, и одна заложена.

У США 18 ПЛАРБ. Все они относятся к третьему поколению и постарше наших «Бореев». Это лодки типа «Огайо», поступавшие в ВМС США с 1981 по 1997 год. При этом обновления американских стратегических подводных ракетоносцев до середины следующего десятилетия не предусмотрено. Так что Россия, как и 50 лет назад дышит в затылок Штатам и готова в ближайшее время выйти в лидеры.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.