27.02.2017, 10:49
Гонка "пятых". Чем российский истребитель ПАК ФА лучше американского F-22
Гонка "пятых". Чем российский истребитель ПАК ФА лучше американского F-22Международная военная политика
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"?

Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.

Но, может быть, это и к лучшему? Когда в 2001 году в Америке уже началось серийное производство "рапторов", а ВВС России лишь конкретизировало свои требования по проекту перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), может, это время удалось использовать с пользой? Посмотреть на ошибки американцев, подготовить в нашем истребителе достойный ответ? Попробуем разобраться.

Война поколений

Говорят, что на войне все средства хороши. В итоге не важно, первым ты был или пятым, главное, чтобы к моменту боя твоя техника оказалась лучше, быстрее, прочнее и в большем количестве, чем у противника. Главное тут победить, второго места просто нет. И неважно — начал ты позже, как Япония в конце XVIII века с кораблестроением, главное, что к моменту Цусимы её флот оказался подготовленней, боеспособней, лучше.

Во многом поэтому развитие военных технологий идёт волнами. Какое-то государство изобретает новую технологию и вырывается вперёд. Затем все остальные покупают, похищают, доходят сами до подобного решения и продвигаются следом, сокращая отставание. Попутно изобретается эффективный способ противостояния, и уже другая страна на коне, а десятки конструкторских бюро по всему миру засыпают с единственной мыслью — "как же им это удалось".

Если посмотреть советские и американские военные самолёты начиная со времён Второй мировой, то можно заметить, насколько они похожи. Можно даже подумать, что авиаконструкторы, как нерадивые школьники, просто списывают друг у друга. Но нет — максимум подглядывают, да и то не всегда. Чаще всего нельзя говорить о копировании, это лишь следование очередной волне технологий. Например, F-111 Aardvark и Су-24 похожи друг на друга внешне как близнецы-братья, однако говорить о прямом копировании со стороны наших инженеров нельзя — мода на изменяемую стреловидность крыла диктовала свои решения. 


С истребителями пятого поколения дело обстоит так же. Да, все они создавались с оглядкой на F-22 Raptor (глупо не использовать чужой успешный опыт), но их общую внешнюю схожесть нужно объяснять не желанием сделать "как у других", а неумолимой физикой, требующей для уменьшения заметности применять одни и те же приёмы.

Поэтому, будучи похожими внешне и находясь на одном и том же уровне развития (пятое поколение), каждый из созданных разными странами самолётов по внутреннему содержанию и заложенным идеям разительно отличается от других.

Трудно быть первым

F-22 Raptor серьёзно обогнал по времени всех своих конкурентов. Первый полёт он совершил в 1997 году, а в 2005 был принят на вооружение. Кроме того, он же и самый многочисленный. В то время как другие страны не перешагнули за десять единиц своих самолётов пятого поколения, F-22 был выпущен количеством в 181 серийную машину: больше экономика США просто не потянула.

Изначально предполагалось создание 750 самолётов, однако они получились практически золотыми. И если цена серийного экземпляра составляет 150 миллионов долларов, то, прибавив к ней расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (что всегда делается при подсчёте), можно получить 411 миллионов долларов за один самолёт.

Что же получилось в итоге? Стоит начать с заложенной в него идеи — обеспечение повышенной выживаемости за счёт реализации принципа First look — first kill ("первый обнаружил — первый поразил"). Ради этого в F-22 были применены практически все способы снижения заметности, известные на тот момент.

Впервые в истории на истребителе основное вооружение получило внутренние отсеки. Правда, потом оказалось, что их ёмкость недостаточна, и "раптору" добавили внешние подвески, хоть их использование и сводит на нет всю идею его создания.

Плохо вышло и с топливными баками. F-22 несёт внутри фюзеляжа весьма ограниченный запас топлива (всего 8,2 тонны), что делает его критически зависимым от возможности дозаправки в воздухе. Его боевой радиус составляет всего 760 километров, что по современным меркам крайне мало (более того, ещё неизвестно, с какой загрузкой мерялось это расстояние). Да, с двумя подвесными топливными баками (ПТБ) дальность полёта становится приличной, но это, опять же, уничтожает на корню идею невидимости. Поэтому на выходе мы имеем чётко реализованную, хотя и достаточно однобокую концепцию.

Где-то на высоте 18–20 километров, абсолютно невидимый, барражирует "хищник". Он засекает самолёты противника на огромном расстоянии (около 120 километров) и поражает их, сам оставаясь незамеченным. Идиллическая картина, но очень далёкая от реальности.

Всё это круто работает лишь в условиях наличия под боком авианосца или аэродрома подскока. Но как предполагается реализовывать эту стратегию при завоевании превосходства в воздухе на чужой территории, при глубокой эшелонированной обороне противника — ответа нет. И неизвестно, есть ли он у Пентагона.

Пара слов о незаметности

Невидимость самолётов на радарах противника меряется показателем эффективной площади рассеивания (ЭПР). Чем она меньше, тем лучше. У бомбардировщика Ту-160 ЭПР достигает 25 метров квадратных, у танка Т-90 она около 30 метров, а у человека — 1 квадратный метр. В современных реалиях самолёт считается невидимкой, если его ЭПР меньше чем 0,4 квадратных метра.

Меряться размерами ЭПР давно стало любимым делом и дурным тоном любого спора о возможностях и проблемах современной авиации. Всё дело в том, что с ЭПР приходится, как "настоящим джентльменам", верить на слово. Никто ведь не даст самолёт противника пооблучать в боевых режимах и рассказать, с какого расстояния его реально удалось обнаружить. Вот и рассказывают о своей ЭПР кто что только может. Пока рекорд в подобных заявлениях за американцами, утверждающими, что F-22 имеет ЭПР, равную 0,0001 квадратного метра. Такой же показатель у пули или пятидесятикопеечной монетки.

Понятно, что никто никогда не расскажет, как были получены такие результаты. В какой проекции, с включенной РЛС или нет, была ли задействована внешняя подвеска? Например, с задней полусферы такое значение просто противоречит физике, двигатели явно будут светиться гораздо сильнее. Скорее всего, был взят локальный минимум замера в одном из положений. Вот и получается, что можно говорить что угодно — сравнивать эти числа просто бесполезно.

Скорее всего, ЭПР F-22 близок к значениям ПАК ФА. Наш самолёт только с задней полусферы будет "фонить" сильнее. Но и то исключительно до тех пор, пока не будут поставлены двигатели второго этапа (что случится уже в будущем году).

Ответный ход

ВВС США во многом берут на себя работу ПВО. Отсутствие аналогов таким комплексам дальнего действия, как С-300 и С-400 (да и на средних дистанциях американская техника провисает), заставляет придумывать самолётам концепцию, подобную F-22. В ней истребитель работает от защиты, находясь недалеко от аэродрома, не включая бортовую РЛС, а получая данные при помощи Авиационного комплекса радиообнаружения и наведения (АВАКС), то есть самолёта, оборудованного мощной радарной системой.

При необходимости работать в условиях серьёзной войны, сложного фронта и работающей ПВО противника ситуация резко меняется. Даже если предположить, что театром военных действий станет Европа, то необходимость постоянной дозаправки или полётов с подвесными баками быстро покажет нежизнеспособность такой концепции.

Российский комплекс фронтовой авиации создавался совсем с другими мыслями. В России необходимость переброски с фронта на фронт на большие расстояния и способность выполнять миссии глубоко за линией фронта ставились по умолчанию. Отсюда и гораздо большая дальность полёта, и возможность взять больше ракет во внутренних отсеках.

F-22 — это скорее дуэлянт, профессионал одного выстрела. На удобной для себя дистанции, в родных стенах он не оставит противнику шанса, стреляя быстро и сходу. ПАК ФА — это скорее солдат, способный проиграть в прямой дуэли, но зато гораздо более эффективный во время военных действий в лесу, в снегах, при плохой погоде.

Козыри в рукаве

Итак, какие же карты, способные удивить оппонента, может выложить на стол ПАК ФА? Начать стоит со сверхманёвренности. После выхода F-35, который даже на показательных выступлениях напоминал скорее летящего ежа, получившего крепкого пинка, евангелисты американской техники заговорили о ненужности сверхманёвренности для пятого поколения. Мол, это отвлекает пилота и вообще, лети себе по прямой и не отвлекайся, сопла по сторонам не отклоняй. О том, что F-22 имеет управляемый вектор тяги (правда только вертикально), сразу же забывают.

У ПАК ФА с этим всё замечательно. Имея всеракурсное управление вектором тяги, он способен показать себя как в ближнем бою, так и при уклонении от ракет противника. Ещё лучше ситуация станет после установки на самолёт "изделия 30", двигателей второго этапа. Они значительно усилят тяговооружённость ПАК ФА.

Лучше у нашего самолёта и с запасом топлива. 13 тонн "вкуснейшего" керосина позволяют действовать в полной боевой выкладке на радиусе свыше 1000 километров, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 километров.

Преимущество у ПАК ФА и в вопросах вооружения. Во внутренние отсеки можно загрузить до десяти ракет, в то время как F-22 имеет их лишь восемь штук. Причём от наружных подвесов конструкторы "Сухого" планируют отказаться, чтобы сделать самолёт незаметнее, а в перспективе довести число внутренних точек подвески до 12 штук.

Отдельно стоит рассказать и про ракеты. Лучшее из того, что у нас есть для дальней дистанции, — это Х-74М2 корпорации "Тактическое ракетное вооружение". Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 Махов) скорости и поражать цель на расстоянии более 300 километров. Её вес около 400 килограммов, мощность боевой части достаточная, чтобы сделать встречу с самолётом противника последним для него событием.

Неокончательные выводы

Вот и получается, что сравнивать напрямую нельзя. Да, F-22 был первый (и останется лучшим по крайней мере в рекламных буклетах ещё долго). Однако некоторые его особенности могут усложнить использование, кроме как в случаях, когда "встретились два самолёта над океаном".

Здесь стоит упомянуть приём и передачу данных по каналу IFDL между F-22, помогающему им обмениваться информацией. А вот для других самолётов, включая F-35, канал работает только на приём, поэтому поделиться данными с радара не получится. Только если пересказывать хриплым от страха голосом: "Ребята, там четверо русских заходят с юго-востока".

ПАК ФА гораздо более приспособлен под нужды военных, требующих самолёт для активного ведения боевых действий. Самолёт, способный прорвать оборону противника, создать превосходство в воздухе или просто прикрыть бомбардировщики. Сказать, что он хуже, просто отталкиваясь от цифры ЭПР, было бы совсем глупо.

ПАК ФА — другой, он был создан позже и с иными целями. Неизвестно, сколько ещё прослужит F-22, так как количество "детских болезней" и вылезающих проблем у него очень велико. F-117 Nighthawk прослужил всего 25 лет, что по меркам авиации очень мало, из-за приблизительно таких же "проблем первого поколения".

В данный момент всех гораздо более интересует F-35 против ПАК ФА, однако об этом противостоянии стоит поговорить в другой раз.
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.