Международная военная политика



09:22
Гиперзвуковое и дальнобойное
Гиперзвуковое и дальнобойное
Главком ВВС обрисовал перспективы российской боевой авиации.

Умные ракеты, системы ПВО, способные сбить аппарат в ближнем космосе, новые стратегические бомбардировщики и беспилотные истребители - таким ожидается будущее Военно-воздушных сил России. Перспективы российской боевой авиации обрисовал главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев, а мы попытались разобраться в них поподробнее.

«Уже в 2016 в войска начнет поступать истребитель пятого поколения Т-50, - свое выступление Бондарев начал с самой ожидаемой новинки российской боевой авиации. - Он уже два раза участвовал в конкурсе «Авиадартс», выполнял парный пилотаж. Я думаю, что у этого самолета прекрасное будущее. В летно-испытательном центре в Ахтубинске специалисты уже получили несколько самолетов Т-50 и приступили к их облету».

Также российские ВВС получат крылатые ракеты «со встроенным интеллектом», действующие зенитные ракетные комплексы сменит система С-500, а стратегическую авиацию ждет обновление в два этапа, первый из которых предполагает глубокую модернизацию бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95, а второй - замену бомбардировщиков новой разработкой - ПАК ДА (перспективный авиакомплекс дальней авиации). 


Лакмусовая боеготовность

Специалисты не скрывают, что Т-50 - квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это, прежде всего, самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных – радиопоглощающих материалов. Радар с активной фазированной решёткой, позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия.

Кроме того, по всему фюзеляжу машины размещены еще несколько десятков различных датчиков, которые позволяют не только контролировать ситуацию вокруг, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а кроме того, благодаря функции «электронного пилота» самостоятельно анализировать боевую ситуацию, предлагая летчику несколько вариантов действий. Большую часть полетной и боевой информации пилот получает в виде символов и значков. Это серьезно облегчает ее восприятие.

Двигатель Т-50 имеет возможность крейсерского сверхзвукового полета и обеспечивает сверхманевренность истребителя. И наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую – сетецентрическую систему ведения боевых действий. Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. По нашим данным, в Ахтубинске не просто «учат летать» Т-50, но уже испытывают его на применение высокоточных ракет и авиабомб. Все это говорит, что машина практически готова к поставке в войска.

Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300-400 метров. В перспективе на его базе должен быть создан и морской вариант. Разработчики говорят, что самолет будет развивать скорость более двух тысячи километров в час и совершать перелеты на расстояние до пяти тысячи километров. В отсеках истребителя, но некоторым данным, могут быть размещены до восьми ракет «воздух-воздух» типа Р-77 или две управляемые авиабомбы массой по 1500 килограммов. Кроме того, на двух внешних подвесках самолета смогут разметить еще две дальнобойные ракеты, с помощью которых он сможет бороться с целями на удалении в 400 км.


С прицелом в будущее

Т-50 интересен и тем, что это первый полностью «цифровой» истребитель российских ВВС, открывающий переход нашей боевой авиации в «беспилотное будущее». Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным - то есть либо робот, либо человек.

Генеральный конструктор «Раменского конструкторского бюро» Гиви Джанджгава, где создавалась бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Многое из начинки, которая должна в них присутствовать, уже создано и используется в серийных или испытываемых российских истребителях.

«Например, современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности, - рассказал конструктор. – Это позволяет пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. Бортовой компьютер может корректировать ошибки пилотирования. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания - автоматически его катапультировать».

По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го – беспилотно-роботизированного поколения авиатехники. Но стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях.

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежко – конструктор, работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, утверждает, что «Ахиллесова пята» всех беспилотников в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.

«Американского робота MQ-1 Predator готовит к вылету несколько месяцев, - сообщил Сыроежко. - Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым».


Приставка «гипер» 

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за военно-промышленный комплекс, до последнего времени верил, что будущее нашей авиации за гиперзвуковыми скоростями. По его мнению, новый дальний бомбардировщик должен быть именно таким: сверхмощная, сверхскоростная машина, способная прорвать любую систему противоракетной и противовоздушной обороны противника. Базой для такой машины должен стать наш «Белый лебедь» - Ту-160. Бомбардировщик способный совершать полеты со скоростями в 2 тыс. км в час и в ближнем космосе.

Главком ВВС Бондарев говорит о другом. ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации - Ту-160, Ту-95МС и Ту-22. То есть станет приемником не самого современного и мощного Т-160, а «старенького» турбовинтового Ту-95.

«Старенькие» - это, конечно относительно. Стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95МС «Медведь» - основная ударная сила нашей воздушной компоненты стратегических ядерных сил сдерживания. Обе машины прошли серьезную модернизацию. На Ту-160 был установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару.

Сегодня решается вопрос и с восстановлением производства двигателей НК-32 для Ту-160. В закупку нового оборудования, необходимого для выпуска деталей для двигателей, завод уже вложил почти 500 млн. рублей. Уникальность этих моторов заключается в том, что в воздушном пространстве он работает как обычный реактивный, а в безвоздушном – «ближнем космосе» как ракетный. Тем не менее, ВВС видят перспективный бомбардировщик «дозвуковым». Почему?

Во-первых, он в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того, чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. В истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника.

«Ракеты будут со встроенным интеллектом, - говорит Бондарев, - который будет анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Ракета сама будет принимать решение, на какой высоте и с какой скоростью, в каком направлении ей лететь. Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними».


Достать звезду

С-500 - еще одна загадка нашего военно-промышленного комплекса. Ее создание было анонсировано в 2009 году. Тогда же было объявлено, что разработка комплекса будет завершена к 2012 году, а к 2015 он должен поступить на вооружение. Систему разрабатывает ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А.А.Расплетина». Совсем недавно фирма поставила на вооружение зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф». По словам разработчиков, характеристики этой системы говорят о том, что она может составлять основу ПВО и нестратегической ПРО России в ближайшие десятилетия.

От своих предшественников, комплексов С-300, «четырехсотка» отличается повышенной огневой «производительностью». В стандартном пусковом контейнере от «трехсотки» конструкторы «спрятали» не одну, а четыре ракеты повышенной дальности. «Триумф» бьет почти до ближнего космоса.

При этом машина не только обнаруживает и перехватывает летящие на скоростях до 5 километров в секунду боеголовки баллистических ракет, но и с такой же легкостью может «подобрать» у самой земли на высоте 10 метров любую современную крылатую ракету или «висящий» в небе маленький беспилотник-разведчик. На такие фокусы не способен ни американский зенитно-ракетный комплекс «Пэтриот», ни перспективная установка системы тактической ПРО «THАAD».

У нашего комплекса есть еще одно очень серьезное преимущество. Ракеты С-400 стартуют из контейнера вертикально вверх и уже в воздухе наводятся по радиоканалу в сторону цели. Это резко снижает время реагирования на возникающие угрозы - почти в 6 раз быстрее, чем у американских аналогов, которым нужно разворачивать пусковые установки в сторону цели.

Про С-500 известно, что он будет более компактен по сравнению с С-400. В его конструкции используется новейший сферический радар с активной фазированной решеткой, работающей в X-диапазоне. Благодаря этому машина может обнаруживать большее количество целей и наводить на них большее количество ракет. Скорее всего, как и в случае с С-400, в комплексе будет применено несколько типов ракет, в том числе с возможностью перехвата целей в ближнем космосе.

Впрочем, С-500, скорее всего окажется не просто пусковыми установками на шасси, как С-400 или С-300, а мощной интеллектуальной системой, которой предстоит взять управление над всей системой ПВО и НПРО России. Об этом говорит тот факт, что в своих докладах об испытаниях С-500 наши военные говорят об испытании «отдельных элементов», а не системы в целом.

Категория: Мировой ВПК | 509 | Рейтинг: 0.0/0



comments powered by HyperComments