14.03.2015, 12:22
Геополитика в заложниках у реформаторов
Геополитика в заложниках у реформаторовМеждународная военная политика
Планы по освоению Арктического шельфа оказались под угрозой из-за безответственности чиновников.

Реформа РАН, о негативных последствиях которой предупреждало ученое сообщество, уже начала давать свои горькие плоды. Заложником структурных изменений стал экипаж научного судна «Академик Николай Страхов», находящегося больше года в порту Коломбо государства Шри-Ланка. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) не может найти средства на ремонт корабля и оплату портовых издержек.

Ранее судно принадлежало Институту геологии. За почти 30 лет своей работы корабль провел десятки экспедиций, его команда сделала более десятка научных открытий в области изучения рельефа дна Мирового океана. За последние четверть века ЮНЕСКО по заявкам нашей страны утвердила названия 54 объектов морской поверхности, из них 30 были открыты с помощью «Академика Николая Страхова».

Незадолго до реформы РАН Институту геологии удалось оснастить судно новейшим оборудованием. На корабль установили два датских многолучевых эхолота и современную систему связи. В августе 2013 года в районе Мальдивских островов Индийского океана на судне сломался гребной вал, и оно было отбуксировано в порт Коломбо. Институт оплатил изготовление в Голландии нового гребного вала и проведение планового регистрового ремонта, который делается раз в пять лет.

Но тут началась реформа РАН, все необходимые для этого законодательные акты были приняты в кратчайшие сроки. И теперь владельцем научного флота стало ФАНО, а академические институты – лишь эксплуатирующей стороной. Но у ФАНО, как оказалось, денег на содержание корабля нет. Не заложены они и в бюджете организации на 2015 год. В итоге, «Академик Николай Страхов» оказался прикован к чужеземному берегу. Каждый месяц долг перед Шри-Ланка за простой в порту увеличивается на 25 тысяч долларов. О завершении ремонта речь пока тоже не идет.

На борту корабля в настоящее время находится дежурная команда из 14 человек. Из-за отсутствия финансирования люди фактически оказались заложниками ситуации. Сейчас они не могут ни покинуть судно, ни ремонтировать его. Российский МИД заявил, что денег у него нет. Из администрации президента приходят пока только отписки. «Ваше обращение поступило, рассмотрено, вы будете проинформированы о дальнейшем рассмотрении»…

Как рассказала научный сотрудник Института геологии РАН Ксения Добролюбова, ситуация сложилась просто критическая:

– Корабль из-за долгов сейчас отключили полностью от систем жизнеобеспечения. На прошлой неделе им включали электричество на два часа в день, люди могли приготовить себе пищу, связаться с нами. Сейчас же электропитание полностью отрублено. Экипаж как-то выживает, но как – большая загадка. На улице температура плюс 40, внутри металлической конструкции судна – плюс 60. Есть информация, что нашли деньги для эвакуации одного заболевшего.

— Какую поддержку получает экипаж сегодня?

– Ежедневно наш институт перечисляет деньги капитану на банковскую карточку, чтобы можно было купить продукты. Институт всячески старается помочь, достучаться до чиновников. Уже больше года мы шлем письма в ФАНО, которое не выделяет деньги с тех пор, как получило судно в собственность. Видимо, там забыли, что у Академии был свой флот.

ФАНО пока ограничивается финансовыми проверками. Постоянно приезжают в институт ревизоры, которые удивляются, что у нас нет денег.

Есть распоряжение Рогозина, о ситуации знает Дворкович. ФАНО был поставлен крайний срок – 27 февраля, чтобы ведомство решило проблему и изыскало средства на портовые штрафы и привоз сделанного уже год назад в Голландии гребного вала. Но пока никаких действий чиновники не предпринимают. Может, они рассчитывают, что ситуация решится сама собой.

Мы должны понимать, что судно оснащено новейшим оборудованием, всё оно двойного назначения. Из-за санкций у России больше не будет возможности не только поставить похожее оборудование на другой корабль, но и купить запчасти для имеющегося на «Академике Николае Страхове». А при такой температуре образуется конденсат, и оборудование выходит из строя. Может, у нас и двух недель не осталось, чтобы спасти технику, ведь кондиционеры на борту уже не работают.

Другая проблема – на судне наши люди, россияне, которых унижают, не выпускают на берег. Только в сопровождении местного агента они могут сходить в магазин за продуктами и вернуться обратно.

Складывается очень интересная ситуация. В ноябре прошлого года моряки вышли на гепрокурора России Юрия Чайку. Но они не могут подать в суд на ФАНО, только на Институт геологии, который распоряжается кораблем. Чайка инициировал прокурорскую проверку. Она показала, что Институт сделал всё возможное для спасения судна. ФАНО была передано соответствующее указание, чтобы агентство изыскало средства. Но пока результатов никаких нет.

— Пока всё упирается в деньги.

– Пока да. Но судно в иностранном порту, люди не могут покинуть его. Это прямое унижение наших граждан. Еще год назад мы писали письма и предупреждали о возможных дипломатических последствиях. Мы писали, что когда закончатся деньги, корабль будет продан за копейки для покрытия портовых штрафов, либо он будет отбуксирован, в течение нескольких дней разграблен и затоплен. И вот в случае второго сценария, уже будет связанный с экологией международный скандал, России придется искать деньги, чтобы поднять судно.

Чтобы решить ситуацию сегодня, надо потратить порядка двух миллионов долларов, но новый корабль стоит порядка 150 миллионов, да и купить его из-за санкций мы не сможем. Сколько мы заплатим, если ситуация не разрешится сейчас, какие будут репутационные издержки для страны – сложно и представить.

Сотрудники Института геологии реши обратиться за помощью к депутату Госдумы Юрию Афонину. Парламентарий направил запросы главе ФАНО Михаилу Котюкову, генпрокурору Юрию Чайке и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Но пока результатов нет.

– Ситуация, в которой оказалось научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов», требует принятия самых экстренных мер, – прокомментировал ситуацию депутат Государственной Думы Юрий Афонин. – Промедление угрожает здоровью членов экипажа судна, а также может обернуться потерей для России уникального научно-исследовательского комплекса, работа которого имеет прямое отношение к обеспечению национальных интересов страны. Исследования дна Мирового океана этим судном позволяют обеспечивать научными аргументами заявки нашей страны на участки морского шельфа. «Академик Николай Страхов» является судном ледового класса, что делает возможным изучение дна Северного Ледовитого океана, где в настоящее время проводится разграничение морского шельфа, содержащего запасы углеводородных полезных ископаемых стратегического масштаба. Мы, коммунисты, предупреждали о том, что лишение Академии наук возможности распоряжаться собственным имуществом приведет к катастрофическим последствиям. Разработанная в советское время система распределения средств на науку самими учеными работала в целом нормально, требовала лишь коррекции, но никак не полного уничтожения. Пришедшие на смену ученым «эффективные менеджеры» не способны думать не только о науке, но и о защите национальных интересов и даже о получении прибыли. Ведь «Академик Страхов» мог бы зарабатывать валюту для науки, выполняя исследования по заказам других государств. Вместо этого он стоит в чужом порту, приносит огромные убытки, экипаж переносит неимоверные страдания, и в конечном итоге судно могут пустить с молотка за долги. Вот о таком управлении имуществом мечтали единороссы два года назад, голосуя за «реформу РАН»?

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.