14.03.2015, 12:22
Геополитика в заложниках у реформаторов
Геополитика в заложниках у реформаторовМеждународная военная политика
Планы по освоению Арктического шельфа оказались под угрозой из-за безответственности чиновников.

Реформа РАН, о негативных последствиях которой предупреждало ученое сообщество, уже начала давать свои горькие плоды. Заложником структурных изменений стал экипаж научного судна «Академик Николай Страхов», находящегося больше года в порту Коломбо государства Шри-Ланка. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) не может найти средства на ремонт корабля и оплату портовых издержек.

Ранее судно принадлежало Институту геологии. За почти 30 лет своей работы корабль провел десятки экспедиций, его команда сделала более десятка научных открытий в области изучения рельефа дна Мирового океана. За последние четверть века ЮНЕСКО по заявкам нашей страны утвердила названия 54 объектов морской поверхности, из них 30 были открыты с помощью «Академика Николая Страхова».

Незадолго до реформы РАН Институту геологии удалось оснастить судно новейшим оборудованием. На корабль установили два датских многолучевых эхолота и современную систему связи. В августе 2013 года в районе Мальдивских островов Индийского океана на судне сломался гребной вал, и оно было отбуксировано в порт Коломбо. Институт оплатил изготовление в Голландии нового гребного вала и проведение планового регистрового ремонта, который делается раз в пять лет.

Но тут началась реформа РАН, все необходимые для этого законодательные акты были приняты в кратчайшие сроки. И теперь владельцем научного флота стало ФАНО, а академические институты – лишь эксплуатирующей стороной. Но у ФАНО, как оказалось, денег на содержание корабля нет. Не заложены они и в бюджете организации на 2015 год. В итоге, «Академик Николай Страхов» оказался прикован к чужеземному берегу. Каждый месяц долг перед Шри-Ланка за простой в порту увеличивается на 25 тысяч долларов. О завершении ремонта речь пока тоже не идет.

На борту корабля в настоящее время находится дежурная команда из 14 человек. Из-за отсутствия финансирования люди фактически оказались заложниками ситуации. Сейчас они не могут ни покинуть судно, ни ремонтировать его. Российский МИД заявил, что денег у него нет. Из администрации президента приходят пока только отписки. «Ваше обращение поступило, рассмотрено, вы будете проинформированы о дальнейшем рассмотрении»…

Как рассказала научный сотрудник Института геологии РАН Ксения Добролюбова, ситуация сложилась просто критическая:

– Корабль из-за долгов сейчас отключили полностью от систем жизнеобеспечения. На прошлой неделе им включали электричество на два часа в день, люди могли приготовить себе пищу, связаться с нами. Сейчас же электропитание полностью отрублено. Экипаж как-то выживает, но как – большая загадка. На улице температура плюс 40, внутри металлической конструкции судна – плюс 60. Есть информация, что нашли деньги для эвакуации одного заболевшего.

— Какую поддержку получает экипаж сегодня?

– Ежедневно наш институт перечисляет деньги капитану на банковскую карточку, чтобы можно было купить продукты. Институт всячески старается помочь, достучаться до чиновников. Уже больше года мы шлем письма в ФАНО, которое не выделяет деньги с тех пор, как получило судно в собственность. Видимо, там забыли, что у Академии был свой флот.

ФАНО пока ограничивается финансовыми проверками. Постоянно приезжают в институт ревизоры, которые удивляются, что у нас нет денег.

Есть распоряжение Рогозина, о ситуации знает Дворкович. ФАНО был поставлен крайний срок – 27 февраля, чтобы ведомство решило проблему и изыскало средства на портовые штрафы и привоз сделанного уже год назад в Голландии гребного вала. Но пока никаких действий чиновники не предпринимают. Может, они рассчитывают, что ситуация решится сама собой.

Мы должны понимать, что судно оснащено новейшим оборудованием, всё оно двойного назначения. Из-за санкций у России больше не будет возможности не только поставить похожее оборудование на другой корабль, но и купить запчасти для имеющегося на «Академике Николае Страхове». А при такой температуре образуется конденсат, и оборудование выходит из строя. Может, у нас и двух недель не осталось, чтобы спасти технику, ведь кондиционеры на борту уже не работают.

Другая проблема – на судне наши люди, россияне, которых унижают, не выпускают на берег. Только в сопровождении местного агента они могут сходить в магазин за продуктами и вернуться обратно.

Складывается очень интересная ситуация. В ноябре прошлого года моряки вышли на гепрокурора России Юрия Чайку. Но они не могут подать в суд на ФАНО, только на Институт геологии, который распоряжается кораблем. Чайка инициировал прокурорскую проверку. Она показала, что Институт сделал всё возможное для спасения судна. ФАНО была передано соответствующее указание, чтобы агентство изыскало средства. Но пока результатов никаких нет.

— Пока всё упирается в деньги.

– Пока да. Но судно в иностранном порту, люди не могут покинуть его. Это прямое унижение наших граждан. Еще год назад мы писали письма и предупреждали о возможных дипломатических последствиях. Мы писали, что когда закончатся деньги, корабль будет продан за копейки для покрытия портовых штрафов, либо он будет отбуксирован, в течение нескольких дней разграблен и затоплен. И вот в случае второго сценария, уже будет связанный с экологией международный скандал, России придется искать деньги, чтобы поднять судно.

Чтобы решить ситуацию сегодня, надо потратить порядка двух миллионов долларов, но новый корабль стоит порядка 150 миллионов, да и купить его из-за санкций мы не сможем. Сколько мы заплатим, если ситуация не разрешится сейчас, какие будут репутационные издержки для страны – сложно и представить.

Сотрудники Института геологии реши обратиться за помощью к депутату Госдумы Юрию Афонину. Парламентарий направил запросы главе ФАНО Михаилу Котюкову, генпрокурору Юрию Чайке и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Но пока результатов нет.

– Ситуация, в которой оказалось научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов», требует принятия самых экстренных мер, – прокомментировал ситуацию депутат Государственной Думы Юрий Афонин. – Промедление угрожает здоровью членов экипажа судна, а также может обернуться потерей для России уникального научно-исследовательского комплекса, работа которого имеет прямое отношение к обеспечению национальных интересов страны. Исследования дна Мирового океана этим судном позволяют обеспечивать научными аргументами заявки нашей страны на участки морского шельфа. «Академик Николай Страхов» является судном ледового класса, что делает возможным изучение дна Северного Ледовитого океана, где в настоящее время проводится разграничение морского шельфа, содержащего запасы углеводородных полезных ископаемых стратегического масштаба. Мы, коммунисты, предупреждали о том, что лишение Академии наук возможности распоряжаться собственным имуществом приведет к катастрофическим последствиям. Разработанная в советское время система распределения средств на науку самими учеными работала в целом нормально, требовала лишь коррекции, но никак не полного уничтожения. Пришедшие на смену ученым «эффективные менеджеры» не способны думать не только о науке, но и о защите национальных интересов и даже о получении прибыли. Ведь «Академик Страхов» мог бы зарабатывать валюту для науки, выполняя исследования по заказам других государств. Вместо этого он стоит в чужом порту, приносит огромные убытки, экипаж переносит неимоверные страдания, и в конечном итоге судно могут пустить с молотка за долги. Вот о таком управлении имуществом мечтали единороссы два года назад, голосуя за «реформу РАН»?

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.