06.12.2016, 16:12
Где тросы, там и рвется: что происходит на палубе «Адмирала Кузнецова»
Где тросы, там и рвется: что происходит на палубе «Адмирала Кузнецова»Международная военная политика
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с военным экспертом Ильей Крамником.

Что такое авиафинишер

Аэро- или авиафинишер — довольно простое устройство, состоящее из специального толстого стального троса, натянутого поперек посадочной палубы авианосца, и размещенных под палубой барабанов с гидравлическими тормозами, за которые закреплен этот трос. Именно это устройство «гасит» энергию заходящего на посадку самолета: трос цепляется специальным крюком — «гаком», выпускаемым самолетом перед посадкой.

«Надо понимать, что тросы авиафинишера — это расходный материал на любом современном авианосце. На каждом таком корабле есть несколько комплектов запасных тросов, и есть все для их ремонта на борту» — комментирует Илья Крамник.

Чем чаще летают, тем чаще рвутся — доказано в США

Тросы авиафинишеров на «Кузнецове» рвались не раз, как и на любом авианосце. «Большинство аварий происходит из-за тросов — объясняет эксперт. Как говорится, где тонко, там и рвется. А „тонко" становится потому, что именно на это чаще всего и больше всего оказывается воздействие при посадке».

Правда, до этого момента тросы на «Кузнецове» рвались редко — крейсер не участвовал в боевых операциях, а учебные полеты проходят не с такой интенсивностью.

Если посмотреть на опыт США, то аварии с палубными самолетами у них происходят чаще, что неудивительно: американские вооруженные силы располагают десятью авианосцами с пятьюдесятью самолетами на каждом. И проблема с авиафинишерами у Америки такая же.

Два раза в одну воду

Предыдущая авария с МиГ-29К, упавшим 13 ноября этого года, тоже была связана с проблемой с тросом. Ответить на вопрос, как на флоте за короткий промежуток времени схожим образом умудрились уронить два самолета, пока нельзя. Интенсивность полетов, а значит и нагрузка на тросы, неизвестны.

«Если там было десять полетов, то возникают большие вопросы, если сто, то да, мог порваться. Я могу предположить, что там были не самые интенсивные полеты», — комментирует Крамник.

Если вернуться к фактам, то, в случае с МиГ-29К, идущий перед ним истребитель порвал трос, успев зацепиться за следующий. Запутавшиеся тросы разматывали и чинили до того момента, как следующий истребитель уже должен был заходить на посадку. «При этом на „Кузнецове" решили скрыть эту незначительную поломку и не отправили самолет на аэродром. В итоге, если верить имеющейся информации, пока МиГ-29К ждал, когда починят тросы и „стоял на кругу", у него закончилось топливо», — рассказывает Илья Крамник.

Поймать тяжелый палубник

Вклад Су-33 в нанесение ударов по наземным целям в Алеппо сравнительно невелик, и его полеты преследуют в основном цели проверки модернизированного прицельного комплекса. Основная же задача самолета — прикрытие района развертывания корабельной авианосной группы и самолетов, выполняющих ударные задачи.

Стоит также заметить, что Су-33 — самый тяжелый на сегодняшний день палубный истребитель. «Необходимо посадить тридцатитонную машину на пятачок 36 метров — небольшой прямоугольник, на котором расположены тросы. А учитывая скорости, каждое движение ручкой дает отклонение на многие метры. Плюс надо соотносить перемещение истребителя, перемещение авианосца, ветер. Все это — вопросы тренировки летчика», — считает Крамник.

Технологический позор или криминал

Вернемся к тросам авиафинишеров. В сложившейся ситуации можно констатировать, что они все-таки и оказались на «Кузнецове» самым «тонким» местом. Совсем не хотелось бы предполагать, что отработанная базовая технология производства тросов может приводить к браку.

«Это был бы огромный позор. Потому что у нас очень большая страна, в которой кто-то что-то постоянно поднимает мощными тросами, строит, буксирует и перевозит. Технология производства тросов, способных выдерживать подобное напряжение — базовая технология для любого нормального промышленного государства XX века, — говорит обозреватель Lenta.ru. — Если встает вопрос, что мы не можем производить такую продукцию, то получается, что мы, извините, страна третьего мира. Так что если и есть вопросы к качеству этих тросов, я бы, скорее, искал причины „криминального" характера — попытку подложить заведомо бракованный товар или что-то в этом роде».
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.