28.03.2015, 13:53
Фолклендский комплекс
Фолклендский комплексМеждународная военная политика
Как может выглядеть новый конфликт вокруг спорных островов в южной Атлантике.

В британской прессе активно обсуждаются перспективы появления в составе ВВС Аргентины фронтовых бомбардировщиков Су-24М советского производства. Мы оценили реальность подобной сделки и другие варианты повышения боеспособности Вооруженных сил Аргентины с российской помощью. 


Бомбардировщики за еду?

Сообщения с такими заголовками опубликовали еще несколько месяцев назад. Основанием для подобных слухов послужили заблокированные Лондоном планы Буэнос-Айреса по приобретению в Швеции партии истребителей JAS-39 «Грипен». Опасаясь излишнего усиления ВВС потенциального противника, Великобритания решила воспрепятствовать этой сделке, воспользовавшись тем, что ряд комплектующих для шведской машины поставляется британскими фирмами. Этот шаг, по сути, ставит крест на надеждах Буэнос-Айреса получить современные самолеты западного производства: из числа серийных машин, помимо «Грипена», в Европе можно приобрести только «Тайфун», чей выпуск контролируется англичанами в еще большей степени, не говоря о том, что цена этой машины намного выше. Слишком дорог для аргентинского бюджета и французский «Рафаль», да и вряд ли в сегодняшних условиях Париж пойдет на риск крупной ссоры с Лондоном из-за такой сделки.

Тот же аргумент исключает возможность приобретения подержанных машин во Франции, равно как и в США — Вашингтону, которому сегодня лояльность Лондона необходима как в Европе, так и в других регионах, не с руки портить отношения с Соединенным Королевством, вооружая Буэнос-Айрес. Значит, единственный доступный вариант — приобретение самолетов у России или у Китая.

Сделка «Су-24 в обмен на пшеницу и говядину» сегодня вряд ли заинтересует Москву — эпоха, когда подобные контракты рассматривались всерьез, завершилась примерно полтора десятка лет назад. Но пренебрегать перспективой обретения Аргентиной российских боевых самолетов не стоит: мотивы Москвы в подобной сделке читаются очень легко. По большому счету Кремлю все равно, кому принадлежат Фолкленды и кто больше прав в этом споре, но если есть возможность с небольшими затратами создать проблемную зону для недружественно настроенного оппонента, то нет причин от этого отказываться. Великобритания никогда не брезговала подобными методами, в том числе в отношении России.


Что можно сделать?

Военный бюджет Аргентины не слишком велик — около пяти миллиардов долларов в год. Однако и в этих рамках можно изыскать средства на пакет поставок, который, с одной стороны, обеспечит модернизацию национальных вооруженных сил, а с другой — создаст давление на Великобританию, заставив Лондон либо резко повышать расходы на оборону в этом удаленном районе, либо искать политический компромисс по вопросу спорных островов. Возможные варианты усиления различаются скоростью и ценой реализации.

За 1,2-1,3 миллиарда долларов на протяжении трех лет Буэнос-Айрес получит 20-24 бомбардировщиков Су-24М из ВВС России после капитального ремонта и модернизации, и 6-8 подержанных военно-транспортных самолетов Ил-76 с переделкой двух из них в летающие танкеры. Для прикрытия бомбардировщиков ВВС Аргентины могут заказать также партию истребителей Су-30МК2, что позволит в течение 3-4 лет (с учетом необходимости подготовки летчиков и формирования частей) создать работоспособное боевое ядро ВВС, укомплектованное самолетами достаточно большой дальности и с богатым набором вооружения.

Чтобы парировать эту угрозу, постоянно сидящего на Фолклендах звена истребителей «Тайфун» Великобритании уже не хватит: потребуется как минимум эскадрилья из 12-16 машин с поддержкой сил ПВО и соответствующим радиолокационным обеспечением. Стоимость подобного развертывания на ближайшие десять лет с учетом цены техники и ее содержания в разы выше суммы затрат Аргентины, ВВС которой опираются на уже имеющуюся и достаточно развитую инфраструктуру.

Если Аргентина потратит на усиление своих вооруженных сил большие средства, эффект будет гораздо значительнее. 10-12 миллиардов долларов в течение 10 лет позволят создать полноценную группировку ВВС примерно в 50-60 самолетов типа Су-30МКИ и бомбардировщиков Су-34, поддержанную заправщиками, летающими радарами, разведывательными и транспортными машинами, которые могут быть и подержанными — при условии необходимого ремонта и модернизации. Помимо усиления группировки ВВС, названной суммы хватит на постройку для ВМС Аргентины в России 3-4 современных фрегатов, например, аналогичных построенным для ВМС Индии кораблям типа Talwar, такого же числа корветов и нескольких субмарин. Оставшиеся средства позволят улучшить снаряжение и подготовку сухопутных войск.

Великобритании для парирования возможного удара придется постоянно держать на юге Атлантики примерно сорок процентов своего наличного флота, включая один из двух перспективных авианосцев типа «Куин Элизабет» и такую же долю военно-воздушных сил. А это означает фактическую невозможность вести войну где-то еще. Альтернатив не так много: либо применение ядерного оружия в случае аргентинской операции, что будет явно несоразмерным ответом, либо резкий рост военных расходов, либо, все таки, политический компромисс.


Что останавливает?

На самом деле препятствий для реализации такого проекта не слишком много. Крайнее ослабление военной машины Соединенного Королевства по сравнению с началом 80-х годов (когда возвращение Фолклендских островов стоило серьезнейшего напряжения сил, причем успех операции был отнюдь не предопределен) ставит Лондон перед риском либо потери островов, в случае если Буэнос-Айрес решит всерьез ими заняться, либо радикального изменения политики в регионе.

Для Аргентины выбор еще проще: экономические проблемы страны, не решаемые сотрудничеством с политическими и финансовыми структурами Запада, толкают Буэнос-Айрес в сторону тех, кто способен предложить направление развития и соответствующие средства независимо от воли МВФ и других подобных структур. Начинать войну при этом от Аргентины никто не требует — само по себе возрастание давления будет более чем достаточным фактором отвлечения внимания и сил Лондона от активности на других направлениях. А бонусы для Аргентины могут оказаться весьма велики: возобновление диалога по Фолклендскому вопросу, подкрепленного достаточной военной силой, сегодня имеет куда большие шансы на успех — как минимум в виде компромисса о той или иной форме совместного управления этими территориями и ресурсами в окружающих водах и на шельфе.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.