13.02.2015, 01:31
F-35: самолет нездравого смысла
F-35: самолет нездравого смыслаМеждународная военная политика
Почему американские налогоплательщики выступают против истребителя 5 поколения?

Президент общества налогоплательщиков США Александр Райан (Ryan Alexander) в интервью порталу sputniknews заявил, что бессмысленно тратить деньги на истребитель пятого поколения F-35. «Думаю, что разумно отказаться от F-35. У нас есть достаточно доказательств того, что этот истребитель компании Lockheed Martin является непозволительно дорогой системой вооружения, у которой имеются более дешевые альтернативы», - сказал Райан. В частности, он привел данные, которые свидетельствуют, что США в течение ближайших 50 лет готовы потратить на этот самолет в общей сложности $ 1,5 трлн. Он также напомнил, что его организация стоит на страже интересов граждан-налогоплательщиков США.

Это знаковое интервью прошло сразу же после того, как стали известны подробности плана по совершенствованию F-35. Аналитические статьи об этом истребителе привели практически все американские СМИ. Тональность публикаций либо нейтральная, либо критическая. Так, журналист Крис Осборн из издания Defense Tech увязал детали будущей модернизации самолета с результатами его последнего системного испытания. Известно, что тестирование проводил специализированный департамент министерства обороны США. К сведению: всепогодный многоцелевой истребитель разрабатывается и выпускается в трех модификациях - F-35A для наземного базирования (CTOL), F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) и палубный вариант F-35C.

Крис Осборн напомнил, что о проблемах истребителя заговорили в феврале 2013 года. Тогда обнаружилось, что после очередного полета в одном из самолетов F-35A появилась трещина в лопатке турбины. Сразу же до определения причин были запрещены полеты всех F-35. Впоследствии эти ограничения сняли, однако вскоре стало ясно, что подобные дефекты с пугающей регулярностью проявляются и на других истребителях этого типа. Более того, перечень претензий постоянно увеличивается. Среди прочего военные США недовольны жесткостью фюзеляжа, переборок и фланцев крыльев. Имеется вопросы и к опоре двигателя. Именно поэтому в министерстве обороне США всерьез забеспокоились о программе Joint Strike Fighter, в рамках которой предполагалось заменить весь устаревший авиационный флот, состоящий из самолетов F-16, A-10, F/A-18 и AV-8B на 2457 истребителей F-35.

Прошедшие испытания только подтвердили худшие опасения американских военных. Хотя выводы комиссии приведены в обтекаемых формулировках, они красноречиво свидетельствуют, что F-35 не готов к воздушным боям: «В целом самолет продолжает оставаться незрелыми, а его эксплуатация в значительной степени опирается на постоянную поддержку подрядчика, что неприемлемо для ведения боевых действий. F-35 остается уязвимым к баллистическому и индуцированному метательному огню из всех видов боевых угроз, вызванных ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенное время из-за проблем с программным обеспечением блока 2В, который предназначен для управления высокоточным оружием AIM-120C, с последующим расширением до боеприпасов GBU-32/31 и GBU-12». (Для сведения: блок 2В в истребителе F-35 отвечает еще и за координацию бортового радара, радиоэлектронной борьбы, навигации, системы наведения, нашлемной системы отображения HMDS).

Но самый главный вывод заключается в том, что имеется «значительный риск» не довести самолет до требований, заложенных в техническом задании. Директор испытаний оценки военной техники Мишель Гилморе (Michael Gilmore), проводивший тесты F-35, потребовал от Lockheed Martin Corp. разработать планы по смягчению последствий выявленных проблем, даже если для этого придется утяжелить самолет.

В рамках этого поручения осуществлялись и другие испытания. Так, в сентябре 2014 года было проведено тестирование истребителя в климатическом ангаре Eglin Air Force Base, штат Флорида.

- F-35 опробовали в сильную жару, в арктических холод, в проливной дождь, при запредельной влажности и в условиях мощных пылевых бурь, - рассказал Дуэйн Белл, главный специалист испытательного центра. - В нашем ангаре мы можем имитировать практически любую погоду в течение длительного время, когда двигатели неподвижного самолета работают на полную мощность в обычном или вертикальном режиме взлета-посадки.

Летчик-испытатель Билли Флинн в этой связи отметил, что это были первые такого рода испытания.

Кроме того, 3 ноября 2014 года у берегов Сан-Диего самолет F-35C совершил свою первую посадку на авианосец «Нимиц». В этой связи журналист Крис Осборн обратил внимание, что летчик-испытатель ВМС Тони Уилсон радовался как ребенок, а генерал-лейтенант Крис Богдан, выступая перед представителями СМИ, неоднократно повторил, что «это потрясающе и грандиозно». Впрочем, специалисты компаний Lockheed Martin и Pratt & Whitney более сдержано отнеслись к событию, отметив, что необходимо дорабатывать самолет, чтобы он мог нормально садиться на авианосцы.

Все полученные данные были положены в основу доработки F-35. Изучался также предшествующий опыт перехода авиационной техники в новое качество. В частности, было отмечено, что надежность самолетов обеспечивается за счет технологий последующих поколений. Иными словами, чтобы сделать F-35 боевым, в нем должны присутствовать узлы, соответствующие самолетам шестого поколения. Прежде всего, речь идет о так называемых «умных скинах», соединяющих фюзеляж с компьютерными программами и обеспечивающих более высокие круизные способности при гиперзвуковых скоростях. Фактически это означает, что летчик отстраняется от непосредственно управления истребителем и только ставит задачи бортовому компьютеру, который, собственно, и решает задачу маневрирования с тем, чтобы «не перегрузить фюзеляж и крылья.

На вопрос, когда это будет возможно, генерал-лейтенант Марк Рэмси, директор департамента по ресурсам вооруженных сил HASC, ответил, что не раньше, чем через пятнадцать лет. Фактически он признал, что F-35 так и не стал полноценным самолетом пятого поколения, а, скорей всего, является прообразом нового истребителя. По его словам, именно поэтому сегодня США не имеют технологического превосходства в авиации над Россией и Китаем. В то же время появление «умных скинов» позволит Америке создать предпосылки для истребителя шестого поколения. «Сейчас надо думать о будущей войне, нынешнюю уже не выиграть», - резюмировал Марк Рэмси.

Этот же постулат в докладе касательно развития F-35 отметил и заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл. «Китай и России имеют современное оружие, предназначенное для преодоления нашей проекции силы, - заявил главный покупатель Пентагона. - Даже если случится непреднамеренная региональная война, у США нет гарантий, что удастся победить».

Дело в том, что «в вопросах применения F-35 США полагаются на дорогостоящие военные активы, такие как аэродромы, авианосцы и космические спутники для разведки, наведения и связи. Между тем, эти активы сегодня представляют собой доступные мишени для китайских и русских, а также иранских высокоточных баллистических и крылатых ракет, которые могут легко преодолеть лучшие системы ПВО Америки».

Фрэнк Кендалл констатирует, что модернизацию все-таки необходимо проводить, чтобы довести F-35 до боевого состояния. Что касается самолета шестого поколения, то его набросками занимается исследовательское агентство DARPA в рамках незначительного финансирования. В этой связи многие аналитики отмечают, что подсчитать стоимость разработки нового истребителя X-plane сложно даже теоретически, как и определить сроки его создания.

К примеру, проектирование самолета второго поколения F-86 Sabre обошлось американским налогоплательщикам примерно в 100 миллионов долларов. Трудозатраты составили 1 700 000 человеко-часов. А для того, чтобы поставить в серию истребитель четвертого поколения F-16 пришлось затратить уже 6,43 млрд. долларов. При этом трудозатраты достигли 9 340 000 человеко-часов. Траты же на самолет пятого поколения F-35 уже на сегодня оцениваются в один триллион долларов. А сроки его разработки превысили двадцать лет. Таким образом, программа создания X-plane, скорей всего, будет стоить порядка 15-17 триллионов долларов. А на его проектирование и постановку на крыло уйдет не менее полувека.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.