02.02.2015, 13:59
F-35 посадят на ракету
F-35 посадят на ракетуМеждународная военная политика
Пока Россия испытывает истребитель пятого поколения, США берутся за шестое.

Заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл сообщил, что в проект военного бюджета на 2016 финансовый год будет включено финансирование «next-generation X-plane» - программы разработки истребителя шестого поколения, который придет на смену F-35 Lightning II.

Какая именно сумма будет выделена на разработку этого супер-самолета, Кендалл не уточнил. По его словам, создание истребителя будет вестись в рамках «авиакосмической инновационной инициативы», которая должна гарантировать превосходство ВВС США в воздухе несмотря на разработку боевых самолетов пятого поколения Китаем и «некоторыми другими странами».

Напомним, проект военного бюджета США на 2016 финансовый год, который начнется 1 октября 2015 года, будет представлен 2 февраля. Администрация США попросит у Конгресса утвердить оборонный бюджет в размере 534 млрд. долларов, что превышает бюджет 2015-го на 35 млрд.

Базовыми исследованиями по проекту истребителя шестого поколения занимается Агентство исследовательских проектов (DARPA) Пентагона. Какие именно требования к перспективному боевому самолету планируется предъявить, пока неизвестно. Ранее некоторые военные заявляли, что истребители шестого поколения, возможно, будут гиперзвуковыми, с возможностью опционального пилотирования. При этом машина должна будет работать в одном палубном звене с истребителями пятого поколения и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) с возможностью разведки, рекогносцировки, наблюдения и нанесения высокоточных ударов по наземным целям.

В СМИ просачивались сведения о том, что гиперзвуковой самолет X-plane должен быть оснащен интегрированной ракетой, которая придаст ему дополнительный импульс во время полета.

Эксперт в области беспилотных систем и роботизированной техники Денис Федутинов рассказал, что программа X-Plane, реализуемая Агентством по перспективным разработкам министерства обороны США DARPA, подразумевает создание системы с БПЛА, имеющими возможность вертикального взлета и посадки, а также зависания над заданной точкой.

- То есть, фактически речь идет о создании беспилотного конвертоплана, - замечает Федутинов. - В 2014 году Агентством DARPA были рассмотрены предложения компаний в данной области. В результате отобраны проекты четырех компаний: Boeing, Sikiorsky совместно с Lockheed Martin, Aurora Flight Sciences и Karem Aircraft. В дальнейшем выбор будет сужен.

В целом, стоит отметить, что программа X-Plane - лишь одна из программ в области создания тяжелых БЛА для военных заказчиков в США. Она должна дополнить разрабатываемые БЛА самолетного и вертолетного типов. Прежде всего - для ВВС и ВМС США. Программа может быть реализована в среднесрочной перспективе.

- Для России данная тематика также актуальна, - добавляет эксперт. - Возможность взлета-посадки с использованием небольших, малоподготовленных площадок была бы весьма нелишней при российских просторах. Где дефицит аэродромов вообще и аэродромов с хорошими взлётно-посадочными полосами. Замечу, что некоторое время назад проекты беспилотных конвертопланов имелись у КБ им. Яковлева. Однако это в то время, когда КБ руководил Николай Долженков. И я не исключаю, что идеи создания подобного типа аппаратов теперь переместились вместе с ним в российскую компанию «Транзас».

Отметим, что американская компания Boeing в 2010 и 2013 году выставке Sea-Air-Space Exposition представляла проект истребителя F/A-XX, который способен выполнять взлет и посадку на укороченные ВПП и оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги. Концепт F/A-XX не имеет вертикального оперения, то есть выполнен по схеме «летающее крыло», напоминающего бомбардировщик В-2. Самолет оснащен двумя воздухозаборниками для сверхзвукового крейсерского полета (как у F-35 Lightning II).

Отметим, что российский истребитель пятого поколения Т-50, сочетающий в себе функции ударного самолета и истребителя, ориентировочно должен начать поступать в войска в 2016 году. Однако есть одно «но»: сейчас на прототипах Т-50 используется модернизированный вариант двигателя АЛ-31Ф, который стоит на Су-27 и Су-30. Дело в том, что принципиально новый мотор для Т-50 отечественными разработчиками пока не создан. Представители «Объединенной двигателестроительной корпорации» обещают, что он будет разработан к 2015 году, а серийные истребители для армии с этим двигателем появятся только через пять лет.

Военный эксперт Владимир Щербаков замечает: еще в 2001 году, когда у американцев пошел в серию F-22 Raptor и уже была выбрана конструкция F-35, в Штатах уже заявляли, мол, это все хорошо, но пора бы уже думать и об универсальном самолете шестого поколения с возможностью беспилотной эксплуатации.

- И это вполне объяснимо: если в серию пошел самолет пятого поколения, то надо думать о будущем. Тем более, последние десятилетия научно-технический прогресс идет стремительно и скачкообразно. Временной промежуток между появлением самолета пятого и шестого поколения будет существенно меньше, чем, к примеру, между третьим и четвертым поколениями.

Да, еще одним крупным направлением в США стал проект создания многоразового полуорбитального ракетоплана для выполнения военных задач. Об этой идее в Штатах активно начали говорить еще в 70-х годах. Так что США уже давно начали движение в сторону самолета нового поколения. Просто выделять на это много денег из оборонного бюджета было не с руки - не были решены проблемы F-35.

Теперь же можно считать, что F-35 почти доделали. Испытали все модификации. Осталось исправить некоторые недочеты и перевести его в крупносерийное производство.

Что касается нас, то до распада Советского Союза отечественные разработки не только соответствовали западным, но где-то их опережали. Но нынешние негативные тенденции в экономике не дают возможности вкладывать миллионы в разработку перспективных технологий. Поэтому, скорее всего, когда у американцев появится самолет шестого поколения, то мы его будем только разрабатывать.

Другое дело – что если так действительно произойдет, то это существенно не скажется на обороноспособности России. У Штатов, в отличие от нас, большие проблемы с системой ПРО. А поскольку есть проблемы с эффективным поражением боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, то имей самолеты хоть шестого, хоть седьмого поколения, все равно – в случае крупного конфликта твоя страна обречена.

К тому же не исключено, что к тому времени, когда Т-50 пойдут в серию, произойдет какой-нибудь научно-технический прорыв, который заставит США серьезно скорректировать свой проект самолета шестого поколения. Мы же в этом случае приступим к его разработкам, опираясь на новые достижения науки.

Если посмотреть, сколько американцы работали над своими F-22 и F-35, то даже если Штаты начнут в 2016 году серьезно заниматься футуристическим X-plane, то в лучшем случае такой самолет появится в 2025 году. А на вооружение будет принят к 2030-му, говорит ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.

- И это несмотря на то, что у США уже есть определенные наработки по шестому поколению. Скорее всего, самолеты шестого поколения будут беспилотными. Потому что человек просто не выдержит полета на околоземной орбите.

В отличие от пятого поколения - F-22, F-35 и Т-50 – перспективные машины вряд ли будут применяться в воздушном бою. Скорее всего, они будут вписаны в знаменитую американскую концепцию «быстрого глобального удара». А, может быть, будут служить этаким средством устрашения: самолеты будут действовать единичным образом для демонстрации силы. Ну не будут же американцы гоняться за террористами на гиперзвуке?

- Разработки самолета шестого поколения у американцев находятся еще на ранней стадии, - замечает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Если Штаты хотят вкладывать деньги в какие-либо подобные проекты – пусть вкладывают. Для нас сейчас принципиально важно продолжить работу в трех направлениях: массовая поставка в войска истребителей поколения «4++» (Су-35, Су-30СМ) начало серийного выпуска истребителя пятого поколения (Т-50), а также разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации - нового стратегического бомбардировщика.

Кто там что делает на Западе – Россия, конечно, будет отслеживать. Но пока мы должны четко придерживаться тех приоритетов и параметров, которые уже заложены. В конце концов, американцы пугали всех СОИ (Стратегической оборонной инициативой – долгосрочной программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которую объявил президент США Рональд Рейган 23 марта 1983 года). Ну и где эта СОИ? Ничего не реализовано.

— В октябре 2014-го гендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев заявил, что российские учёные уже приступили к работе по созданию истребителя шестого поколения - новую модель будут производить из композитных материалов.

- Российские ВВС еще даже концептуально не определились: каким будет самолет шестого поколения и какой набор требований к нему должен быть предъявлен? Поэтому разговоры вокруг этой темы – всего лишь разговоры. Пока мы можем только фантазировать, будет ли он пилотируемым или беспилотным и т.д.

- На самом деле под X-plane подразумеваются разные вещи: эта программа Агентства DARPA объединяет и работу по гиперзвуку, и по системам «воздух-космос и обратно» и т.д., - поясняет главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

- Конкретно в рамках этой программы называются такие модели, как Northrop Grumman X-47 Pegasus X-47 (в 2013 году совершал взлет и посадку на авианосец).

Что касается заявления заместителя министра обороны США, то речь идет об истребителе, который призван в перспективе заменить самолет пятого поколения F-35. Вопреки первоначальным планам этот самолет получился очень дорогим: план закупок из-за удорожания и по программе F-22, и по программе F-35 резко сокращены.

Планировалось, что F-35 станет единым самолетом для ближайших союзников США. Но эти союзники тоже резко сократили показатели закупок. А если прибавить к этому и технические проблемы, которые сейчас американцы устраняют, то получается, что эта программа оказалась не совсем удачной. Поэтому у американцев есть идея сделать более дешевый самолет, который мог бы использоваться и в авианосной авиации, и в ВВС, и для нужд морской пехоты.

— На ваш взгляд, самолет шестого поколения в исполнении американцев – футуристический аппарат или просто самолет с усовершенствованными характеристиками?

- Я думаю, что речь идет о традиционном самолете. Все эти футуристические аэродинамические схемы (которые, испытываем и мы, в том числе – например, программа Су-27 «Беркут» с крылом обратной стреловидности) требуют очень точной и дорогой системы управления.

По сути дела, такой самолет управляется не летчиком, а компьютерной системой, которая поддерживает его аэродинамические показатели на том уровне, чтобы летчик мог управлять аппаратом в полете. Если отключить эту систему, самолет будет просто невозможно удержать в воздухе. Поэтому я не думаю, что подобные технологии будут внедрять в самолет шестого поколения. Тогда это будет не массовый самолет, а штучный товар.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.