02.02.2015, 13:59
F-35 посадят на ракету
F-35 посадят на ракетуМеждународная военная политика
Пока Россия испытывает истребитель пятого поколения, США берутся за шестое.

Заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл сообщил, что в проект военного бюджета на 2016 финансовый год будет включено финансирование «next-generation X-plane» - программы разработки истребителя шестого поколения, который придет на смену F-35 Lightning II.

Какая именно сумма будет выделена на разработку этого супер-самолета, Кендалл не уточнил. По его словам, создание истребителя будет вестись в рамках «авиакосмической инновационной инициативы», которая должна гарантировать превосходство ВВС США в воздухе несмотря на разработку боевых самолетов пятого поколения Китаем и «некоторыми другими странами».

Напомним, проект военного бюджета США на 2016 финансовый год, который начнется 1 октября 2015 года, будет представлен 2 февраля. Администрация США попросит у Конгресса утвердить оборонный бюджет в размере 534 млрд. долларов, что превышает бюджет 2015-го на 35 млрд.

Базовыми исследованиями по проекту истребителя шестого поколения занимается Агентство исследовательских проектов (DARPA) Пентагона. Какие именно требования к перспективному боевому самолету планируется предъявить, пока неизвестно. Ранее некоторые военные заявляли, что истребители шестого поколения, возможно, будут гиперзвуковыми, с возможностью опционального пилотирования. При этом машина должна будет работать в одном палубном звене с истребителями пятого поколения и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) с возможностью разведки, рекогносцировки, наблюдения и нанесения высокоточных ударов по наземным целям.

В СМИ просачивались сведения о том, что гиперзвуковой самолет X-plane должен быть оснащен интегрированной ракетой, которая придаст ему дополнительный импульс во время полета.

Эксперт в области беспилотных систем и роботизированной техники Денис Федутинов рассказал, что программа X-Plane, реализуемая Агентством по перспективным разработкам министерства обороны США DARPA, подразумевает создание системы с БПЛА, имеющими возможность вертикального взлета и посадки, а также зависания над заданной точкой.

- То есть, фактически речь идет о создании беспилотного конвертоплана, - замечает Федутинов. - В 2014 году Агентством DARPA были рассмотрены предложения компаний в данной области. В результате отобраны проекты четырех компаний: Boeing, Sikiorsky совместно с Lockheed Martin, Aurora Flight Sciences и Karem Aircraft. В дальнейшем выбор будет сужен.

В целом, стоит отметить, что программа X-Plane - лишь одна из программ в области создания тяжелых БЛА для военных заказчиков в США. Она должна дополнить разрабатываемые БЛА самолетного и вертолетного типов. Прежде всего - для ВВС и ВМС США. Программа может быть реализована в среднесрочной перспективе.

- Для России данная тематика также актуальна, - добавляет эксперт. - Возможность взлета-посадки с использованием небольших, малоподготовленных площадок была бы весьма нелишней при российских просторах. Где дефицит аэродромов вообще и аэродромов с хорошими взлётно-посадочными полосами. Замечу, что некоторое время назад проекты беспилотных конвертопланов имелись у КБ им. Яковлева. Однако это в то время, когда КБ руководил Николай Долженков. И я не исключаю, что идеи создания подобного типа аппаратов теперь переместились вместе с ним в российскую компанию «Транзас».

Отметим, что американская компания Boeing в 2010 и 2013 году выставке Sea-Air-Space Exposition представляла проект истребителя F/A-XX, который способен выполнять взлет и посадку на укороченные ВПП и оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги. Концепт F/A-XX не имеет вертикального оперения, то есть выполнен по схеме «летающее крыло», напоминающего бомбардировщик В-2. Самолет оснащен двумя воздухозаборниками для сверхзвукового крейсерского полета (как у F-35 Lightning II).

Отметим, что российский истребитель пятого поколения Т-50, сочетающий в себе функции ударного самолета и истребителя, ориентировочно должен начать поступать в войска в 2016 году. Однако есть одно «но»: сейчас на прототипах Т-50 используется модернизированный вариант двигателя АЛ-31Ф, который стоит на Су-27 и Су-30. Дело в том, что принципиально новый мотор для Т-50 отечественными разработчиками пока не создан. Представители «Объединенной двигателестроительной корпорации» обещают, что он будет разработан к 2015 году, а серийные истребители для армии с этим двигателем появятся только через пять лет.

Военный эксперт Владимир Щербаков замечает: еще в 2001 году, когда у американцев пошел в серию F-22 Raptor и уже была выбрана конструкция F-35, в Штатах уже заявляли, мол, это все хорошо, но пора бы уже думать и об универсальном самолете шестого поколения с возможностью беспилотной эксплуатации.

- И это вполне объяснимо: если в серию пошел самолет пятого поколения, то надо думать о будущем. Тем более, последние десятилетия научно-технический прогресс идет стремительно и скачкообразно. Временной промежуток между появлением самолета пятого и шестого поколения будет существенно меньше, чем, к примеру, между третьим и четвертым поколениями.

Да, еще одним крупным направлением в США стал проект создания многоразового полуорбитального ракетоплана для выполнения военных задач. Об этой идее в Штатах активно начали говорить еще в 70-х годах. Так что США уже давно начали движение в сторону самолета нового поколения. Просто выделять на это много денег из оборонного бюджета было не с руки - не были решены проблемы F-35.

Теперь же можно считать, что F-35 почти доделали. Испытали все модификации. Осталось исправить некоторые недочеты и перевести его в крупносерийное производство.

Что касается нас, то до распада Советского Союза отечественные разработки не только соответствовали западным, но где-то их опережали. Но нынешние негативные тенденции в экономике не дают возможности вкладывать миллионы в разработку перспективных технологий. Поэтому, скорее всего, когда у американцев появится самолет шестого поколения, то мы его будем только разрабатывать.

Другое дело – что если так действительно произойдет, то это существенно не скажется на обороноспособности России. У Штатов, в отличие от нас, большие проблемы с системой ПРО. А поскольку есть проблемы с эффективным поражением боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, то имей самолеты хоть шестого, хоть седьмого поколения, все равно – в случае крупного конфликта твоя страна обречена.

К тому же не исключено, что к тому времени, когда Т-50 пойдут в серию, произойдет какой-нибудь научно-технический прорыв, который заставит США серьезно скорректировать свой проект самолета шестого поколения. Мы же в этом случае приступим к его разработкам, опираясь на новые достижения науки.

Если посмотреть, сколько американцы работали над своими F-22 и F-35, то даже если Штаты начнут в 2016 году серьезно заниматься футуристическим X-plane, то в лучшем случае такой самолет появится в 2025 году. А на вооружение будет принят к 2030-му, говорит ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.

- И это несмотря на то, что у США уже есть определенные наработки по шестому поколению. Скорее всего, самолеты шестого поколения будут беспилотными. Потому что человек просто не выдержит полета на околоземной орбите.

В отличие от пятого поколения - F-22, F-35 и Т-50 – перспективные машины вряд ли будут применяться в воздушном бою. Скорее всего, они будут вписаны в знаменитую американскую концепцию «быстрого глобального удара». А, может быть, будут служить этаким средством устрашения: самолеты будут действовать единичным образом для демонстрации силы. Ну не будут же американцы гоняться за террористами на гиперзвуке?

- Разработки самолета шестого поколения у американцев находятся еще на ранней стадии, - замечает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Если Штаты хотят вкладывать деньги в какие-либо подобные проекты – пусть вкладывают. Для нас сейчас принципиально важно продолжить работу в трех направлениях: массовая поставка в войска истребителей поколения «4++» (Су-35, Су-30СМ) начало серийного выпуска истребителя пятого поколения (Т-50), а также разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации - нового стратегического бомбардировщика.

Кто там что делает на Западе – Россия, конечно, будет отслеживать. Но пока мы должны четко придерживаться тех приоритетов и параметров, которые уже заложены. В конце концов, американцы пугали всех СОИ (Стратегической оборонной инициативой – долгосрочной программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которую объявил президент США Рональд Рейган 23 марта 1983 года). Ну и где эта СОИ? Ничего не реализовано.

— В октябре 2014-го гендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев заявил, что российские учёные уже приступили к работе по созданию истребителя шестого поколения - новую модель будут производить из композитных материалов.

- Российские ВВС еще даже концептуально не определились: каким будет самолет шестого поколения и какой набор требований к нему должен быть предъявлен? Поэтому разговоры вокруг этой темы – всего лишь разговоры. Пока мы можем только фантазировать, будет ли он пилотируемым или беспилотным и т.д.

- На самом деле под X-plane подразумеваются разные вещи: эта программа Агентства DARPA объединяет и работу по гиперзвуку, и по системам «воздух-космос и обратно» и т.д., - поясняет главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

- Конкретно в рамках этой программы называются такие модели, как Northrop Grumman X-47 Pegasus X-47 (в 2013 году совершал взлет и посадку на авианосец).

Что касается заявления заместителя министра обороны США, то речь идет об истребителе, который призван в перспективе заменить самолет пятого поколения F-35. Вопреки первоначальным планам этот самолет получился очень дорогим: план закупок из-за удорожания и по программе F-22, и по программе F-35 резко сокращены.

Планировалось, что F-35 станет единым самолетом для ближайших союзников США. Но эти союзники тоже резко сократили показатели закупок. А если прибавить к этому и технические проблемы, которые сейчас американцы устраняют, то получается, что эта программа оказалась не совсем удачной. Поэтому у американцев есть идея сделать более дешевый самолет, который мог бы использоваться и в авианосной авиации, и в ВВС, и для нужд морской пехоты.

— На ваш взгляд, самолет шестого поколения в исполнении американцев – футуристический аппарат или просто самолет с усовершенствованными характеристиками?

- Я думаю, что речь идет о традиционном самолете. Все эти футуристические аэродинамические схемы (которые, испытываем и мы, в том числе – например, программа Су-27 «Беркут» с крылом обратной стреловидности) требуют очень точной и дорогой системы управления.

По сути дела, такой самолет управляется не летчиком, а компьютерной системой, которая поддерживает его аэродинамические показатели на том уровне, чтобы летчик мог управлять аппаратом в полете. Если отключить эту систему, самолет будет просто невозможно удержать в воздухе. Поэтому я не думаю, что подобные технологии будут внедрять в самолет шестого поколения. Тогда это будет не массовый самолет, а штучный товар.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?