23.09.2014, 21:11
F-22: «хищник» вышел на тропу войны
F-22: «хищник» вышел на тропу войныМеждународная военная политика
Америка впервые в боевых условиях применила самой дорогой истребитель в мире.

В ночь на 23 сентября в рамках операции против боевиков «Исламского государства» Соединенные Штаты нанесли авиаудары по территории Сирии. США задействовали стратегические бомбардировщики B-1, истребители F-16 и F-18, беспилотные летательные аппараты MQ-1 Predator, крылатые ракеты Tomahawk. Кроме того, как сообщили американские СМИ, США впервые применили F-22 Raptor (Хищник): истребители пятого поколения нанесли несколько ударов по сирийскому городу Ракка и его пригороду.

На сегодняшний день самолет F-22 считается самым дорогим истребителем в мире, стоящим на вооружении. Raptor был разработан во второй половине 1980-х годов, первый полет совершил в сентябре 1997 года, а на вооружение поступил в 2005-м. Что интересно, производство F-22 было официально закрыто в 2011 году.

Дело в том, что себестоимость одного самолета составила 150 млн. долларов (на 2011 год), а полная цена с учётом всех косвенных затрат, по данным Главного контрольного управления (GAO) США, - 411,7 млн. долларов. Хотя изначально планировалось, что машина будет не дороже 40 млн. долларов. Таким образом, из первоначально запланированных 1200 единиц за все время производства было закуплено всего 187 многоцелевых истребителей. А на вооружении ВВС США стоят 178 самолетов.

Отметим, что следующая разработка американцев - перспективный истребитель F-35, создаваемый в качестве более дешевой альтернативы F-22 Raptor, также оказался крайне дорогим. Стоимость производства F-35 постоянно растет, и сегодня, по некоторым данным, один экземпляр уже обходится дороже F-22. К настоящему моменту произведено более 100 F-35 разных модификаций, которые с 2012 года эксплуатируются в учебных целях. Ввод F-35 в «боевой» режим намечен на 2015–2018 годы, однако сроки постоянно сдвигаются из-за большого количества выявляемых недоработок.

Так, в июле 2014 года военное командование США даже наложило запрет на полеты всех истребителей-бомбардировщиков F-35. Такое решение было принято из-за двух инцидентов: на авиабазе в штате Флорида F-35A загорелся при взлете, а в штате Аризона во время полёта F-35В была обнаружена утечка топлива. 





Не секрет, что многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 считается неудачным проектом, говорит заслуженный летчик-испытатель СССР, первый Герой РФ Анатолий Квочур.

- Судите сами, вместо запланированного количества было выпущено почти в семь раз меньше. Некоторые упали, в итоге на вооружении ВВС США сейчас числятся порядка 178 самолетов такого типа, ну, а какое количество истребителей применяется – вообще неизвестно. Причем сейчас выпуск F-22 прекращен.

Разработки облика истребителя пятого поколения у нас и за рубежом начались практически одновременно. Скажем, работы по программе создания отечественного многофункционального фронтового истребителя проекта МиГ «1.44» (куда я был назначен в качестве ведущего летчика), который и создавался как противовес F-22, шли, не уступая по срокам созданию американского аналога, даже опережая. Наш самолет создавался в рамках концепции 4S: stealth (невидимость), supersonic (сверхзвук), super maneuverability (повышенная маневренность), superior avionics (улучшенная авионика). Но, в конце концов, проект был закрыт.

F-22 вышеперечисленными качествами обладает, но в целом – самолет оказался неудачным. В частности, не очень хорошо себя ведут композитные материалы, есть вполне ожидаемые проблемы с внутренним размещением оружия, то есть с его эксплуатацией в полете.

— У F-22 нет внешних подвесок ракет и бомб…

- Да, но истребитель все же может нести вооружение на внешней подвеске, при этом, конечно, сильно ухудшается ЭПР самолета (эффективная поверхность рассеяния – «СП»). И вообще, насколько мне известно, конструкция американского самолета имеет свойство деформироваться при перегрузках, кинетических нагревах корпуса, при переохлаждении на большой высоте и т.д. Да и механизмы вылета ракет из створок внутренних отсеков себя зарекомендовали плохо.

Самолет получился крайне дорогой: его цена постоянно возрастала и достигла 150 млн. долларов за единицу, а, может, и больше. Но! Как промежуточный этап американской авиационной промышленности – F-22, наверное, себя оправдал: американцы получили огромный опыт и теперь знают, как дальше делать подобного класса самолеты. Ведь F-35 JSF - малозаметный однодвигательный многоцелевой истребитель-бомбардировщик пятого поколения - разработан с учетом технологических решений, отработанных на F-22.

В чем отличительная черта применения американских истребителей, скажем, F-35 JSF различных модификаций (для нужд ВВС США - наземный истребитель - CTOL, для ВМС США - палубный истребитель CV и для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании - истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой STOVL)? Техника заточена под завоевательные планы государства-разработчика, которому только и надо, что контролировать всю планету, организовывать войны, уничтожать местное население: морская пехота готова высадиться в любом уголке мира при поддержке «крыльев» с авианосцев.

России, в отличие от Штатов, не надо никого завоевывать: нам достаточно своей земли, но которую надо защищать. Для этого и потребуются такие самолеты, как Су-35, различные модификации Су-30, перспективный многоцелевой истребитель Т-50.

Я не умоляю достоинств F-35, но думаю, что окончательное время таких самолетов еще не пришло. Во многом этот самолет делается для поддержания технологичности всей системы ВПК, для развития науки. У американцев гораздо сильнее, чем у нас, развито военно-промышленное лобби, и именно оно решает, какой быть американской военной доктрине. 





На мой взгляд, руководство отечественной авиационной отрасли идет в правильном направлении. Нужно только доводить все проекты до завершения и быстро учитывать замечания летчиков.

— Американцы рекламируют свои F-22 и F-35 как машины, не знающие поражения в воздушном бою…

- Конечно, недооценивать их нельзя. Тот же F-22 может барражировать на сверхзвуке, его сверхзвуковая крейсерская скорость порядка 1,7 Маха (1890 км/ч), на большой высоте не все наземные комплексы способны его обнаружить. К тому же, он обладает современными средствами связи и бортовым разведывательно-ударным комплексом и т.д.

Генерал-лейтенант, начальник зенитных ракетных войск ВВС РФ (2000-2008 гг.) Александр Горьков замечает, что технологии «стелс», с использованием которых построен F-22, действительно представляют сложность для систем ПВО.

- Вся история ударной авиации, преодоления и подавления ПВО заключалась в том, чтобы уменьшить эффективную отражающую поверхность летательного аппарата, то есть сделать его малозаметным. Ведь для того, чтобы обнаружить такой самолет, надо повышать энергию излучаемого сигнала станции, применять различные методы зондирования, обработки сигналов и разные диапазоны – метровые, дециметровые, сантиметровые и т.д. Вот с этой точки зрения F-22 и F-35 действительно представляют сложность для систем ПВО.

Но опыт войны в Югославии наглядно продемонстрировал уязвимость самолетов-невидимок. Так, 250-я зенитно-ракетная бригада Сербии, которой командовал подполковник Джордже Аничич, в 1999 году сбила советским ЗРК малого радиуса действия С-125 «Нева» (экспортное наименование комплекса «Печора» - прим. Интерполит.ру) широко разрекламированный американский ударный самолёт-невидимку F-117A «Найтхок». Дивизион бригады находился в засаде и успешно применил свой комплекс.

То есть борьба с летательными аппаратами такого типа – это вопросы тактики применения средств противовоздушной обороны. То есть должна быть заранее сформирована смешанная группировка средств ПВО - большой и средней дальности. Цель которой – создать барьерные рубежи ПВО для надежного прикрытия объектов, войск и т.д. Только так можно воспрепятствовать атакующей авиации противника.

— Что мы можем противопоставить тем же F-22 или F-35?

- Перспективные истребители пятого поколения, которые сейчас проходят испытания. То есть противовоздушная оборона должна строиться эшелонировано: авиация на дальних рубежах ведет воздушные сражения, а те истребители, которые все же сумели прорваться, уничтожаются наземными средствами. Так или иначе, но и новые американские машины, о которых вы говорите, уязвимы. Скажем, есть оптико-электронные средства, телеоптические визиры, которые можно применять в хорошую погоду, но на дальности прямой видимости и т.д.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Мировой ВПК  05.12.2016
В Средиземном море потерпел аварию второй истребитель из состава российской авианосной группы. Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, по официальным данным, упал при заходе на посадку после выполнения боевого задания, выкатившись с палубы авианосца.
Геополитика  05.12.2016
После телефонного разговора с главой Тайваня Дональд Трамп совершил очередной «антикитайский» шаг, опубликовав твит с жесткой критикой экономической и военной политики Пекина. Однако ошибкой было бы считать это как дипломатической неопытностью, так и безответственным популизмом. Избранный президент США точно знает, что делает.
Мировой ВПК  05.12.2016
Причины аварии ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс МС-04» пока еще до конца не выяснили. Рано. Но многие из тех, кто знаком с состоянием дел в «Роскосмосе», считают, что выяснять их поздно. Потому что в принципе они известны. И если данную конкретную причину данной конкретной аварии выявят и устранят, то далеко не факт, что уже выявленные причины «пролёта» России мимо космоса окажутся устранены.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.