26.11.2014, 01:03
Европа идет на мировую
Европа идет на мировуюМеждународная военная политика
Глава дипломатии Евросоюза призвала к «перезагрузке» отношений с Россией.

Отношения Запада и России, которые серьезно осложнились после известных событий на Украине, нуждаются в «перезагрузке», считает комиссар Европейского союза по международным делам Федерика Могерини.

В интервью австрийской газете Kurier, выдержки из которого приводит ИА ТАСС, глава европейской дипломатии признала, что отношение с РФ нужно выстраивать заново. В том смысле, что Евросоюз должен не только оказывать давление на Москву, но и искать каналы сближения. Поскольку Россия, по ее мнению, очень важна для европейцев с точки зрения общей географии, истории, культуры, экономики и энергетики.

«Россия – стратегически важная страна, - убеждена Могерини. - Но в настоящее время она – не стратегический партнёр. Было бы хорошо восстановить стратегическое партнерство с Россией».

Для чего, собственно, и необходима «перезагрузка».

Впрочем, о смысловом наполнении этого - не нового в наших отношениях с Западом - понятия Могерини почти ничего не сказала. Лишь пожурила Россию за «непартнерское поведение по отношению к Украине» и призвала «не видеть в НАТО враждебности».

Но всем известно, чем закончилась «перезагрузка-2009», которая должна была вывести на качественно новый уровень отношения России и США. Она провалилась.

Сработает ли тот же сценарий сейчас? И как в его логику встраивается недавнее заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что прежних отношений с ЕС уже не будет?

- Перезагрузка, которую в свое время объявил президент Обама, не была, лишь российско-американской перезагрузкой. Это был сигнал для изменения западной политики в отношении России в целом, - пояснил заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – Но она не была таким «праздничным фейерверком» со стороны Соединенных Штатов. Это был ответ на очень серьезный кризис в российско-западных отношениях (усугубленных, в том числе, и войной в Грузии), а также на серьезные просчеты США и Запада на российском направлении. Связанные, в частности, с политикой расширения НАТО, с попытками интенсифицировать интеграцию Грузии и Украины.

Было очевидно, что невозможно идти этим путем дальше, невозможно оставлять Россию на обочине международной повестки дня, пытаться ее изолировать, не отвечать на ее озабоченность.

Но вопрос: возможно ли дважды войти в одну и ту же реку?

«Перезагрузка» Обамы захлебнулась достаточно быстро. И стало понятно, что только дипломатическими усилиями политику изменить невозможно. Нужны практические дела, нужны практические изменения в российско-западных отношениях. На что не хватило, по крайней мере, политико-дипломатической энергии и желания.

— То есть, за счет политической риторики разгладить противоречия, не удалось…

- Именно. Москва всегда говорила о том, что существуют и не исчезают фундаментальные разногласия. И чтобы выйти из этой ситуации, нужны не декларации, а политика стратегического партнерства, ориентированная на результат.

Результативности не было.

Более того, в последнее время (до украинского кризиса) обозначилась очень серьезная линия на продолжение политики расширения западного интеграционного пространства (прежде всего, на базе политики восточного партнёрства ЕС), когда интересы России на постсоветском пространстве абсолютно ни учитывались. Все это спровоцировало очередной кризис российско-западных отношений, который, по сути, спровоцировал и украинский майдан.

В этом контексте встает вопрос: а возможно ли, действительно, устроить «перезагрузку» номер два?

— Учитывая, что в одну реку нельзя войти дважды, скорей всего, невозможно. Так?

- На мой взгляд, невозможно. Поскольку те проблемы, которые пытались решить Россия и Запад в контексте «перезагрузки-1», они не были решены. И, более того, эта попытка оказалась абсолютно нерезультативной.

Политика «перезагрузки» Обамы с этой точки зрения девальвировала все дальнейшие попытки какого-то сближения. И в данном случае говорить о повторении, это означает говорить о возможности бега по кругу, причем, с траекторией сваливания в негативную область.

Для того чтобы думать о каком-то новом сближении, нужно выполнить два предварительных условия.

Первое - это, несомненно, общие усилия по урегулированию украинского кризиса. Поскольку украинский кризис, разнонаправленная реакция на него России и Запада, не дает возможности думать о каком-то сближении.

Во-вторых, нужно разблокировать российско-западные отношения, в том числе и по линии основных переговорных и диалоговых площадок, включая Россия-ЕС, Россия-НАТО и другие...

Можно называть ПАСЕ. Можно говорить о том, что «восьмерка» превратилась в «семерку». Можно говорить о переговорных форматах по «замороженным конфликтам» и т.д.

Вот эти переговорные и диалоговые площадки нужно разблокировать. Потому что без этого крайне сложно представить себе, каким образом, на какой основе будет происходить хоть какая-то нормализация отношений между России и Западом.

Конечно, очень позитивно, что глава европейской внешнеполитической службы говорит о желании ЕС двинуться снова в область стратегического партнёрства с России. Но совершенно непонятно, каким образом все это может быть ретранслировано на уровне практической политики.

Совершенно очевидно, что ни о каком возобновлении переговоров, например, по базовому соглашению Россия-ЕС, не может идти речи до тех пор, пока Европа не отменит санкции. Но Европа не может снять санкции в силу многих обстоятельства.

— Америка не позволит?

- Это отдельная тема. Я имею в виду, что санкции введены на основании правовых формул ЕС, в соответствии с которыми Россия обвиняется в «аннексии Крыма и в незаконной военной деятельности на территории Украины». Россия эти обвинения отвергает и, естественно, никогда их не примет.

Единственным условием снятия санкция, с точки зрения ЕС, является изменение позиции России. Позиция России изменена не будет. В этой связи Европа, соответственно, не имеет возможности снять санкции.

До сих пор – если мы посмотрим ретроспективу – Европа снимала санкции только тогда, когда сменялись режимы (в контексте арабской весны, например). То есть, санкции, в принципе, были направлены на то, чтобы изменить общественно-политический строй.

— Это то, о чем Сергей Лавров тоже говорил на ассамблее Совета по внешней и оборонной политике: «Европа вводит санкции против России для того, чтобы разрушить экономику и спровоцировать народные протесты, которые в свою очередь могут привести к смене режима в стране»?

- Да, Лавров не удержался и прямо обозначил этот тезис. Поэтому как Европа будет выходить из этой ситуации?

Ведь если при пересмотре санкционной политики на очередном заседании ЕС не удастся добиться консенсуса, то это не означает сближения России и Евросоюза. Это означает то, что Россия станет еще большим фактором раздробленности и дезинтеграции внутри ЕС.

То есть, будет для ЕС не только внешней, но и серьёзной внутренней проблемой. И с учетом этого еще вопрос: как в ситуации такого внутреннего несогласия в ЕС строить политику ЕС по отношению к России? Тоже не получится…

Поэтому благие пожелания Могерини можно считать неким политическим сигналом для стран-членов ЕС и для России к тому, что все-таки нужно каким-то образом пытаться сблизиться. Но вряд ли пока этот сигнал способен дать какие-то практические результаты.

Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов также не испытывает особого оптимизма относительно новой «перезагрузки»:

- Прежних отношений с ЕС, действительно, уже не будет. Евросоюз показал, что он нам отнюдь не друг. Не скажу, что враг – это было бы очень громко. Но конкурент. Конкурент, который готов иногда играть не по правилам. Готов использовать любой повод.

И дело тут не только в Крыме, как может показаться на первый взгляд.

Мы достаточно хорошо усвоили, как забалтывался Евросоюзом вопрос перехода к безвизовому режиму. И не забыли, как накануне сочинской олимпиады президент крупнейшей страны ЕС – Германии Гаук пытался бойкотировать Игры из-за того, что мы не разрешаем пропаганду гомосексуализма и т.д.

Стратегия ЕС многолетняя – менять российскую дружбу на свои собственные экономические выгоды. Когда же на Украине реально столкнулись напрямую интересы российского и европейского бизнеса, Евросоюз пошел на поддержку государственного переворота.

Совершенно очевидно, что теперь, когда сменилось руководство Еврокомиссии, те страны и те политики, которые в ЕС не были русофобски настроены, пытаются каким-то образом, действительно, нормализовать отношения с Россией.

— На данном этапе это возможно?

- В принципе, Евросоюз имеет возможность улучшить отношения с Россией. Прежних отношений, конечно, уже не будет – это совершенно понятно. Но улучшить их можно. Путем отмены санкций, естественно.

Почему именно итальянский политик призывает к «перезагрузки», объясняется просто. Итальянцы всегда были к нам более конструктивно настроены, чем прибалты, чем восточноевропейцы многие и даже немцы.

Над немцами, безусловно, довлеет тот факт, что российская (тогда еще советская) армия разгромила нацистов. Потому что громили-то мы нацистов, но надо четко понимать, что большинство немцев этих нацистов поддерживало. И сейчас дети-внуки этих нацистов пытаются отчасти взять реванш.

Проводились опросы: треть немцев уже, например, считает, что прошло так много времени после Второй мировой войны, что Германия не несет никакой ответственности за нацистские преступления.

Думаю, Могерини будет очень тяжело продвигать свою «перезагрузку», учитывая русофобство многих политиков среди новых стран-членов ЕС, да теперь уже и в Германии. К тому же, она далеко не так уж много определяет во внешней политике этих стран и Евросоюза в целом. Поэтому большого оптимизма у меня ее заявление не вызывает.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.02.2017
В США сенаторы и конгрессмены предложили принять закон, разрешающий начать поставки ракет средней и малой дальности (РСМД) в Европу и другим союзникам Вашингтона. По их словам, эта инициатива стала ответом на нарушения Россией двустороннего соглашения об этих вооружениях. Авторы законопроекта хотят «дать президенту Трампу инструменты», позволяющие вернуться к концепции бывшего президента США Рональда Рейгана «мир через силу».
Мировой ВПК  18.02.2017
Начиная еще с августовской войны 2008 года одним из насущных вопросов современности стало сравнение боевых и технических возможностей вооруженных сил России с армиями НАТО, прежде всего по ключевым направлениями. Одним из них является авиация и поступающий на вооружение США новейший многоцелевой истребитель F-35 Lightning II. Сегодня это, пожалуй, самая запутанная и неоднозначная тема. Открытые источники полны как дифирамбов, так и не менее разгромной критики, что не позволяет сформировать достаточно законченное мнение о боевой машине, которая, по заявлениям Пентагона, должна стать основным военным инструментом по меньшей мере до середины нынешнего века.
Геополитика  17.02.2017
14 февраля в газете The New York Times была опубликована статья, в которой со ссылкой на представителей американской администрации утверждалось, что Россия в нарушение Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) развернула наземные пусковые установки стратегических крылатых ракет. Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов разъяснил, о чем именно ведут речь американские чиновники.
Геополитика  16.02.2017
Турецкое агентство «Анадолу» опубликовало статью политолога Хасан Басри, в которой тот предостерегает Россию от ошибки, которую «Москва неднократно совершала ранее, пытаясь сохранить отношения с Турцией путем угроз». Собственного говоря, турецкий политолог, который, как нетрудно догадаться, озвучивает то, что официальные политики не могут говорить открыто.
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?