26.11.2014, 01:03
Европа идет на мировую
Европа идет на мировуюМеждународная военная политика
Глава дипломатии Евросоюза призвала к «перезагрузке» отношений с Россией.

Отношения Запада и России, которые серьезно осложнились после известных событий на Украине, нуждаются в «перезагрузке», считает комиссар Европейского союза по международным делам Федерика Могерини.

В интервью австрийской газете Kurier, выдержки из которого приводит ИА ТАСС, глава европейской дипломатии признала, что отношение с РФ нужно выстраивать заново. В том смысле, что Евросоюз должен не только оказывать давление на Москву, но и искать каналы сближения. Поскольку Россия, по ее мнению, очень важна для европейцев с точки зрения общей географии, истории, культуры, экономики и энергетики.

«Россия – стратегически важная страна, - убеждена Могерини. - Но в настоящее время она – не стратегический партнёр. Было бы хорошо восстановить стратегическое партнерство с Россией».

Для чего, собственно, и необходима «перезагрузка».

Впрочем, о смысловом наполнении этого - не нового в наших отношениях с Западом - понятия Могерини почти ничего не сказала. Лишь пожурила Россию за «непартнерское поведение по отношению к Украине» и призвала «не видеть в НАТО враждебности».

Но всем известно, чем закончилась «перезагрузка-2009», которая должна была вывести на качественно новый уровень отношения России и США. Она провалилась.

Сработает ли тот же сценарий сейчас? И как в его логику встраивается недавнее заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что прежних отношений с ЕС уже не будет?

- Перезагрузка, которую в свое время объявил президент Обама, не была, лишь российско-американской перезагрузкой. Это был сигнал для изменения западной политики в отношении России в целом, - пояснил заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – Но она не была таким «праздничным фейерверком» со стороны Соединенных Штатов. Это был ответ на очень серьезный кризис в российско-западных отношениях (усугубленных, в том числе, и войной в Грузии), а также на серьезные просчеты США и Запада на российском направлении. Связанные, в частности, с политикой расширения НАТО, с попытками интенсифицировать интеграцию Грузии и Украины.

Было очевидно, что невозможно идти этим путем дальше, невозможно оставлять Россию на обочине международной повестки дня, пытаться ее изолировать, не отвечать на ее озабоченность.

Но вопрос: возможно ли дважды войти в одну и ту же реку?

«Перезагрузка» Обамы захлебнулась достаточно быстро. И стало понятно, что только дипломатическими усилиями политику изменить невозможно. Нужны практические дела, нужны практические изменения в российско-западных отношениях. На что не хватило, по крайней мере, политико-дипломатической энергии и желания.

— То есть, за счет политической риторики разгладить противоречия, не удалось…

- Именно. Москва всегда говорила о том, что существуют и не исчезают фундаментальные разногласия. И чтобы выйти из этой ситуации, нужны не декларации, а политика стратегического партнерства, ориентированная на результат.

Результативности не было.

Более того, в последнее время (до украинского кризиса) обозначилась очень серьезная линия на продолжение политики расширения западного интеграционного пространства (прежде всего, на базе политики восточного партнёрства ЕС), когда интересы России на постсоветском пространстве абсолютно ни учитывались. Все это спровоцировало очередной кризис российско-западных отношений, который, по сути, спровоцировал и украинский майдан.

В этом контексте встает вопрос: а возможно ли, действительно, устроить «перезагрузку» номер два?

— Учитывая, что в одну реку нельзя войти дважды, скорей всего, невозможно. Так?

- На мой взгляд, невозможно. Поскольку те проблемы, которые пытались решить Россия и Запад в контексте «перезагрузки-1», они не были решены. И, более того, эта попытка оказалась абсолютно нерезультативной.

Политика «перезагрузки» Обамы с этой точки зрения девальвировала все дальнейшие попытки какого-то сближения. И в данном случае говорить о повторении, это означает говорить о возможности бега по кругу, причем, с траекторией сваливания в негативную область.

Для того чтобы думать о каком-то новом сближении, нужно выполнить два предварительных условия.

Первое - это, несомненно, общие усилия по урегулированию украинского кризиса. Поскольку украинский кризис, разнонаправленная реакция на него России и Запада, не дает возможности думать о каком-то сближении.

Во-вторых, нужно разблокировать российско-западные отношения, в том числе и по линии основных переговорных и диалоговых площадок, включая Россия-ЕС, Россия-НАТО и другие...

Можно называть ПАСЕ. Можно говорить о том, что «восьмерка» превратилась в «семерку». Можно говорить о переговорных форматах по «замороженным конфликтам» и т.д.

Вот эти переговорные и диалоговые площадки нужно разблокировать. Потому что без этого крайне сложно представить себе, каким образом, на какой основе будет происходить хоть какая-то нормализация отношений между России и Западом.

Конечно, очень позитивно, что глава европейской внешнеполитической службы говорит о желании ЕС двинуться снова в область стратегического партнёрства с России. Но совершенно непонятно, каким образом все это может быть ретранслировано на уровне практической политики.

Совершенно очевидно, что ни о каком возобновлении переговоров, например, по базовому соглашению Россия-ЕС, не может идти речи до тех пор, пока Европа не отменит санкции. Но Европа не может снять санкции в силу многих обстоятельства.

— Америка не позволит?

- Это отдельная тема. Я имею в виду, что санкции введены на основании правовых формул ЕС, в соответствии с которыми Россия обвиняется в «аннексии Крыма и в незаконной военной деятельности на территории Украины». Россия эти обвинения отвергает и, естественно, никогда их не примет.

Единственным условием снятия санкция, с точки зрения ЕС, является изменение позиции России. Позиция России изменена не будет. В этой связи Европа, соответственно, не имеет возможности снять санкции.

До сих пор – если мы посмотрим ретроспективу – Европа снимала санкции только тогда, когда сменялись режимы (в контексте арабской весны, например). То есть, санкции, в принципе, были направлены на то, чтобы изменить общественно-политический строй.

— Это то, о чем Сергей Лавров тоже говорил на ассамблее Совета по внешней и оборонной политике: «Европа вводит санкции против России для того, чтобы разрушить экономику и спровоцировать народные протесты, которые в свою очередь могут привести к смене режима в стране»?

- Да, Лавров не удержался и прямо обозначил этот тезис. Поэтому как Европа будет выходить из этой ситуации?

Ведь если при пересмотре санкционной политики на очередном заседании ЕС не удастся добиться консенсуса, то это не означает сближения России и Евросоюза. Это означает то, что Россия станет еще большим фактором раздробленности и дезинтеграции внутри ЕС.

То есть, будет для ЕС не только внешней, но и серьёзной внутренней проблемой. И с учетом этого еще вопрос: как в ситуации такого внутреннего несогласия в ЕС строить политику ЕС по отношению к России? Тоже не получится…

Поэтому благие пожелания Могерини можно считать неким политическим сигналом для стран-членов ЕС и для России к тому, что все-таки нужно каким-то образом пытаться сблизиться. Но вряд ли пока этот сигнал способен дать какие-то практические результаты.

Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов также не испытывает особого оптимизма относительно новой «перезагрузки»:

- Прежних отношений с ЕС, действительно, уже не будет. Евросоюз показал, что он нам отнюдь не друг. Не скажу, что враг – это было бы очень громко. Но конкурент. Конкурент, который готов иногда играть не по правилам. Готов использовать любой повод.

И дело тут не только в Крыме, как может показаться на первый взгляд.

Мы достаточно хорошо усвоили, как забалтывался Евросоюзом вопрос перехода к безвизовому режиму. И не забыли, как накануне сочинской олимпиады президент крупнейшей страны ЕС – Германии Гаук пытался бойкотировать Игры из-за того, что мы не разрешаем пропаганду гомосексуализма и т.д.

Стратегия ЕС многолетняя – менять российскую дружбу на свои собственные экономические выгоды. Когда же на Украине реально столкнулись напрямую интересы российского и европейского бизнеса, Евросоюз пошел на поддержку государственного переворота.

Совершенно очевидно, что теперь, когда сменилось руководство Еврокомиссии, те страны и те политики, которые в ЕС не были русофобски настроены, пытаются каким-то образом, действительно, нормализовать отношения с Россией.

— На данном этапе это возможно?

- В принципе, Евросоюз имеет возможность улучшить отношения с Россией. Прежних отношений, конечно, уже не будет – это совершенно понятно. Но улучшить их можно. Путем отмены санкций, естественно.

Почему именно итальянский политик призывает к «перезагрузки», объясняется просто. Итальянцы всегда были к нам более конструктивно настроены, чем прибалты, чем восточноевропейцы многие и даже немцы.

Над немцами, безусловно, довлеет тот факт, что российская (тогда еще советская) армия разгромила нацистов. Потому что громили-то мы нацистов, но надо четко понимать, что большинство немцев этих нацистов поддерживало. И сейчас дети-внуки этих нацистов пытаются отчасти взять реванш.

Проводились опросы: треть немцев уже, например, считает, что прошло так много времени после Второй мировой войны, что Германия не несет никакой ответственности за нацистские преступления.

Думаю, Могерини будет очень тяжело продвигать свою «перезагрузку», учитывая русофобство многих политиков среди новых стран-членов ЕС, да теперь уже и в Германии. К тому же, она далеко не так уж много определяет во внешней политике этих стран и Евросоюза в целом. Поэтому большого оптимизма у меня ее заявление не вызывает.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.