26.05.2015, 17:08
Евроассоциация на условиях Москвы
Евроассоциация на условиях МосквыМеждународная военная политика
Зона торговли Украины и ЕС не будет свободной.

Евросоюз пригласил Россию провести 2 июня трехсторонние экспертные консультации в Брюсселе по ассоциации Украины и ЕС. Об этом сообщил первый замглавы Минэкономики РФ Алексей Лихачев.

«Российская сторона понимает эти договоренности как принятие определенных взаимообязывающих юридических конструкций в этих сферах. Мы настроены на то, чтобы в ходе следующих консультаций обсудить эти конструкции и активно работать над ними весь июнь, чтобы в июле проекты соответствующих решений уже вынести на суд министров», – добавил Лихачев.

Ранее, 18 мая, министр экономики РФ Алексей Улюкаев подтвердил участие России в переговорах, которые позволят с 1 января 2016 года вступить в силу экономической части соглашения ЕС–Украина. Речь идет о создании глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли «незалежной» с Евросоюзом.

Напомним, в сентябре 2014 года в Брюсселе на переговорах Украины, России и ЕС стороны договорились об отсрочке практической реализации соглашения об ассоциации минимум до конца 2015 года. Было решено, что на протяжении всего этого срока сохранится режим свободной торговли в рамках СНГ. Тогда наибольшую обеспокоенность России вызывала угроза реэкспорта беспошлинных европейских товаров через Украину на рынок РФ. В случае сохранения разногласий, Украина могла бы лишиться возможности беспошлинной торговли в рамках СНГ, предупреждали в российском МИДе.

Теперь, по словам постпреда РФ при ЕС Владимира Чижова, «к озабоченностям российской стороны партнеры стали относиться более внимательно». Впрочем, слова постпреда не дают конкретного ответа на вопрос: почему Россия отказалась от прежней переговорной позиции – переносе отсрочки реализации соглашения на весь 2016 год?

Причины, возможно, чисто экономические. Украинская экономика пребывает в глубоком кризисе, а взаимный товарооборот Украины и России сократился на треть. Такое положение дел не сулит ничего хорошего ни Киеву, ни Брюсселю. Это значит, что Москва может добиться от партнеров по переговорам определенных уступок.

Что стоит за нынешними консультациями в Брюсселе, в чем конкретно будет заключаться торг между РФ и ЕС?

– Россия никогда не требовала, чтобы Украина не подписывала соглашение об ассоциации с ЕС, – отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Вопрос стоял иначе: условия зоны свободной торговли ЕС-Украина, которые фиксировались в рамках соглашения об ассоциации, препятствуют нормальной экономической деятельности между Киевом и Москвой, и поэтому надо их скорректировать.

Сначала европейцы от России просто отмахивались: мол, не ваше дело, без вас обойдемся. Но потом Евросоюз осознал: если соглашение примут в первоначальном виде, Россия имеет все основания ликвидировать действующую зону свободной торговли с Украиной. И тогда украинская экономика рухнет в один момент.

Поэтому в итоге Евросоюз – правда, сместив Виктора Януковича и Николая Азарова, которые говорили о недопустимости разрыва с Россией – все-таки отложил введение в действие соглашения об ассоциации, которое подписали новые киевские власти.

На мой взгляд, ЕС поступил так, чтобы сохранить лицо: Запад в тот момент не готов был признать правоту России, признать, что условия зоны свободной торговли ЕС-Украина действительно необходимо корректировать.

В чем конкретно заключается теперь эта коррекция?

– Проект соглашения о создании зоны свободной торговли предусматривал, что Украина вводит чуть ли не нулевые пошлины на импортные европейские товары. Вместе с тем, у Украины были практически нулевые пошлины на экспорт товаров в Россию – в рамках зоны свободной торговли в СНГ. В этом случае через Украину в РФ неминуемо пошел бы поток беспошлинных – а значит, дешевых – европейских товаров.

В 2013 году Россия дала понять, что не шутит, и закроет зону свободной торговли с Украиной при неблагоприятном развитии событий. Тем более что для этого имелись веские правовые основания. В одном из пунктов соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ сказано, что если один из партнеров вступает в экономические соглашения с внешними контрагентами, другие партнеры вправе принять меры защиты.

Другими словами, Россия и тогда, в 2013-м, «отпускала» Украину в Евросоюз – но с пониманием, что этот шаг повлечет определенные последствия. Теперь, надо думать, беспошлинные европейские товары в Россию через Украину не пойдут.

— Кому более выгодно скорректированное соглашение об ассоциации: Украине или ЕС?

– Проблема в том, что сейчас уже неясно, чего хочет сама Украина. Недавно правительство Украины расторгло в одностороннем порядке договор с Россией о военно-техническом сотрудничестве. В результате, по расчетам даже украинских экспертов, минимальные потери украинского бюджета от разрыва связей с Россией в области ВПК составят миллиард долларов в год. По сути, украинцы в одностороннем порядке сделали то, что грозилась сделать Россия в августе 2013-го.

Раз так, на первый взгляд, менять формулировки соглашения ЕС-Украина вообще не имеет смысла. Но именно Евросоюз настаивает на корректировке.

В отличие от украинского руководства, которое считает, что «Европа нам поможет», руководство ЕС понимает: если Киев будет и дальше вести себя в нынешнем духе, дефолт «незалежной» не за горами. Это означает негативные последствия не только для Украины, но и для Евросоюза. ЕС такой сценарий вовсе не на руку…

– Евросоюз ищет решения конфликта на Украине путем достижения компромисса с Россией, – считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – Для этого ЕС пытается, с одной стороны, оказывать давление на украинское руководство, с другой – налаживать отношения с РФ путем заключения приемлемого для Москвы варианта соглашения об ассоциации.

Дело в том, что когда Украина только начинала движение по пути евроинтеграции, это была государство со стабильной экономикой, относительно стабильной валютой, и массой предприятий, которые были связаны с РФ. По первоначальным расчетам Евросоюза, именно связи с Россией должны были поддерживать Украину на плаву после ее вступления в ассоциацию.

Сейчас все эти связи разрушены – об этом красноречиво свидетельствует принятие Верховной Радой закона о предоставлении правительству Украины права объявить мораторий на выплату внешних долгов. Фактически, украинская экономика находится в состоянии технического дефолта. Плюс к тому, украинская национальная валюта сильно обесценилась, а предприятия, прежде связанные с Россией, деградируют и банкротятся.

В итоге, сейчас Европа понимает, что с Россией жизненно необходимо договариваться – самостоятельно «тянуть» на себе украинскую экономику ЕС явно не готов.

— В 2013-м году наибольшую обеспокоенность России вызывала угроза реэкспорта европейских товаров на рынок РФ. Почему сейчас эти опасения отошли на второй план?

– Потому что достигнута принципиальная договоренность, что позиция России будет учитываться – для меня это очевидно. Правда, пока это негласная политическая договоренность. Так или иначе, беспошлинные европейские товары не заполонят российский рынок.

Мы можем и еще кое-что выторговать у ЕС. Например, смягчения санкций, особенно в части получения новых кредитных линий на Западе – за сохранение доступа украинских товаров на российский рынок.

– Россия явно переоценивала усилия, которые готова приложить Европа для ассоциации с Украиной, и потому ранее выступала против ассоциации, – уверен политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. – Но со временем стало очевидно: процесс сближения Брюсселя и Киева быстрым не будет.

В ЕС растет скептицизм по отношению к планам Украины по вхождению в Европу. Европейцы уже не настроены оптимистично, в том числе, из-за недовольства экономической политикой, проводимой Киевом. Эта политика никак не отвечает представлениям европейцев о быстрых и эффективных реформах.

То, что Россия получила приглашение участвовать в трехсторонних консультациях в Брюсселе – действительно прогресс в наших отношениях с Европой. Теперь любопытно посмотреть, каким образом отреагирует на это Украина (официальной реакции Киева до сих пор нет). Понятно, что участие России в переговорах предполагает, что позиция Москвы будет принята во внимание.

Получается, Россия сейчас демонстрирует дружелюбие. Москва не настаивает на переносе даты реализации соглашения об ассоциации, и показывает, что если ее законные требования учитывают, то ее позиция – вполне конструктивная.

На деле, давая согласие, чтобы соглашение о создании зоны свободной торговли Украины с ЕС вступило в силу 1 января 2016 года, Россия исходит из реалий.

Важна не только готовность России «отпустить» Украину в Европу. Важно, чтобы Евросоюз был готов принять Украину. Москва же прекрасно понимает: декларации и слова европейцев – это одно, но в ближайшей перспективе Украину в Европе никто не ждет.

— Как будут решены вопросы о минимизации экономических потерь России, если зоны свободной торговли Украина-ЕС заработает?

– Все эти вопросы решаемы, при наличии доброй воли сторон. Например, Россия может перейти на европейские стандарты сертификации – нам от этого будет только лучше. Возможно, в итоге Россия будет даже быстрее двигаться в сторону Европы, чем Украина…

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).