26.06.2015, 18:11
Евроармия выходит из НАТО
Евроармия выходит из НАТОМеждународная военная политика
Создание ЕС собственной армии могло бы ослабить Североатлантический альянс в Европе.

Лидеры Евросоюза тактично не стали обсуждать вопрос создания европейской армии на проходящем в эти дни саммите. Тем не менее в медиапространстве разворачивается дискуссия о том, что европейцы хотят дистанцироваться от США, учредив своеобразную альтернативу НАТО. Идею о необходимости активизации усилий по ее созданию озвучил еще в начале марта председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Инициатива создания многонациональной армии на Европейском континенте возникла еще в 1950-е годы, примерно в одно время с формированием прообраза будущего ЕС — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Подобные проекты появлялись и позже, но каждый раз их инициировали американцы.

В настоящее время у Евросоюза есть только силы быстрого реагирования численностью 1,5 тысячи человек. В Старом Свете также функционируют германо-французская бригада, батальон, объединяющий скандинавские страны, и недавно созданный польско-литовско-украинский миротворческий батальон.

Военные аналитики сошлись во мнении, что вышеперечисленные структуры существуют только на бумаге и не выполняют возложенные на них функции.

«Не так давно Франция попросила ЕС помочь в военной миссии в Центральной Африканской Республике. В итоге она получила ответ, что силы быстрого реагирования созданы для других целей», — напомнил директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

Подобная невнятная реакция Евросоюза свидетельствует о том, что силы быстрого реагирования призваны только отражать мифическую угрозу, которая, видимо, исходит от России, с иронией отметил эксперт. «У них под боком "Исламское государство", но европейцы стараются не замечать реальные военные угрозы», — заметил Коновалов.

Между тем глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер публично выражает недовольство тем, что его заявление о необходимости создания общеевропейских вооруженных сил не получило широкой поддержки.

В частности, категорически против данной инициативы выступило центральное звено американских сателлитов в Европе — Великобритания, Литва, Латвия и Эстония. Скептически к формированию вооруженных сил ЕС относятся и южноевропейские страны (Испания и Италия). Кроме Германии, создание многонациональной армии осторожно поддерживает Франция.


Есть ресурсы, но нет возможностей

ФРГ самым активным образом продвигает идею формирования евроармии. Гипотетически у Германии есть ресурсы, чтобы стать платформой для создания многонациональных вооруженных сил. Первая экономика Европы обладает достаточно высоко развитым военно-промышленным комплексом и 200-тысячной армейской группировкой.

Однако на этом пути у Германии стоит множество преград. Главная — это США, которые со времен окончания Второй мировой войны сохраняют свои военные базы в ФРГ. Российские политики и эксперты не стесняются называть Германию «оккупированной страной».

Военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин обратил внимание, что Германия стала в последнее время играть роль европейского гегемона.

«Понятно, что государство-лидер должно обладать мощными вооруженными силами. Немцы к этому стремятся, правда, есть данные, что их вооруженные силы пребывают в не самом лучшем состоянии», — заявил эксперт.

Литовкин убежден, что стремление Берлина к военно-политическому господству нереализуемо. «США не нужны какие-либо конкуренты в Европе. Сохранение влияния в Европе — одна из основных задач Вашингтона по поддержанию мировой гегемонии в целом», — считает эксперт.

Литовкин подчеркнул, что вопросы обеспечения военной безопасности европейцы де-факто «списали» на Соединенные Штаты. Руководство ЕС больше волнуют проблемы, связанные с миграцией. «В связи с этим им приходится инвестировать больше в полицию, а не в вооруженные силы», — констатировал аналитик.

Иван Коновалов солидарен с мнением о безуспешности попыток ФРГ утвердить лидерство Европе. «Берлин, конечно, стремится изменить свой статус. Но если он создаст европейские войска под своим крылом, то тогда должно исчезнуть НАТО. На одном поле подобные структуры существовать не могут, так как они неизбежно начинают конкурировать», — сказал эксперт.


Европа без американцев

Формально НАТО не выступает против формирования европейских вооруженных сил. Спецпредставитель генерального секретаря НАТО по вопросам женщин, мира и безопасности Мариет Шурман в апреле заявила, что эта инициатива не идет вразрез с другими обязательствами европейских стран.

Однако, как утверждают эксперты, Соединенные Штаты приложат все усилия, чтобы не допустить создания полноценных общеевропейских вооруженных сил. «Американцы никогда не допустят ситуации, при которой они будут вынуждены покинуть Европу», — считает Виктор Литовкин. «Евроармия — это мечта, которая нереализуема в условиях существования НАТО и ЕС в нынешнем формате», — констатировал Иван Коновалов.

Военные аналитики также полагают, что у Европы отсутствуют деньги на формирование новой военной структуры. «Практически никто из стран НАТО не тратит на оборону 2% ВВП. Даже Польша, Литва, Латвия, которые громче всех кричат о российской угрозе, далеки от этого показателя», — напомнил Литовкин.

Формальный повод создания евроармии — противодействие «российской агрессии». Тем не менее в случае появления у ЕС вооруженных сил никакой угрозы для нашей страны они представлять не будут. Более того, их существование принесет только пользу РФ.

«Европа без американцев — это хорошо для России. Я скажу так: серьезных угроз для нашей страны от "цивилизованного мира" нет в принципе. На Западе есть понимание того, что Россия может ответить ядерным оружием. Угрозы исходят от тех, кому нечего терять — талибы, "Исламское государство"», — отметил Литовкин.

«России выгодно создание третей структуры в Европе помимо НАТО и ЕС, появление новых центров управления. Чем больше будет сегментироваться так называемая западная система безопасности, тем будет лучше для нашей страны», — рассуждает Коновалов. Эксперт надеется, что, может, тогда Запад наконец-то оставит Россию в покое.

Категория: За рубежом | 4487



Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Флот США получит супермогилу за $15 миллиардовМеждународная военная политика
Мировой ВПК  06.03.2016
Военно-Морские силы США готовятся к большому празднику. В нынешнем году в их боевой состав планируют ввести головной атомный авианосец нового типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», который достраивают на верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии. Самый высокотехнологичный в истории, он должен заменить отслуживший свое знаменитый «Энтерпрайз» (CVN-65) типа «Нимиц». Всего за океаном собираются построить до 10 «систершипов» «Джеральда Р. Форда» с темпом по одному каждые пять лет.
F-22 летает на украденной технологииМеждународная военная политика
Мировой ВПК  05.03.2016
20 лет назад американская компания Zoltek из Сент-Луиса, производящая композитные материалы на основе полимеров, подала судебный иск против Пентагона и его подрядчиков. Однако справедливости за 20 лет так и не добилась. И вот сейчас компания предпринимает новую попытку получить с военного ведомства США компенсацию за украденную технологию, которая позволяет таким гигантам американского ВПК как Lockheed Martin и Northrop Grumman получать миллиардные прибыли.
Тульский «Панцирь»Международная военная политика
Мировой ВПК  05.03.2016
До того как в Сирии появилась зенитно-ракетная система большой дальности С-400 «Триумф», воздушное пространство над российской авиабазой «Хмеймим» прикрывал зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1». С того момента, как они действуют в связке, пробить ПВО нашего аэродрома практически нет никакого шанса. Впрочем, в боевых возможностях ЗРПК тульского производства еще раньше могли убедиться партнеры России по военно-техническому сотрудничеству.
Китай берет Штаты на слабоМеждународная военная политика
Геополитика  05.03.2016
Авианосец, два крейсера и два эсминца Седьмого флота США приблизились к спорным островам в Южно-Китайском море. По заявлению представителей китайского руководства, Китай не оставит действий Соединенных Штатов без ответа и готов к любым вызовам. При этом особо подчеркивается важность укрепления российско-китайских отношений. Споры вокруг островов в Южно-Китайском море идут десятилетия. Речь идет о Парасельских островах (архипелаге Сиша), островах Наньша и Хуанъянь. Помимо Китая на острова претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Тайвань и Бруней.


Не пожалеть бы о перемирииМеждународная военная политика
Конфликты  04.03.2016
Организованное Вашингтоном и Москвой соглашение о перемирии в Сирии не только многочисленные прокремлевские, но и большинство независимых СМИ расценили как большой дипломатический успех Кремля. На самом деле, на успех это не очень похоже. Вполне вероятно, что Москва совершила грубую ошибку, причем как в военном, так и в политическом плане. Единственной целью России в Сирии должно было стать полное возвращение страны под контроль Асада с предоставлением очень широкой автономии курдам.
ИГИЛ зарывается в песокМеждународная военная политика
Конфликты  03.03.2016
«Исламское государство» меняет стратегию в Сирии. «Халифат» решил больше не вести боевые действия против курдов на севере, а сосредоточить свои усилия на центральной Сирии, укрепив подконтрольные ему провинции Дейр-эз-Зор и Ракка, а также город Пальмира. Такая мера позволит контролировать восток страны за счет перехвата двух автострад, которые ведут в Ирак, и течение реки Евфрат. Об этом 2 марта сообщил французский бюллетень «TTU» (перевод статьи опубликовал авторитетный российский военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий).
Саудовская Аравия как государство будет уничтожено в ЙеменеМеждународная военная политика
Конфликты  03.03.2016
Как сообщило йеменское информагентство Saadah News, в конце февраля в крупнейшем городе Таиз встретились высокопоставленные полевые командиры хуситов и представители местных отрядов. На совещании также присутствовали губернатор Таиза Абдель-Мухаммад Аль-Джунди и генерал-майор Абу Али Хаким Аль-Хуси, начальник 4-й военного округа. Племенное ополчение побережья Таиза подтвердило свое согласие на участие вместе с армией Йемена в наступательной операции на юго-западе провинции против «агрессоров из коалиции».