В техзадании гиперзвуковые снаряды LRLAP для МК 45 должны были иметь начальную скорость 5 Мах, но потом разработчики под тяжестью непреодолимых проблем снизили её до 3 Мах, а затем, видимо, уменьшили еще. Сразу же после испытания 3 апреля 2015 года директор департамента надводных сил Штаба ВМС США контр-адмирал Питер Фанта заявил: «ВМС по-прежнему заинтересована в продолжении разработки этого типа корабельных орудий, но ждут технологии подешевле, прежде чем двигаться вперед. Стоимость снарядов по-прежнему будет главным фактором для дальнейшей работы».
Любопытно, что в самом начале от артиллерии на супер-эсминце вообще хотели отказаться, надеясь к моменту спуска Zumwalt уже иметь готовый и протестированный рельсотрон. Но и здесь не получилось, и запасной вариант артустановки AGS оказался основным, хоть и не устраивающий заказчика по цене. При этом рекорд поражения крупных мишеней составил 45 морских миль, примерно 83 км. Что касается дальности, то в неуправляемом режиме снаряды LRLAP преодолели 59 морских миль (109 км).
Фактически это означает, что на корабле установлено оружие, официально не устраивающее Пентагон. На неприятный вопрос о стоимости снарядов, капитан Джеймс Дауни на своей пресс-конференции на борту корабля отвечать отказался категорически. В то же время имеется информация о переговорах по поводу контракта с Lockheed на закупку для Zumwalt небольшого числа боеприпасов, необходимых для эксплуатационных испытаний и оценки. При этом исполнитель озвучил цену для минимальной партии 1800 до 2200 LRLAPs сразу для трех кораблей этого класса — по 400 тысяч долларов за единицу. При меньшем количестве речь может идти уже о 700 тысячах за выстрел. Для сравнения: крылатая ракета «Томагавк» с дальностью 1000 морских миль стоит чуть дороже одного миллиона долларов.
Если же подсчитать все траты на выстрел из AGS, учитывая амортизацию Zumwalt, транспортные и эксплуатационные расходы дальнего похода то стрельба по «аборигенам» обычным 155 мм осколочно-фугасным боеприпасом из дальнобойной пушки на реальное расстояние 80 км обойдется американским налогоплательщикам в общей сложности в пару миллионов долларов.
«Несколько огневых задач всего за день операции может легко уложиться — только на боеприпасы — в сумму в десятки миллионов долларов, — поясняет Сэм Ла-Гроне. Этих денег хватит на боеприпасы для трети флота, который нанесет ущерб врагу в сотни раз больше.
Кстати, капитан Джеймс Дауни отверг применение альтернативных снарядов для AGS, например, для решения задач стандартной артиллерийской поддержки десанта. «Это невозможно, — сказал он. — Есть разработки для двух других кораблей». Судя по всему, одну артустановку сделают в виде обычной 155 мм пушки.
Зато главный зал судовой команды, по рассказу Сэм Ла-Гроне, который побывал на Zumwalt, напоминает центр управления космическими полетами. Он имеет темный интерьер с двадцатью операционными консолями, над которыми установлены три гигантских монитора. На корабле оборудованы еще два дублирующих командных пункта — попроще. Все пространство классифицируется как пункт безопасного хранения информации. Это является одной из причин, согласно которой экипаж судна должен иметь высший допуск к секретам Пентагона. Сэм Ла-Гроне на одном экране главного зала судовой команды увидел в реальном режиме времени помещение центрального штаба ВМС по координации и планированию — то есть «святая святых» военно-морских сил США.
Брайан Кларк, военно-морской аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок и бывший помощник начальника военно-морских операций адмирал Джонатан Гринет заявили, что Zumwalt будет предназначен для поддержки специальных операций, но оправдает себя только в том случае, если будет адаптирован для борьбы с подводными лодками. По причине того, что эсминец имеет возможность работать близко к берегу, учитывая низкую ЭПР. Таким образом, корабли этого класса должны быть ориентированы, прежде всего, на внезапные атаки баз подводных лодок потенциального противника. Впрочем, все сказанное ими относится, скорее, к теоретической стратегии, направленной, видимо, на уменьшение репутационный потерь.
Таким образом, все разговоры о новых задачах Zumwalt сводятся к продолжению затратных доработок специального оборудования для малозаметного эсминца. В этой связи эксперты предрекают супер-эсминцу судьбу сумасшедше дорогого истребителя F-35.