13.03.2014, 23:49
Экспорт российского вооружения: стратегии влияния
Экспорт российского вооружения: стратегии влиянияМеждународная военная политика
Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами продолжает развиваться, вопреки распространенным прогнозам последних лет о грядущем спаде. В настоящее время наша страна занимает устойчивое второе место по объему поставок вооружения на мировой рынок. Так, в 2013 г. объем экспортных поставок по линии «Рособоронэкспорта» составил 13,2 млрд долл. Лидером 2013 г. стали США с поставками в объеме 23,6 млрд долл., на третьем месте оказалась Франция (6,9 млрд долл.). Примерно таким же было соотношение объемов поставок и итоговых мест и в 2012 г.

Стандарты военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, выработанные в позднесоветский период и в постсоветское время, позволяют выделить несколько основных направлений стратегии сотрудничества в зависимости от партнеров.


Совместные разработки

Первая, наиболее трудоемкая, но вместе с тем наиболее значимая в политическом плане и стабильная линия сотрудничества направлена на передачу лицензий и в некоторых случаях совместную разработку военной техники. На сегодня такая стратегия осуществляется в полном объеме лишь в отношении Индии, воплощаясь в крупных контрактах, например, на лицензионное производство самолетов Су-30МКИ (контракты на 140 машин в 2000 г. и два дополнительных на 40 и 42 машины в 2007 и 2012 гг. соответственно), не считая приобретенных в готовом виде. В общей сложности на начало 2013 г. Индия располагала примерно 170 истребителями Су-30МКИ, которые поступили из России либо были полностью или частично собраны внутри страны из поставленных машинокомплектов. Общая стоимость поставленных индийцам Су-30, включая запчасти и принадлежности, сервисное обслуживание, обучение пилотов и т.д., оценивается специалистами в 12–15 млрд долл.

Второе направление сотрудничества связано с танком Т-90. С 2001 по 2007 гг. Россия и Индия в общей сложности заключили контракты на поставку почти 2000 танков Т-90 на сумму около 6 млрд долл. Из этого числа более 1700 танков должны быть собраны в Индии из российских машинокомплектов, остальные поставлены из России готовыми. В настоящее время Вооруженные силы Индии располагают примерно 800 танками Т-90, из которых более половины местной сборки. Объемы выпуска постепенно растут – производственные мощности казенного завода «Heavy Vehicles Factory» (HVF) позволяют производить до 140 танков в год.

Нужно учесть, что лицензионное производство из поставленных машинокомплектов практиковалось еще в советское время – например, в Индию поставлялись танки Т-72, истребители-бомбардировщики МиГ-27 и некоторые другие виды вооружения.

В рамках совместной разработки различных систем вооружения наиболее заметными контрактами стали соглашения по крылатым ракетам PJ-10 «Brahmos» (1998 г.) и истребителю пятого поколения FGFA (2007 г.). В обоих случаях в основе перспективных разработок лежат российские прототипы – ракета П-800 «Оникс» и истребитель Т-50. Причем если «Оникс» к 1997 г. уже находился в опытной эксплуатации, то Т-50 на момент заключения соглашения о разработке FGFA существовал лишь в виде макетов и отдельных элементов. Первый полет новой машины состоялся в январе 2010 г.

В настоящее время стороны ведут совместную работу над проектом многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА. Активно развивается сотрудничество в военно-морской сфере. Достаточно упомянуть состоявшуюся в ноябре 2013 г. передачу ВМС Индии после длительной модернизации авианосца «Викрамадитья», аренду АПЛ проекта 971И «Чакра», которая была достроена по измененному под индийские требования проекту, принципиальную договоренность о достройке еще одной субмарины этого проекта, достигнутую в конце октября 2013 г., серийное строительство фрегатов проекта 11356 и др.

Во всех упомянутых случаях Индия и Россия преследуют свои цели. Индия становится для России финансовым донором, чьи вложения заметно ускоряют работу, поддерживают предприятия на плаву, а также гарантируют рынок сбыта помимо внутреннего. В свою очередь, Россия служит для Индии источником высокой технологии в отраслях, где индийская промышленность отстает от лидеров на десятилетия.

В числе стран, в отношении которых Россия применяет или стремится применить данную стратегию военно-технического сотрудничества, стоит упомянуть Китай, Бразилию и Южную Корею. Причем во всех трех случаях сотрудничество имеет свои особенности. Китай, активно производивший вооружение по советским лицензиям (а затем и «пиратским» способом) в 1950–1980-х годах, после восстановления нормальных отношений с Москвой вернулся к покупке российских технологий для совершенствования своего ВПК. Однако от лицензионных копий китайцы очень быстро перешли к самостоятельному производству техники, воспроизводившейся на основе полученных образцов. При этом в ряде случаев копирование облегчалось технологической помощью российских и украинских КБ, находившихся на голодном пайке в 1990–2000-х годах. Такова история появления истребителей J-11, J-15, транспортного самолета Y-20, зенитно-ракетной системы HQ-9 и ряда других образцов. Вместе с тем достижения КНР в области копирования чужой техники пока не находят продолжения в ее развитии. Поэтому можно прогнозировать возобновление интереса Китая к новым российским разработкам по мере смены поколения систем вооружения, производимых российским ОПК. Первым сигналом такого рода стал интерес, проявленный Китаем к истребителю Су-35С, наиболее совершенной на сегодня версии платформы Т-10 (Су-27).

Южная Корея, в свою очередь, делает в основном ставку на совместные разработки новой техники с участием российских КБ. Так были созданы зенитно-ракетный комплекс KM-SAM и ракета-носитель «Naro-1» (KSLV). В обоих случаях на момент начала работ в первой половине 2000-х годов рабочих прототипов этих систем не имелось. Российские участники кооперации – «Алмаз-Антей» в случае с KM-SAM и НПО им. М.В. Хруничева в случае с «Naro-1» – использовали данные контракты для отработки своих перспективных систем – ЗРК «Витязь» и ракеты-носителя «Ангара» соответственно.

Что касается Бразилии, то Россия стремится заинтересовать ее возможностями совместных разработок в области боевой авиации и систем ПВО. Если это удастся сделать, можно будет говорить о формировании определенного круга развитых стран, использующих российские разработки в проектировании и производстве собственной военной техники. Подобное развитие событий значительно повысит устойчивость российского ОПК в самой ответственной и наиболее высокотехнологичной сфере. 


Масштабные поставки

Вторая стратегия военно-технического сотрудничества касается довольно широкого круга стран, которые обладают относительно крупными финансовыми ресурсами и позволяют себе закупать дорогостоящую военную технику. Речь идет об Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Алжире, Ираке, Венесуэле, Азербайджане и ряде других государств. Сотрудничество с ними характеризуется довольно большими объемами контрактов: 7,5 млрд долл. – с Алжиром, более 5 млрд долл. – с Вьетнамом, более 4 млрд долл. – с Азербайджаном. Они закупают современные образцы военной техники или их упрощенные варианты (истребители Су-30МКИ(А), МКМ или МК2, танки Т-90С, вертолеты Ми-28, Ми-35М и др.), обеспечивая в совокупности не меньший объем экспортного портфеля заказов, чем мегаконтракты с Индией или ранее, в 1990–2000-х годах, с Китаем.

Перспективы военно-технического сотрудничества на этом направлении зачастую подвергаются сомнению в силу политических рисков. Так, «арабская весна» заставила многих экспертов говорить о предстоящем прекращении сотрудничества со странами Ближнего Востока, а смерть Уго Чавеса поставила под сомнение сотрудничество с Венесуэлой. Однако эти опасения оказались преувеличенными.

Наиболее показательным опровержением мнения о бесперспективности российского военного экспорта на Ближнем Востоке стал новый контракт на поставку вертолетов, систем ПВО и других видов вооружения для Ирака на сумму 4,2 млрд долл., заключенный осенью 2012 г. Поставки по этому контракту были начаты осенью 2013 г. Тогда же возобновилось и военно-техническое сотрудничество с Ливией. В эту страну были поставлены заказанные еще правительством М. Каддафи самоходные противотанковые комплексы «Хризантема» (по некоторой информации, боевые машины пехоты БМП-3). Очевидно, что правительство Сирии также будет закупать в России современную военную технику, а охлаждение российско-американских отношений открывает путь к возобновлению поставок вооружения в Иран. При этом необходимо заметить, что после смены власти в Иране и на фоне разногласий с Саудовской Аравией Соединенные Штаты могут отреагировать на возможное возобновление сотрудничества России с Исламской республикой гораздо менее резко, чем 5–7 лет назад.

На рубеже 2013-14 года также были сделаны первые шаги по возобновлению ВТС с Египтом, который потенциально может стать одним из крупнейших покупателей российского оружия в ближайшие 5 лет. Объем первой сделки составит, по информации египетской стороны, не менее двух миллиардов долларов. Египет планирует получить средства ПВО, истребители МиГ-29 и боевые вертолеты. 


Много помалу

Наконец, третья стратегия военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами касается стран третьего мира. Речь идет в основном о бедных или среднеразвитых государствах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Контракты с этими странами носят, как правило, разовый характер и заключаются на относительно небольшие суммы – от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов долларов.

Впрочем, крупные доходы встречаются и здесь: например, в октябре 2013 г. был заключен контракт с Анголой на поставку вооружений на общую сумму 1 млрд долл. В пакет поставки были включены запчасти к вооружению советского производства, легкое стрелковое оружие, боеприпасы, танки, артиллерийские установки и многоцелевые вертолеты Ми-17. Кроме того, стороны договорились о строительстве на территории Анголы завода по производству патронов. В соглашение была включена и поставка 18 отремонтированных и вооруженных истребителей Су-30К, ранее входивших в состав ВВС Индии. Су-30К были поставлены Индии по контракту от 1996 г. Это соглашение подразумевало передачу индийским ВВС истребителей Су-30МКИ, однако в 1997–1999 гг. заказчику по взаимной договоренности были поставлены самолеты в упрощенной версии К с обязательством последующей их замены на более совершенные МКИ. Позднее Россия передала Индии 18 Су-30МКИ, одновременно оформив формальный возврат Су-30К, но до июля 2011 г. все они находились на индийской территории.

Данный контракт довольно точно отражает состав основной массы соглашений, заключаемых со странами третьего мира, в том числе и с наименее развитыми партнерами России по ОДКБ типа Кыргызстана и Таджикистана. Речь идет о поставках запчастей, легкого стрелкового оружия, боеприпасов, бронетехники (как правило, отремонтированной б/у из имеющейся в наличии у Вооруженных сил России), бывшей в употреблении авиатехники. Исключение составляют вертолеты и автомобили, которые закупаются преимущественно новыми.

Относительно сотрудничества с Анголой следует отметить, что дальнейший экономический рост и увеличение военных расходов могут перевести эту страну в группу «второй стратегии», в случае если она решит развивать отношения с Россией в этой сфере. Пока же число стран «третьей стратегии» наиболее велико: по оценкам экспертов, они составляют 2/3 из более 70 стран, входящих в географию сотрудничества «Рособоронэкспорта». Однако ежегодный доход от этой группы относительно невелик и, по оценкам, не превышает 10–15% от общего объема поставок. В этой группе нередки и политически мотивированные сделки. Это касается, в первую очередь, уже упомянутых партнеров России по ОДКБ, для которых военная помощь Москвы – залог политической стабильности и сохранения существующих режимов.

Действующие стратегии военно-технического сотрудничества демонстрируют разнообразие инструментов, используемых Россией в данной сфере с целью извлечения доходов и укрепления своего политического влияния. При этом политическая мотивация может быть различной: от поддержки союзников на ключевых направлениях (поставки для стран ОДКБ), закрепления на тех или иных новых/хорошо забытых старых рынках до наращивания влияния в регионе (Венесуэла, Ангола) либо сохранения и укрепления отношений со стратегически важными партнерами (как в случае с Индией).

В зависимости от возможностей и значимости партнеров Россия готова к различным формам сотрудничества, включая развитие сборочных/сервисных производств в стране заказчика. При этом учитывается риск утечки технологий. Возможности оперативного копирования современной боевой техники сегодня есть лишь у наиболее развитых промышленных держав. Помимо России к ним относятся США, некоторые члены НАТО, которые российское оружие не закупают, и Китай. В целом, достаточной гарантией от утечки технологий служит стратегия «отстающего экспорта», когда на экспорт идут изделия преимущественно предыдущего поколения по сравнению с теми, что производятся для своих войск. Данная стратегия, которую с успехом использовали в СССР, фактически возрождается в нынешних условиях, когда российский оборонно-промышленный комплекс осваивает новое поколение техники и вооружения для армии, военно-воздушных сил и флота.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Украинский «Антонов» уходит в саудовский штопорМеждународная военная политика
Мировой ВПК  14.11.2016
«Прорывной проект» украинского транспортного самолета Ан-132D, приправленный «полным отказом от российских комплектующих» и «реальным импортозамещением», может оказаться не столь успешным, и пока является стабильным источником затрат. Об этом сообщил российский военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на независимого украинского военного эксперта Диану Михайлову.
Москва создает армянский рубеж обороныМеждународная военная политика
Геополитика  14.11.2016
Президент России Владимир Путин одобрил подписание соглашения с Арменией о создании объединенной группировки вооруженных сил двух стран. Об этом стало известно в понедельник, 14 ноября. «Принять предложение правительства Российской Федерации о подписании соглашения между Российской Федерации и Арменией об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации», — говорится в распоряжении, опубликованном на официальном портале правовой информации.
Немецкий ТРАМПлин: Германия подумает о создании «четвертого рейха»Международная военная политика
Геополитика  14.11.2016
В немецком истеблишменте развернулась дискуссия о том, как должна реагировать ФРГ на грядущий приход Дональда Трампа в Белый дом. Главной причиной беспокойства стали многочисленные заявления республиканца о сокращении финансирования военной инфраструктуры в Европе. Очевидно, что если Трамп начнет выполнять обещания, то бремя расходов ляжет на самую устойчивую в Европе экономику.
Ракетоносец Ту-160 махнет старинойМеждународная военная политика
Мировой ВПК  14.11.2016
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова началось восстановление ключевых технологий для производства сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. Предприятиям-смежникам придется, по сути, заново создавать две сложнейшие установки — УВН-45 и ЭЛУ-24, обеспечивающие электронно-лучевую сварку и отжиг узлов из титана. Об этом сообщил портал «Бизнес-онлайн».


Сможет ли НАТО потопить «Адмирала Кузнецова»?Международная военная политика
Конфликты  12.11.2016
Как уже сообщалось, 9 ноября недалеко (по морским меркам) от авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», находящегося в Средиземном море, была обнаружена дизель-электрическая подводная лодка Королевских ВМС Нидерландов проекта «Валрус». Лодка была обнаружена на расстоянии 20 километров от российской авианосной группы. Этот случай не единственный. Вокруг группы кораблей, в которую входят авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения, постоянно кружат с разведывательной целью субмарины НАТО. И началось это уже на второй день похода — 16 октября.
Россия выбирает момент для массового удара по сирийским боевикамМеждународная военная политика
Конфликты  10.11.2016
«Адмирал Кузнецов» и сопровождающие его корабли подошли к Сирии на расстояние, достаточное для нанесения анонсированных массовых ракетно-бомбовых ударов. Однако после избрания Трампа политическая обстановка в мире резко меняется. Уместна ли в подобном контексте масштабная демонстрация возможностей российского оружия в Сирии? США ожидают в ближайшее время нанесение Россией массированных авиа- и ракетных ударов по целям в Сирии с использованием палубной авиации крейсера «Адмирал Кузнецов», заявили в четверг в Пентагоне. По данным американских военных источников, базирующиеся на авианосце палубные истребители Су-33 и Миг-29К с боекомплектом уже начали полеты над Сирией, но еще не участвовали в боях, передает «Интерфакс».
Египетские военные высадились в ТартусеМеждународная военная политика
Конфликты  09.11.2016
Ряд оппозиционных источников подтверждают распространенную 2 ноября просирийскими СМИ информацию о том, что военный контингент из Египта прибыл на российскую военно-морскую базу в Тартусе. Отмечается, что группа египетских офицеров вроде как будет перенимать опыт в оперативном планировании и в тактических методах ведения боевых действий и т. д. Ранее просирийские источники сообщали, что официальная цель египтян — прохождение военных тренировок под руководством российских советников. Тогда в военных ведомствах Египта, Сирии и РФ эту информацию не комментировали.