27.12.2014, 17:42
Экономическая катастрофа заставляет Киев идти против евроинтеграции
Экономическая катастрофа заставляет Киев идти против евроинтеграцииМеждународная военная политика
Поспешная евроинтеграция и разрыв торговли с Россией завели Украину в экономический тупик. Теперь Киев хочет ввести пошлины почти на весь импорт, закрыв свой рынок не только для России, но и для ЕС. Европейский бизнес возмущен таким наглым нарушением не только норм ВТО, но и основополагающего принципа экономической ассоциации с ЕС – беспошлинной торговли между Украиной и ЕС.

Европейский бизнес возмущен действиями украинских властей, которые решили на один год ввести дополнительные пошлины (на 5–10%) фактически на весь импорт, за исключением «жизненно важных» импортных энергоресурсов (уголь, газ, нефть, электроэнергия).

Киев обосновывает введение пошлин необходимостью стабилизировать платежный баланс страны и пополнить дефицитный бюджет. Однако с правовой точки зрения эти пошлины – очередной абсурд украинских чиновников.

Это решение нарушает международные нормы и законы, под которыми Украина сама поставила подписи. Более того, подрывает курс на евроинтеграцию, ради которого украинцы выходили на Майдан, а некоторые пожертвовали своей жизнью. Эти импортные пошлины не только нарушают нормы ВТО, но и ставят под сомнение необходимость подписания экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, в основе которой лежит беспошлинная торговля между Европой и Украиной.

Киев так хотел стать частью мировой торговли, а главное – встать на путь евроинтеграции, что никого не слушал. Москва и российские экономисты не раз предупреждали о последствиях такой бездумной ассоциации с ЕС и отказа от свободной торговли со странами СНГ и Таможенного союза. Теперь украинцы пожинают плоды собственных усилий.

Украинский бизнес кормили сказками о том, что экономическая ассоциация с ЕС откроет им огромный новый рынок, поэтому российских партнеров можно убрать на второй план. «Но вышло в «лучших» традициях жанра – потеря старого рынка сбыта (российского) без открытия нового. Европейцы, так долго кормившие обещаниями, четко дали понять, что украинские товары в Европе просто не нужны», – говорит Сергей Козловский из Grand Capital.

«Потеря прежних источников дохода вынуждает власти любой страны искать альтернативу. Такой альтернативой стало введение пошлин на импорт. Однако вряд ли данной мерой удастся вернуть прежние объемы финансовых поступлений», – добавляет он.

«Украинские законодатели в панике, поскольку видят предстоящий дефицит бюджета и не видят путей его восполнить. Эти пошлины – отчаянная мера, потому что ЕС, скорее всего, отреагирует жестко и отменит беспошлинный режим для европейских товаров, которые идут на экспорт. Опять возникнет дефицит бюджета. Дальнейшее усиление налогов окончательно остановит бизнес, а население просто не в состоянии больше платить», – рисует безрадостную картину Дмитрий Кипа.

Не исключено, что Украина этими пошлинами пытается надавить на ЕС и МВФ, чтобы те оказали более масштабную финансовую помощь стране. «Можно предположить, что закон все-таки отменят, но будут вести переговоры с ЕС о финансовой помощи», – считает Дмитрий Кипа из QB Finance.

Второй вариант выхода из патовой ситуации – вернуть взаимовыгодную торговлю и отношения с Россией. Козловский считает, что в этой ситуации логично было бы ожидать от Киева попытки выстраивания прежнего диалога между Украиной и Россией уже в 2015 году. Таким образом, Украина вернулась ровно к тому же выбору, перед которым стояла год назад. И время показало, что тогда украинцев заставили сделать неправильный выбор.


Нарушение норм ВТО и ассоциации с ЕС

Импортные пошлины киевские чиновники хотят ввести с помощью двух законопроектов по стабилизации платежного баланса. Первый говорит, что Украина якобы имеет право вводить пошлины согласно статье XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года, и это якобы не нарушает нормы ВТО. Второй вносит изменения в Таможенный кодекс Украины, и там особо подчеркивается, что это нужно для стабилизации платежного баланса.

Европейский бизнес сильно обиделся на такой шедевр законодательной мысли украинских чиновников и пригрозил отменой беспошлинного режима с Украиной, который является основой экономической ассоциации с ЕС. К слову, Брюссель в этом году в одностороннем порядке уже ввел беспошлинный режим торговли, хотя Украине разрешили перейти на него с 2017 года, чтобы дать возможность еще пару лет вести торговлю с Россией.

В Европейской бизнес-ассоциации Украины (ЕБА) заявили, что меры, предусмотренные статьей XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года, не могут быть применены для наполнения бюджета как противоречащие тексту соответствующей статьи. Более того, эти проекты законов не соответствуют Генеральному соглашению по тарифам и торговле ВТО и нарушают международные договоры, отметили в ЕБА.

«Учитывая односторонний преференциальный режим со стороны ЕС, введение такого тарифного регулирования должно было быть согласовано с ЕС, чего не произошло. Это, в свою очередь, грозит отменой беспошлинного режима, в одностороннем порядке предоставленного Европейским союзом для украинских товаров», – подчеркивает бизнес-ассоциация.

Наконец, такой дополнительный импортный сбор никак не поможет пополнить бюджет Украины. «На практике дополнительный импортный сбор приведет к росту цен для потребителя и станет риском для компаний-импортеров, ухудшит условия ведения бизнеса для них и станет негативным сигналом для инвесторов», – говорят европейские бизнесмены.

Кроме того, украинские законопроекты были зарегистрированы без соблюдения процедур, в них отсутствует финансово-экономическое обоснование, что делает невозможной любую оценку последствий их действия. Также проекты не прошли необходимого обсуждения с представителями общественности и бизнеса, указывают на нарушения в ЕБА.


Крутое пике в нищету

Действия украинских властей, в том числе русофобия, которая прямо поспособствовала разрыву торговли с Россией, привели к окончательному развалу экономики страны.

Бюджет страны действительно в катастрофическом положении, свести его долго не могли. Наконец почти перед Новым годом, 23 декабря, депутаты представили главный финансовый документ государства, посчитав дефицит бюджета страны на 2015 год в районе 60 млрд гривен, или 3,8 млрд долларов (тут не помогли даже колоссальные урезания расходов, социальных обязательств, отмена многих льгот и субсидий).

Однако эта цифра, скорее всего, вдвое занижена. В Блоке Петра Порошенко (президент на политических ножах с главой правительства Арсением Яценюком) пересчитали, и по их оценкам получается, что дефицит бюджета почти в два раза больше – более 100 млрд гривен, или 6,3 млрд долларов. «У нас есть очень большие сомнения относительно показателей изменений как в Налоговый кодекс, так и самого законопроекта о государственном бюджете. У нас большие сомнения, что дефицит бюджета составит 60 млрд гривен. По нашим подсчетам, это более 100 млрд», – заявил накануне член фракции Анатолий Матвиенко.

Что касается стабилизации платежного баланса как главной причины введения импортных пошлин Киевом, то платежный баланс Украины в этом году положительный, чем не раз хвастались сами украинские чиновники. Согласно данным Госстата Украины, за 10 месяцев 2014 года сальдо внешней торговли положительное и составляет порядка 569,2 млн долларов.

На самом деле ничего положительного в этом нет. Это на бумаге все хорошо, а в реальности Украина сократила экспорт товаров в Россию (не нарастив в другие страны), а значит, потеряла миллиарды долларов доходов. Раньше счет этого экспорта и существовала во многом экономика Украины. Добиться положительного сальдо внешней торговли удалось только благодаря падению импорта товаров. Покупать их просто на на что.

Украина будет терять 15 млрд долларов ежегодно только от снижения экспорта в Россию, а в целом потери украинской экономики от ухудшения отношений с Россией – 30 млрд долларов в год, посчитали ранее в Комитете гражданских инициатив под руководством Алексея Кудрина. 

В Ассоциации европейского бизнеса приводят свои доводы. Там указывают на то, что, по данным Нацбанка Украины, по состоянию на октябрь дефицит платежного баланса составил 3,5 млрд долларов, а золотовалютные резервы ЗВР НБУ – 12,6 млрд долларов, и, по их мнению, этого вполне достаточно для финансирования дефицита.

«Дефицит платежного баланса возник за счет выплат НАК «Нафтогаз Украины», а не как следствие обычной международной торговли Украины в части товаров и услуг. Таким образом, четкие расчеты и прямые данные о необходимости отдельных действий по стабилизации платежного баланса и восстановлению золотовалютных резервов отсутствуют», – отмечается в сообщении AEB.

На самом деле с октября золотовалютные запасы Украины серьезно оскудели и уже в начале декабря составляли менее 10 млрд долларов. А учитывая, что в 2015 году Киеву надо отдать более 13 млрд долларов внешних долгов и процентов, понятно, что страна – банкрот, и резервов для покрытия дефицита бюджета у страны нет.

Мы уже писали, что дефолт Украины неизбежен, его можно лишь отсрочить. Пойдет ли МВФ на то, чтобы из политических соображений рисковать своими деньгами и одалживать их Украине – пока вопрос. В 2015 году только на то, чтобы предотвратить дефолт и пополнить минимальный запас ЗВР, Украине нужно почти 30 млрд долларов извне. Чтобы заняться восстановлением экономики – нужны дополнительные десятки миллиардов.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).