19.10.2014, 19:42
Единая космическая система предупредит о ядерном нападении
Единая космическая система предупредит о ядерном нападенииМеждународная военная политика
На фото: Противоракета 51Т6 (А-925) системы А-135 ПРО Москвы.

Наземная компонента успешно создается и показывает отменные практические результаты.

На селекторном совещании 9 октября в Минобороны РФ глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил, что Россия развивает единую космическую систему (ЕКС) для обнаружения пусков баллистических ракет, которая станет одним из ключевых направлений развития сил и средств ядерного сдерживания. «В результате мы сможем обнаруживать пуски различных видов баллистических ракет, в том числе старты опытных образцов из акватории Мирового океана и с территорий стран, проводящих испытания», – сказал министр обороны.

Разрушение и возрождение

На совещании рассматривались работы по испытанию наземной инфраструктуры ЕКС и отработке опытного образца космического аппарата раннего обнаружения пусков баллистических ракет. Когда система полностью войдет в строй и будет принята на вооружение, не сообщается. Но по крайней мере с 2011 года идет ее поэтапное развитие, наземные компоненты постепенно вводятся в строй.

Основой ЕКС является стратегическая Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Она существует давно и предназначена в автоматическом режиме с высокой достоверностью предупреждать о старте баллистических ракет, определять государство-агрессор, объекты атаки, время полета ракет и масштаб вероятного ядерного удара. Эти данные, немедленно полученные руководством России и Вооруженных сил, должны быть достаточными для принятия решения, адекватного складывающейся обстановке.

Комплексная система СПРН состоит из двух эшелонов – наземного, включающего радиолокационные и контрольно-измерительные станции, пункты наблюдения и управления; и космического эшелона – спутниковой группировки.

С распадом Советского Союза начался и распад действовавшей СПРН. За границей оказались радиолокационные станции загоризонтного обнаружения в Казахстане (Балхаш), Белоруссии (Барановичи), Азербайджане (Габала), Украине (Мукачево, Севастополь), Латвии (Скрунде). Латвийская станция была просто уничтожена. Украинские, переданные в гражданское космическое ведомство, должны были передавать информацию России за плату, но передавали скорее дезинформацию. От их услуг пришлось отказаться. Как пришлось отказаться и от Габалы, поскольку за ее аренду потребовали несусветную плату.

С космическим эшелоном дела обстояли еще хуже. В настоящее время он почти недееспособен. Последний геостационарный спутник системы обнаружения стартов баллистических ракет «Око-1» («Космос-2479») вышел из строя в марте-апреле нынешнего года. Выведенный на орбиту в марте 2012 года, он отработал всего два года вместо запланированных пяти–семи лет. Возникли проблемы с импортными аккумуляторами и в конечном счете энергетическая система спутника перестала работать.

Остались еще два спутника на высокоэллиптических орбитах – «Космос-2422» и «Космос-2446». Они размещены на орбитах таким образом, что интервал, в течение которого они могут наблюдать запуски баллистических ракет с территории США, составляет не более 12 часов в сутки. Информацию в режиме реального времени аппараты передают на пункты управления: западный – Серпухов-15 (деревня Курилово, Калужская область) – и восточный, расположенный в районе Комсомольска-на-Амуре.

Стоимость такого безнадежно устаревшего космического аппарата – 1,5 млрд руб. Срок изготовления – два года. Запускается тяжелой ракетой-носителем «Протон». При этом возможности его ограничены технологиями 30–40-летней давности. Он замечает факелы двигателей баллистических ракет, запускаемых с земли, но не видит пуски с подводных лодок, тем более из-под воды. Да и заказов на них Минобороны РФ 20 лет не делало. Так что собирался последний аппарат еще из оставшихся в советском заделе деталей.

Поэтому и речи не могло быть о восстановлении и поддержании в прежнем виде советского наследия – СПРН. Еще в 2011 году командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Олег Остапенко (ныне глава Роскосмоса) заявил, что в России создается Единая космическая система (ЕКС), которая, в том числе, позволит эффективно решать задачи предупреждения о ракетном нападении. То есть предупреждение о ракетном нападении – это лишь одна из функций новой системы.

«Воронеж» не проворонит

По мнению экспертов, ЕКС будет способна обнаруживать старты не только межконтинентальных баллистических ракет (МБР), но и баллистических ракет подводных лодок, а также запуски оперативно-тактических и тактических ракет. Эти возможности как минимум уже дважды подтверждены. В сентябре 2013 и 2014 годов были зафиксированы пуски тактических ракет в акватории Средиземного моря. Пуски оказались испытанием израильских ракет-мишеней для систем противоракетной обороны и проводились совместно с США. Их полет отслеживался и фиксировался боевым расчетом новой РЛС высокой заводской готовности (ВЗГ) в Армавире.

Можно с высокой степенью достоверности предполагать, что ЕКС является главным компонентом воздушно-космической обороны России. Основными ее функциями, кроме предупреждения о ракетном нападении, будут контроль воздушного и космического пространства с отслеживанием всех возможных целей: самолетов, вертолетов, БПЛА, крылатых и баллистических ракет разной дальности; слежение за космическими аппаратами и учет космического мусора, представляющего опасность; обеспечение информацией системы противоракетной обороны и ПВО; наблюдение за ракетными испытаниями на территории зарубежных государств. По некоторым данным, космические аппараты ЕКС смогут функционировать и как спутники связи в интересах Министерства обороны РФ.

РЛС "Воронеж"

Начиная с 2012 года проводится плановое развертывание радиолокационных станций высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ) «Воронеж» различных диапазонов, чтобы создать замкнутое радиолокационное поле вдоль всех границ России. Уже развернуты РЛС в Лехтуси (Ленинградская область), Армавире (Краснодарский край), Светлогорске (Калининградская область). Идет строительство РЛС в Воркуте, Барнауле, Енисейске, Орске.

К 2017 году планируется построить РЛС в Оленегорске. Загоризонтные радары советской постройки проходят модернизацию и тоже включены в ЕКС. Так же, как РЛС «Днепр» в Балхаше (Казахстан) и «Волга» в Барановичах (Беларусь). Станции «Воронеж-ДМ» дециметрового диапазона и «Воронеж-М» метрового диапазона позволяют видеть воздушные объекты, выполненные по американской технологии «стелс», хоть самолеты, хоть ракеты, на дальности до 6 тыс. км.

С возвращением Крыма появилась возможность снова включить в систему СПРН и соответственно в ЕКС, радиолокационную станцию «Днепр» в Севастополе. Как сообщил командующий войсками Воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Александр Головко, станция после модернизации вычислительного комплекса, инженерных, технических и технологических систем будет введена в строй и заступит на боевое дежурство в 2016 году.

Догнать в космосе

Аналогичная система IMEWS с начала 1970-х годов находится на вооружении США. В настоящее время над Тихим, Атлантическим, Индийским океанами и европейской зоной размещены девять спутников IMEWS (Integrated Missile Early Warning Satellite), зоны обзора которых перекрывают всю полосу вдоль экватора. Они оснащены приемниками инфракрасного излучения, с помощью которых и осуществляется обнаружение пусков советских и китайских межконтинентальных баллистических ракет на участке выведения.

Поскольку эта система морально устарела, ее должна заменить более современная система Space-Based Infrared System (SBIRS), в составе которой четыре геостационарных спутника (GEO), два аппарата на высокоэллиптических орбитах (HEO) и наземные пункты сбора и обработки данных и управления группировкой. Частью этой системы планируется иметь до 24 низкоорбитальных спутников Space Tracking and Surveillance System (STSS), оснащенных приемниками инфракрасного излучения. Год назад объединенная группировка SBIRS–STSS состояла из семи спутников.

Головным разработчиком ЕКС является ОАО «Корпорация «Комета», специализирующееся на создании командных пунктов, глобальных информационно-управляющих систем различного назначения, разработке, производстве и эксплуатации аппаратных и программных средств для наземных и аэрокосмических комплексов управления, мониторинга и телекоммуникаций.

Проектированием и постройкой космических аппаратов для орбитальной группировки занималось НПО им. Лавочкина. Бортовую аппаратуру обнаружения телевизионного типа разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ), а Государственный оптический институт им. Вавилова (ГОИ) – аппаратуру теплопеленгационного типа.

Однако сейчас головной разработчик космических аппаратов – корпорация «Энергия». Еще в 1992 году РКК «Энергия» начала разработку спутника по панельной схеме, у которого герметичные приборы размещаются в негерметичном отсеке. В 1994 году «Газпром» заключил контракт с РКК «Энергия» на разработку спутника связи на основе импортных комплектующих, соответствующего современному мировому уровню.

В сентябре 1999 года ракетой-носителем «Протон» были выведены на геостационарную орбиту два первых «Ямала» с гарантированным сроком службы в 10 лет. Следующие «Ямалы», более мощные, изготавливали и ОАО «Информационные спутниковые системы», и французская Thales Alenia Space, использовавшая свою платформу Spacebus 4000 С3. В связи с этим возникает вопрос: импортными или отечественными компонентами будут комплектоваться будущие спутники ЕМС?

Отставание в космических технологиях зашло столь далеко, что все более-менее современные космические аппараты в России строятся на французских и английских платформах, с американскими и японскими антеннами и другими важными компонентами. С учетом того погрома, что случился в ОАО «Российские космические системы» – главном производителе космических приборов после увольнения «отца ГЛОНАСС» Юрия Урличича, совершенно непонятно, кто будет делать полезную спутниковую нагрузку, в какие сроки и какого качества.

Будем надеяться, что, пережив нынешнюю реформу Роскосмоса, уход целого ряда специалистов и приход вместо них топ-менеджеров из других отраслей, космическая промышленность России сумеет создать отвечающие современным запросам космические аппараты. И после создания орбитальной группировки Российская космическая система не уступит американской. А может, кое в чем и превзойдет. Помечтать-то мы можем?

Категория: В России