24.10.2016, 19:04
Дым «Кузнецова» напоминает о его «больном сердце»
Дым «Кузнецова» напоминает о его «больном сердце»Международная военная политика
Вот уже несколько дней в Европе и России обсуждают поход единственного отечественного авианосца к берегам Сирии. Одной из самых заметных, в прямом и переносном смысле, его особенностей стал оставляемый кораблем густой дым, по которому движение крейсера «Адмирал Кузнецов» легко отследить даже из космоса. Почему современный авианесущий крейсер дымит, как старые пароходы?

Все выходные российская блогосфера обсуждала проход флотилии во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» через Ла-Манш, который состоялся в пятницу вечером. Самые бурные дебаты в Сети вызвал густой дым – как темного, так и светлого цвета, - который испускал авианосец ввиду британского берега. Пресс-служба ВМФ пока никак не пояснила причины такой, - не исключено, что нештатной - ситуации на борту.

Как писала накануне «Лента.ру», многие пользователи сети посмеялись над авианосцем. «Юзеры обратили внимание на то, что корабль оставлял после себя потоки густого черного дыма и сравнили его с извержением исландского вулкана Эйяфьядлайекюдль в 2010 году», - отметил портал. Блогер Сергей Сигачев с ником писал накануне, как сильно озадачились этим дымом англичане, усмотрев в сем действии нарушение экологического равновесия флоры и фауны English Channel. «Соцсети тоже в полной панике. А некоторые особо чувствительные англофильски настроенные граждане РФ даже направили на авторитетный портал change.org петицию с требованием изменить цвет дыма. Петиция будет доставлена начальнику БЧ-5 ТАВКР, с требованием немедленного исполнения», - иронизировал блогер.

А телеканал «Царьград», опираясь на мнение главного военного советника Минобороны адмирала Ивана Васильева, в понедельник обнародовал совсем оригинальную версию: «Взбудораживший многих столб дыма над «Адмиралом Кузнецовым» связан не с поломкой, а с данью морским традициям». Адмирал дал понять, что дымили механики авианосца сознательно – чтобы дать знать англичанам о своем появлении: «Будем считать, что это элементы традиции, понятной морякам».

Что же происходило с российским авианосцем на самом деле? Единого мнения на этот счет нет, но в некоторых вещах специалисты согласны.

«У меня сердце сжимается»

Начальник штаба Черноморского флота ВМФ России в 1992-97 годы, вице-адмирал Петр Святашов считает густой столб дыма результатом действия нескольких факторов. «Возможна слабая отработка котельной команды, которая только прирабатывается после выхода корабля, который долгое время стоял на заводе. Это имеет отпечаток. Не должно быть постоянного дымления. Да, сильный дым возможен, когда корабль изменяет скорость, делая маневр, то есть он может временно подымить, но не постоянно», - сказал Святашов.

Кроме того, вице-адмирал не исключил, что еще на стадии проектирования или изготовления силовой установки корабля были допущены недоработки, которые сказываются до сих пор. Возможно, однако, что перед походом не было отрегулировано должным образом оборудование. «В результате, - сказал вице-адмирал, - подаваемый в камеру сгорания мазут не успевает полностью воспламениться и несгоревшую смесь вентиляторы выбрасывают наружу, отчего возникает такой сильный дым. И третий фактор – оборудование уже устаревшее. Но постоянно дымить он не должен. У меня сердце сжимается, не должно быть так. Я служил на более возрастном корабле, и такого не было. Это некрасиво», - признал Святашов.

По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем, капитана I ранга Константина Сивкова, похоже, что «личный состав корабля просто допустил ошибки» в обслуживании машинно-котельной установки, из-за чего и произошел усиленный впрыск топлива, - ему не удавалось полностью сгорать. «Не думаю, что дым связано с поломкой техники», - сказал Сивков, отметив, что на появление дыма могла сказаться долгая пауза в использовании корабля.

Как выразился Сивков, отправить корабль с неисправной машинно-котельной установкой в столь дальний поход «может только идиот». «У нас военно-морское командование – разумные и взвешенные люди. Они прекрасно понимают, что если корабль пойдет с неисправной установкой, то на переходе может случиться неприятность – она выйдет из строя. Тогда отбуксировать корабль такого водоизмещения и с такой парусностью куда-либо будет очень проблематично. Так что нет, дело не в установке», - уверен он.

«Шарль де Голль» стоит уже лет десять»

Однако командующий Средиземноморской эскадры адмирал Валентин Селиванов еще 12 лет назад говорил газете «Завтра»: «Строился «Кузнецов» на изломе, в 1989-м году, это было время заката Советского Союза. И у «Кузнецова», образно говоря, с рождения было «больное сердце». С самого начала в его котлах были установлены некачественные трубки».

Селиванов вспоминал, как лично посылал команду на Урал, чтоб там изготовили трубки. «Потом с грехом пополам в суверенной Украине в Николаеве трубки соответствующим образом гнули. Но все равно они продолжали течь. Поэтому мы не могли выводить на полную мощность котлы», - сетовал адмирал, добавляя: «Во время похода 1996-го года у меня часто работало всего два котла, а сколько раз было, когда оставались вообще на одном котле, а это скорость не больше четырех узлов. При такой скорости авианосец не слушается руля, его ветром сносит».

Руководитель фонда исторических исследований «Основание», физик Алексей Анпилогов вторит командующему: «Адмирал Николай Кузнецов» - судно с несчастной судьбой с самого начала. Можно сказать, что «Кузю» с незалежной Украины спасли буквально чудом, в последний момент фактически усилиями энтузиастов перегнав недостроенное судно от причальной стенки судозавода в Николаеве в нынешнее его место базирования возле Мурманска».

«Сизый дым - это масло, белый - это вода»

«Когда я работал с кораблями, судовые механики учили меня простому правилу классификации корабельного дыма: «Сизый дым - это масло, белый - это вода, черный дым - это топливо», - вспоминает блогер в своем ЖЖ. «Старичка» попросили дать полных ход - «дедушка» постарался. Ну, как смог, - предполагает Анпилогов. - С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива. Но - нужный ход выдал и за «Петром Великим» успел. Что есть, конечно, позитивной новостью». Другие варианты судьбы «Кузи» могли быть много хуже нынешнего его положения, полагает он. «Мог догнить возле причальной стенки в Николаеве, как ракетный крейсер «Украина».

Анпилогов также полагает, что механики перед походом не привели в порядок ГЭУ (главную энергетическую установку), либо же перед походом не починили ГТЗА (главный турбозубчатый агрегат) и котлы в плановом ремонте. «Но я - не адмирал Северного флота и не министр обороны России. Так что - спрашивайте их, почему у гордости российского военно-морского флота до сих пор валит дым из трубы и стоит аварийный пожарный расчет на палубе», - подытоживает Анпилогов.

«Я служил на «Адмирале Кузнецове». В 1990 году он назывался еще «Тбилиси» и проходил ходовые испытания Черным морем. И вот теперь он идет через Ла-Манш», - вспоминает автор телеканала «Дождь» Алекс Дубас в понедельник в своем Facebook, признаваясь, что «в отличии от сетевых знатоков», не знает, почему над ним такой дым. «Когда у нас были ходовые испытания – такого не было, хотя пожарные машины стояли с самого начала истории авианосца. Другие, конечно, машины. Но, наверное – так положено по штатному расписанию».

Примечательно, что автор либерального телеканала дает эмоциональную отповедь всем, кто издевается над авианосцем. «Представьте самый неуютный дом, в котором вам доводилось жить продолжительное время. Я не знаю, что это может быть: интернат, казарма, госпиталь, роддом в поселке городского типа... Но это – ваш дом. Часть вас, как ни крути, вашей истории, вашей судьбы. Представьте, сейчас его показывают по всем каналам и смеются над ним», - перечисляет публицист, признаваясь, что переживает противоречивые чувства. «Делают на него фотожабы. «Приклеивают» к нему бурлаков... И это еще можно понять, но... когда зарисовывают «сажей» лицо капитану. Когда публикуют фотографии чумазых фриков и подписывают, что это русские моряки-вояки... Вдруг, вам становится больно. Они-то тут причем?», - риторически спрашивает Дубас.

«Я пишу это только с одной целью. Высказать уважение экипажу: капитану, летчикам, офицерам, мичманам и матросам, которые не смотря ни на что, под хохот «просвещенного» мира, выполняют свой воинский долг», - подытоживает Дубас.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  26.06.2017
В понедельник противостояние между ЦАХАЛ и некими вооруженными силами на сирийской территории продолжилось. В ход вновь пошла артиллерия, есть погибшие и раненые. Обстоятельства этих инцидентов, как и всех предыдущих, крайне запутаны. В то же время геополитики в них гораздо меньше, чем принято считать.
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?