24.10.2016, 19:04
Дым «Кузнецова» напоминает о его «больном сердце»
Дым «Кузнецова» напоминает о его «больном сердце»Международная военная политика
Вот уже несколько дней в Европе и России обсуждают поход единственного отечественного авианосца к берегам Сирии. Одной из самых заметных, в прямом и переносном смысле, его особенностей стал оставляемый кораблем густой дым, по которому движение крейсера «Адмирал Кузнецов» легко отследить даже из космоса. Почему современный авианесущий крейсер дымит, как старые пароходы?

Все выходные российская блогосфера обсуждала проход флотилии во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» через Ла-Манш, который состоялся в пятницу вечером. Самые бурные дебаты в Сети вызвал густой дым – как темного, так и светлого цвета, - который испускал авианосец ввиду британского берега. Пресс-служба ВМФ пока никак не пояснила причины такой, - не исключено, что нештатной - ситуации на борту.

Как писала накануне «Лента.ру», многие пользователи сети посмеялись над авианосцем. «Юзеры обратили внимание на то, что корабль оставлял после себя потоки густого черного дыма и сравнили его с извержением исландского вулкана Эйяфьядлайекюдль в 2010 году», - отметил портал. Блогер Сергей Сигачев с ником писал накануне, как сильно озадачились этим дымом англичане, усмотрев в сем действии нарушение экологического равновесия флоры и фауны English Channel. «Соцсети тоже в полной панике. А некоторые особо чувствительные англофильски настроенные граждане РФ даже направили на авторитетный портал change.org петицию с требованием изменить цвет дыма. Петиция будет доставлена начальнику БЧ-5 ТАВКР, с требованием немедленного исполнения», - иронизировал блогер.

А телеканал «Царьград», опираясь на мнение главного военного советника Минобороны адмирала Ивана Васильева, в понедельник обнародовал совсем оригинальную версию: «Взбудораживший многих столб дыма над «Адмиралом Кузнецовым» связан не с поломкой, а с данью морским традициям». Адмирал дал понять, что дымили механики авианосца сознательно – чтобы дать знать англичанам о своем появлении: «Будем считать, что это элементы традиции, понятной морякам».

Что же происходило с российским авианосцем на самом деле? Единого мнения на этот счет нет, но в некоторых вещах специалисты согласны.

«У меня сердце сжимается»

Начальник штаба Черноморского флота ВМФ России в 1992-97 годы, вице-адмирал Петр Святашов считает густой столб дыма результатом действия нескольких факторов. «Возможна слабая отработка котельной команды, которая только прирабатывается после выхода корабля, который долгое время стоял на заводе. Это имеет отпечаток. Не должно быть постоянного дымления. Да, сильный дым возможен, когда корабль изменяет скорость, делая маневр, то есть он может временно подымить, но не постоянно», - сказал Святашов.

Кроме того, вице-адмирал не исключил, что еще на стадии проектирования или изготовления силовой установки корабля были допущены недоработки, которые сказываются до сих пор. Возможно, однако, что перед походом не было отрегулировано должным образом оборудование. «В результате, - сказал вице-адмирал, - подаваемый в камеру сгорания мазут не успевает полностью воспламениться и несгоревшую смесь вентиляторы выбрасывают наружу, отчего возникает такой сильный дым. И третий фактор – оборудование уже устаревшее. Но постоянно дымить он не должен. У меня сердце сжимается, не должно быть так. Я служил на более возрастном корабле, и такого не было. Это некрасиво», - признал Святашов.

По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем, капитана I ранга Константина Сивкова, похоже, что «личный состав корабля просто допустил ошибки» в обслуживании машинно-котельной установки, из-за чего и произошел усиленный впрыск топлива, - ему не удавалось полностью сгорать. «Не думаю, что дым связано с поломкой техники», - сказал Сивков, отметив, что на появление дыма могла сказаться долгая пауза в использовании корабля.

Как выразился Сивков, отправить корабль с неисправной машинно-котельной установкой в столь дальний поход «может только идиот». «У нас военно-морское командование – разумные и взвешенные люди. Они прекрасно понимают, что если корабль пойдет с неисправной установкой, то на переходе может случиться неприятность – она выйдет из строя. Тогда отбуксировать корабль такого водоизмещения и с такой парусностью куда-либо будет очень проблематично. Так что нет, дело не в установке», - уверен он.

«Шарль де Голль» стоит уже лет десять»

Однако командующий Средиземноморской эскадры адмирал Валентин Селиванов еще 12 лет назад говорил газете «Завтра»: «Строился «Кузнецов» на изломе, в 1989-м году, это было время заката Советского Союза. И у «Кузнецова», образно говоря, с рождения было «больное сердце». С самого начала в его котлах были установлены некачественные трубки».

Селиванов вспоминал, как лично посылал команду на Урал, чтоб там изготовили трубки. «Потом с грехом пополам в суверенной Украине в Николаеве трубки соответствующим образом гнули. Но все равно они продолжали течь. Поэтому мы не могли выводить на полную мощность котлы», - сетовал адмирал, добавляя: «Во время похода 1996-го года у меня часто работало всего два котла, а сколько раз было, когда оставались вообще на одном котле, а это скорость не больше четырех узлов. При такой скорости авианосец не слушается руля, его ветром сносит».

Руководитель фонда исторических исследований «Основание», физик Алексей Анпилогов вторит командующему: «Адмирал Николай Кузнецов» - судно с несчастной судьбой с самого начала. Можно сказать, что «Кузю» с незалежной Украины спасли буквально чудом, в последний момент фактически усилиями энтузиастов перегнав недостроенное судно от причальной стенки судозавода в Николаеве в нынешнее его место базирования возле Мурманска».

«Сизый дым - это масло, белый - это вода»

«Когда я работал с кораблями, судовые механики учили меня простому правилу классификации корабельного дыма: «Сизый дым - это масло, белый - это вода, черный дым - это топливо», - вспоминает блогер в своем ЖЖ. «Старичка» попросили дать полных ход - «дедушка» постарался. Ну, как смог, - предполагает Анпилогов. - С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива. Но - нужный ход выдал и за «Петром Великим» успел. Что есть, конечно, позитивной новостью». Другие варианты судьбы «Кузи» могли быть много хуже нынешнего его положения, полагает он. «Мог догнить возле причальной стенки в Николаеве, как ракетный крейсер «Украина».

Анпилогов также полагает, что механики перед походом не привели в порядок ГЭУ (главную энергетическую установку), либо же перед походом не починили ГТЗА (главный турбозубчатый агрегат) и котлы в плановом ремонте. «Но я - не адмирал Северного флота и не министр обороны России. Так что - спрашивайте их, почему у гордости российского военно-морского флота до сих пор валит дым из трубы и стоит аварийный пожарный расчет на палубе», - подытоживает Анпилогов.

«Я служил на «Адмирале Кузнецове». В 1990 году он назывался еще «Тбилиси» и проходил ходовые испытания Черным морем. И вот теперь он идет через Ла-Манш», - вспоминает автор телеканала «Дождь» Алекс Дубас в понедельник в своем Facebook, признаваясь, что «в отличии от сетевых знатоков», не знает, почему над ним такой дым. «Когда у нас были ходовые испытания – такого не было, хотя пожарные машины стояли с самого начала истории авианосца. Другие, конечно, машины. Но, наверное – так положено по штатному расписанию».

Примечательно, что автор либерального телеканала дает эмоциональную отповедь всем, кто издевается над авианосцем. «Представьте самый неуютный дом, в котором вам доводилось жить продолжительное время. Я не знаю, что это может быть: интернат, казарма, госпиталь, роддом в поселке городского типа... Но это – ваш дом. Часть вас, как ни крути, вашей истории, вашей судьбы. Представьте, сейчас его показывают по всем каналам и смеются над ним», - перечисляет публицист, признаваясь, что переживает противоречивые чувства. «Делают на него фотожабы. «Приклеивают» к нему бурлаков... И это еще можно понять, но... когда зарисовывают «сажей» лицо капитану. Когда публикуют фотографии чумазых фриков и подписывают, что это русские моряки-вояки... Вдруг, вам становится больно. Они-то тут причем?», - риторически спрашивает Дубас.

«Я пишу это только с одной целью. Высказать уважение экипажу: капитану, летчикам, офицерам, мичманам и матросам, которые не смотря ни на что, под хохот «просвещенного» мира, выполняют свой воинский долг», - подытоживает Дубас.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

F-16 и Tornado продолжают традиции «летающего гроба»Международная военная политика
Мировой ВПК  27.10.2016
Военно-аналитический блог bmpd, ссылаясь на статью во французском бюллетене «TTU», сообщает, что почти половина истребителей-бомбардировщиков Германии Panavia Tornado не могут совершать полеты из-за обнаруженной проблемы — ослабления планера самолета в районе кабины пилотов. К прикованным к земле принадлежат и все 6 дислоцированных на турецкой авиабазе «Инджирлик» самолетов, которые должны совершать боевые налеты на позиции террористов ИГИЛ.
Россия готовится к массированной атаке с воздухаМеждународная военная политика
Геополитика  26.10.2016
ПВО России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана приняли участие в крупнейших за последнее время учениях по отражению воздушного нападения. Эти учения предельно ясно говорят об угрозах, к которым готовятся российские вооруженные силы и их коллеги в соседних странах. Данные о прошедших учениях впечатляют: как сообщает РИА «Новости», в них были задействованы более 130 командных пунктов, подняты по учебной тревоге для перехвата дальних бомбардировщиков условного противника более 100 боевых самолетов и вертолетов.
США поспешили с похоронами РоссииМеждународная военная политика
Геополитика  26.10.2016
Мотивы в действиях президента РФ Владимира Путина стоит искать в прошлом России, и в его стремлении вернуть ей статус великой державы. Об этом заявил директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер на конференции в нью-йоркском Совете по международным делам. «Путин видит Россию великой страной, великой державой. Главная его цель состоит в том, чтобы США относились к России как к великой державе», — отметил он. На просьбу охарактеризовать нынешнее состояние двусторонних отношений, Клэппер отметил, что «отношения очень плохие, у нас много разногласий, например, по Сирии и Украине».
Ракеты Пекина возьмут массойМеждународная военная политика
Мировой ВПК  25.10.2016
Китай представит на выставке в Чжухае Airshow China 2016 аналог российского оперативно-тактического ракетного комплекса ОТРК «Искандер». Как сообщил 25 октября ресурс Defence-blog.com, китайцы продемонстрируют экспортный вариант нового тактического ракетного комплекса M20. По своим тактико-техническим характеристикам и даже внешне он напоминает экспортный вариант нашего «Искандера». В частности, имеет две тактические ракеты с дальностью действия до 280 км (с возможностью действия до 400 км), однако, в отличие от российской системы, китайские ракеты расположены в индивидуальных транспортно-пусковых контейнерах.


Асад скинул бочковые бомбы на протурецкие головыМеждународная военная политика
Конфликты  26.10.2016
Вертолет правительственных войск Сирии нанес авиаудары по позициям Свободной сирийской армии (ССА) на юго-востоке от города Мари, 26 октября сообщил генштаб Турции. — Вертолет сил сирийского режима сбросил бочковые бомбы на позиции сирийской оппозиции у селения Тель Наиф. Погибли двое бойцов ССА, еще пятеро ранены. Также у позиций ССА был взорван заминированный автомобиль, управляемый смертником ИГ, в результате погибли двое и ранен 21 боец ССА, уничтожено семь транспортных средств, — говорится в сообщении турецкого военного ведомства.
Что только что случилось в СирииМеждународная военная политика
Конфликты  24.10.2016
Сидящий на чемоданах Барак Обама и его команда в течение двух сроков демонстрировали провальную политику, в частности, на Ближнем Востоке. Стремление показаться «миротворцем» для Америки само по себе губительно, потому что не естественно. А мягкотелая и невнятная позиция Обамы по многим вопросам (исключая, возможно, иранскую ядерную программу, но и там нынешняя администрация по отношению к союзникам также вела себя некорректно) раздражала не только республиканцев, но и демократов. 
Бомбившие Сирию самолеты опознали по номерамМеждународная военная политика
Конфликты  21.10.2016
Бельгия настаивает, что ее F-16 не могли быть причастны к бомбежкам сирийской деревни – несмотря на доказательства, предъявленные Россией. «Теоретически это могли быть самолеты любых других государств, входящих в коалицию во главе с США», – говорят военные эксперты. Как бы то ни было, никто не спорит с тем, что это были именно самолеты коалиции, а не какие-либо другие. Пятница началась с дипломатической пикировки между Бельгией и Россией. В частности, как сообщает РИА «Новости», бельгийское министерство обороны выступило с заявлением, в котором назвало предоставленную Москвой Брюселлю информацию об участии бортов королевских ВВС в налете на сирийский Хассаджек «некорректной».