18.07.2015, 09:28
«Дух Америки» в погоне за Ту-160
«Дух Америки» в погоне за Ту-160Международная военная политика
В области стратегической авиации наше превосходство над США гарантировано на полтора десятилетия.

17 июля 1989 года совершил первый полет американский стратегический бомбардировщик B-2 Spirit (Дух). Этот самолет должен был поднять на недосягаемую высоту третью составляющую ядерной триады США — дальнюю авиацию. Однако мечта Пентагона не осуществилась в силу ряда проблем. Как внутренних, возникших в процессе разработки машины, так и внешних, вызванных появлением у России нового вида оружия.


На В-52 жизнь не остановилась

История создания B-2 Spirit прекрасно иллюстрирует, как много зависит в соотношении сил «вероятных противников» не только от техники и экономики, но и от разведки и политики. В конце 60-х годов, когда полным ходом шла холодная война, в области стратегических бомбардировщиков новейших типов США уступали Советскому Союзу. В СССР начинал эксплуатироваться сверхзвуковой Ту-22М, способный нести 24 тонны бомб и ракет. Как обычных, так и с ядерной начинкой. Всего у нас было произведено 260 таких машин. В США же тогда главным дальним бомбардировщиком был дозвуковой «старослужащий» В-52.

Для выправления положения компания Rockwell International в середине 70-х годов запустила в серию B-1B Lancer. Получилась прекрасная по тем временам машина, выигрывавшая у Ту-22М по полезной нагрузке и дальности, но уступавшая по скорости.

Казалось бы, на этом можно было бы на некоторое время успокоиться. Однако в конце 70-х американской разведке стало известно, что фирма Туполева разрабатывает бомбардировщик Ту-160, который должен затмить и Ту-22М, и В-1. причем — по всем параметрам. Тогда США взялись за свой супербомбардировщик — В-2 Spirit. 


    

Американские стратегические бомбардировщики B-52 и B-1B


Впрочем, «супером» он не стал. Однако его появление в 90-х годах позволило закрыть оголившийся было участок в противостоянии с воздушной ядерной армадой России. Дело в том, что в 1990 году в соответствии с договором о разоружении В-1 В был лишен права нести ядерное оружие. И в роли стратегического ракетоносца у США оставался лишь В-52, относившийся к тому же поколению и классу, что и советский Ту-95.

«Спарринг-партнера» у нового сверхзвукового ракетоносца Ту-160 не было. И волею судеб в этой роли с середины 90-х годов стал выступать В-2.


Заложник стелс-технологий

Компания Northrop Grumman работала над созданием прототипа B-2 Spirit десять лет, начав эпохальную разработку в 1979 году. Эпохальной она стала хотя бы потому, что в результате получился самый дорогой в мире самолет стоимостью 2 млрд. долларов. По причине дороговизны американцы сумели выпустить всего таких 20 машин. Одна из них, впрочем, уже утрачена.

Каждому B-2 Spirit присвоено помпезное имя, начинающееся со слова «дух»: «Дух Аризоны», «Дух Индианы», «Дух Техаса», «Дух Калифорнии»… Флагманская машина названа «Духом Америки».

Разработка шла нервно. Поскольку постоянно приходилось оглядываться на то, что же успели сделать русские, и что может помешать американским «духам» выполнять боевые задания. Приоритетным качеством самолета была выбрана минимальная видимость бомбардировщика для РЛС ПВО. Стелс-технологии на разрабатываемом «стратеге» применили на полную катушку.

Точных данных по ЭПР (эффективной площади рассеяния) В-2 нет и быть не может. Но можно не сомневаться, что этот параметр совсем невелик. Порядка 0,01 кв.м. Что для класса тяжелых бомбардировщиков несомненный рекорд.

Самолет аэродинамической схемы «летающее крыло» покрыли эффективными поглощающими покрытиями, продумали и просчитали геометрию для максимальной «обтекаемости» лучами радаров. И начали делать машину, способную прорываться через зону ПВО на большой высоте со сверхзвуковой скоростью. 


    

Малозаметный стратегический бомбардировщик В-2


Но все это оказалось практически бесполезным, когда в процессе проектирования выяснилось, что у русских появилась модификация ЗРК С-300, которая с легкостью и обнаружит В-2 на большой высоте, и собьет его. Тогда концепция изменилась. Прорываться к вражеским объектам стало необходимым на минимальной высоте. И по возможности огибать складки местности. Для 170-тонной махины это крайне непросто. Высоту полета снизили, но лишь метров до 70-и. И максимальная скорость стала околозвуковой.

Конструкторы были буквально загнаны в угол, добиваясь минимально возможной видимости самолета. Ее достигли в ущерб буквально всем другим характеристикам. В-2 проигрывает даже В-1 В по скорости, маневренности, дальности, боевой нагрузке, потолку, тяге двигателей, А крейсерская скорость у него ниже, чем у «старичка» В-52.

Ну а российскому ракетоносцу Ту-160 (именно для «состязания» с ним и был сконструирован американский «невидимка») по основным параметрам он проигрывает в полтора раза. А по некоторым характеристикам — и в два.


Абсолютный чемпион в тяжелом весе

А Ту-160, совершивший первый полет в декабре 1981 года, стал абсолютным чемпионом мира по всем параметрам, характеризующим самолеты дальней бомбардировочной авиации. Этим титулом он владеет и по сей день. Ту-160 является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой стреловидностью крыла. А также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку внутри фюзеляжа (45 тонн).

Правда, наш абсолютный рекордсмен, как уже было сказано, уступает бомбардировщику В-2 Spirit по незаметности. Однако и здесь он не так уж беспомощен: при создании «Белого лебедя», как называют Ту-160, также частично были использованы стелс-технологии. Тут он выступает на равных с В-1В — также самолетом с пониженной видимостью.

Всего в нашей стране выпущено 35 Ту-160 — 27 серийных и 8 прототипов. В настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 16 таких машин.

В середине нулевых годов началась их последовательная модернизация с целью замены авионики на более современную. Также серьезные доработки проводятся на двигателях — повышается их мощность, надежность и межремонтный срок.

К несчастью, к моменту распада СССР 19 Ту-160 находились на территории Украины. Однако вскоре восемь из них в счет оплаты долгов за газ Киев передал России, 10 «стратегов» украинцы распилили в присутствии наблюдателей из США. И лишь один Ту-160 в «незалежной» уцелел и находится сейчас в Полтавском музее дальней авиации. Как напоминание о славных былых временах.

В двух бомбоотсеках Ту-160 может располагаться до 45 тонн различного оружия — крылатые ракеты Х-55 и Х-55М, гиперзвуковые ракеты Х-15 (скорость 5М), свободнопадующие и корректируемые бомбы и мины — как фугасные, так и с термоядерными боеголовками. 


    

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160


Последняя модификация — Ту-160М — оснащается новыми ракетами Х-101 и Х-102 с дальностью полета в 5500 км, боезарядом 400 кт и максимальным отклонением от цели в 10 м. Их ЭПР равна 0,01 кв.м., а полет выполняется на низкой высоте с отслеживанием рельефа местности.

У В-2 также есть «дальнобойная» ракета с такой же ЭПР — AMG-129ACM. Но по характеристикам она уступает российской, имея дальность всего в 3700 км и отклонение от цели от 30 м до 90 м.

Необходимо сказать, что по уязвимости со стороны средств ПВО Ту-160 в более выигрышном положении, чем В-2. И не только потому, что он оснащен мощными средствами радиоэлектронной борьбы. У «Белого лебедя» более длинные «руки» — ракеты класса «воздух-земля». В связи с чем он может работать на большем удалении от ПВО противника.

И еще один момент: американские ЗРК Patriot уступают по боевым возможности нашим С-300. Не говоря уж об С-400.


Что придет на смену «Спириту»?

В заключение необходимо сказать, что Россия в сфере дальней стратегической авиации в техническом отношении будет опережать США как минимум до конца 20-х годов. В США уже давно висит в воздухе программа Next-Generation Bomber — «Бомбардировщик следующего поколения». Периодически программа меняет свое название с «Bomber-2016» (год получения нового бомбардировщика) на Bomber-2018 и т. д. Сейчас программа называется уже «Bomber-2022».

Есть и еще один амбиционный проект — «Bomber-2037». Он предполагает создание чего-то совершенно запредельного. Однако дальше разговоров и совсекретных заседаний дело пока не идет.

А ОКБ Туполева приступило к реализации проекта создания перспективного бомбардировщика с использованием стелс-технологии (ПАК ДА), который должен появиться в 2025 году. Даже если сроки сместятся, то до 2037 года у нас уйма времени, чтобы сохранить лидерство в этой сфере.

Так что неизвестно, сколько еще лет, а то и десятилетий Ту-160 будет лучшим из лучших. Причем численность этих машин в дальней авиации будет наращиваться за счет возобновления их производства на Казанском авиационном заводе им. Горбунова. В следующем году в ВВС должны поступить еще два Ту-160М. Всего же ВВС РФ планирует закупить 50 Ту-160М. Правда, сроки при этом не указываются.


Тем временем

Во время посещения Казанского авиационного завода имени Горбунова (филиал ОАО «Туполев») заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что заключены первые контракты по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.

По словам Борисова, версия Ту-160М2 от базовой модели самолета отличается принципиально новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. Как отметил замминистра обороны, эти машины смогут прослужить до 2060-х годов.

Дальность полета новой версии стратегического бомбардировщика увеличится на тысячу километров благодаря обновленной версии двигателя НК-32.

«Планируется установка нового НК-32 на Ту-160 в новом облике. Этот двигатель прошел модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель в целом имеет лучшие ресурсные возможности, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономические показатели, дальность полета самолета будет, минимум, на тысячу километров больше по сравнению с существующим», — добавил заместитель министра обороны.

В боекомплект Ту-160М2 войдут новые ракеты, а по используемому набору авиационных средств поражения он будет унифицирован с бомбардировщиком, проектируемым сейчас по программе Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). 


Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).