25.02.2015, 03:15
Дополнительные миротворцы в Донбассе не нужны
Дополнительные миротворцы в Донбассе не нужныМеждународная военная политика
Киев продолжает призывать в Донбасс миротворцев, несмотря на не особенно активную реакцию Европы на эту инициативу. Об этом заявил во вторник, 24 февраля, представитель министерства иностранных дел Украины Евгений Перебийнис. «Окончательный формат и мандат этой миссии будет утверждать Совет Безопасности ООН. Мы надеемся на то, что нам удастся достичь договоренностей, в том числе рассчитываем и на голос РФ, апеллируя к тому, что это является реальным шагом по достижению устойчивого мира в Донбассе», – сказал Перебийнис.

Напомним, что в минувшую среду президент Украины Петр Порошенко предложил СНБО обсудить введение в страну миротворцев. В ответ СНБО Украины принял решение по обращению в ООН и ЕС относительно развертывания на Украине полицейской миссии.

Россия уже выступила против направления миротворцев на Восток Украины. «Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры, – заявил ранее спикер Госдумы Сергей Нарышкин. – На мой взгляд, это может быть таким элементом эрозии минских договоренностей. Поэтому я не соглашусь с этим», – заявил он.

Приглашение миротворческих сил подрывает недавние минские договоренности, считает и постпред России при ООН Виталий Чуркин: «Согласно этим договоренностям, в Донецкой и Луганской республиках будут создаваться свои милиции. Наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ, – напомнил он. – Если тут же выдвигаются какие-то другие схемы, то возникает вопрос о том, собираются выполнять минские договоренности или нет». По мнению Чуркина, «надо разводить вооружение и не заниматься выдвижением новых инициатив».

Даже хороший друг официального Киева, министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына поставил под сомнение перспективу отправки миротворцев в Донбасс. «Не вижу здесь никакой возможности (отправки миротворцев) на уровне европейском», – заявил он 23 февраля в эфире польской радиостанции RMF FM, передает РИА «Новости».

О том, насколько перспективна идея введения миротворцев на территорию Украины, мы поговорили с президентом Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН, автором проекта Государственной концепции миротворчества Сергеем Лавровым.

— Какие правила для ввода миротворцев используются в мировой практике и в чем особенности ситуации на Юго-Востоке Украины?

Сергей Лавров: Помимо внешних факторов, существует ряд сложностей внутриполитического характера. Согласно украинскому законодательству, а именно статье 85 Конституции Украины, решение о допуске иностранных военных на территорию страны принимается Верховной радой. Желания президента Порошенко в данном вопросе недостаточно.

Более того, для введения миротворцев на территорию Украины необходим режим чрезвычайного положения. Данный режим дает неограниченные возможности представителям силовых ведомств Украины и резко ограничивает граждан в правах. Режим ЧП предусматривает использование армии, комендантский час, особый режим въезда и выезда из городов, ограниченный режим передвижения по территории, а также запрет на массовые акции. Без режима ЧП и всех перечисленных пунктов проведение миротворческой деятельности практически невозможно. То есть если Украина хочет ввода миротворцев, то для начала она должна разобраться внутри себя и подготовиться к этому.

Уже после этого Киев в соответствии с процедурой может обращаться к СБ ООН. Это очень длительный процесс. В рамках ООН он может занимать около шести месяцев, не меньше. Сначала принимается решение, потом выделяются средства, затем подбирается контингент. Далее они должны быть расквартированы и обеспечены техникой – это также делается не быстро.

— Как вы оцениваете перспективы введения миротворческой миссии на Украине, с которой выступил президент Порошенко?

- Порошенко хочет ввести миротворцев ЕС, но с мандатом ООН. И он хочет, чтобы миротворцы были размещены на границе России и ДНР, ЛНР. Это совершенно другой вопрос. Эта инициатива не приветствуется ни на Западе, ни в России. Перспектив для выполнения подобного плана Порошенко очень мало. Дело в том, что наблюдатели ОБСЕ уже присутствуют на Юго-Востоке Украины. Дополнительные миротворцы в этом регионе не нужны.

— Какие модели миротворческой деятельности применяются в международной практике?

- Существуют две модели миротворческой деятельности. Первая модель – классическая – осуществляется под эгидой ООН. Вторая проходит в рамках региональных организаций, например ОБСЕ, ОДКБ или Африканского союза. Если говорить о первой схеме, то ее официальной целью является «поддержание мира». Она проводится тогда, когда военные действия уже окончательно завершились, а обе стороны полностью согласны на введение миротворческого контингента. Здесь необходимо отметить, что внутри ООН нет никаких миротворческих сил или военных формирований. Когда Совет Безопасности ООН принимает решение об учреждении миссии, в этот же момент он определяет ее мандат. Вдобавок СБ ООН определяет национальный состав контингента, то есть страны, которые делегируют своих военнослужащих для осуществления миротворческой деятельности.

— А вторая модель?

- Вторая модель проходит в рамках региональных организаций. Ее форматы и правила определяются внутренними документами той или иной организации. Дело в том, что не существует единого определения миротворческой миссии. Его нет даже в ООН. Однако у международного сообщества есть понимание данного явления – это объединенные усилия мирового сообщества по стабилизации обстановки и установлению мира в определенном регионе. Происходить это может либо по первой модели, либо по второй, других вариантов не существует. В случае с Украиной у международного сообщества нет единого мнения по поводу форматов введения там миротворческой миссии. Как будет реагировать СБ ООН? Без их решения никакой миротворческой миссии не может быть в принципе.

— Как происходит процесс разведения воюющих сторон при введении миротворческой миссии?

- Технически контингент занимает позицию между воюющими сторонами и следит за выполнением условий перемирия. Это может затянуться на длительное время. Например, миссия ОНВУМ, в которой я принимал участие, была создана в 1948 году, а существует до сих пор. Еще раз повторяю, это очень важно: миротворческий контингент вводится уже после того, как военные действия были окончательно прекращены.

— Каким образом миротворцы, оказавшиеся в конфликтной зоне, обеспечивают собственную безопасность?

- Смотря какие миротворцы. Если речь идет о «голубых беретах», то они абсолютно безоружны. Они выезжают на патрулирование на машинах с флагом ООН. Их основная задача – нести флаг ООН и обозначать присутствие этой организации. Они защищены только авторитетом ООН. Я сам был «голубым беретом» и прекрасно понимаю, каково это.

Что касается «голубых касок», то они хорошо вооружены и имеют право применять оружие в двух случаях: для обеспечения безопасности мирных жителей и в целях собственной обороны. Если миротворцы действуют под эгидой ООН, то они подчиняются уставу ООН. Есть понятия международного гуманитарного права, в рамках которого осуществляется миротворческая миссия. Если миссия работает в рамках региональной организации, то ее действия регламентированы документами той или иной региональной структуры. Это очень скользкий вопрос.


Справка

Сергей Лавров родился 6 ноября 1949 года в Москве. После окончания школы поступил в Военный институт иностранных языков на факультет западных языков, где изучал английский и сербохорватский языки. После этого дважды участвовал в миротворческих миссиях ООН. Лавров был военным наблюдателем ООН в рамках ОНВУП (Организация по наблюдению за соблюдением выполнения условий перемирия) в столице Сирии в 1980–1982 годах и в 1986–1988 годах в Египте. ОНВУП была создана в 1948 году в рамках ООН и является первой в истории миротворческой миссией. Советские военные впервые приняли участие в миротворческой деятельности в 1973 году в рамках именно этой миссии. Свою службу в качестве миротворца Сергей Лавров проводил без оружия, так как являлся военным дипломатом-наблюдателем, то есть «голубым беретом».

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  21.04.2017
В военной компании «Укрспецтехника» ведется работа по созданию радиолокационной системы, способной обнаруживать беспилотники на удалении до 8 км и нарушать работу их систем. Об этом на пресс-конференции в Киеве сообщил один из руководителей компании, член правления общественного союза «Лига оборонных предприятий Украины» Михаил Прохоренко. По его словам, в «незалежной» озабочены тем, как нейтрализовать работу беспилотных летательных аппаратов и высокоточного оружия, такого как «Томагавк» или российские «Калибры».
Мировой ВПК  21.04.2017
25−27 апреля 2017 года на авиабазе морской авиации Пойнт-Мугу в Калифорнии состоится 46-й ежегодный совместный военно-гражданский симпозиум по проблематики РЭБ. Главная тема — это обсуждение существующих пробелов радиоэлектронной борьбы, а также разработка и применение новейших технологий, необходимых для устранения этих пробелов. На закрытую встречу приедет практически все авиационное, флотское и сухопутное начальство Соединенных Штатов, а также «яркие ученые и политики Америки».
Мировой ВПК  21.04.2017
Китай методично идет по пути создания малозаметного стратегического бомбардировщика Н-20 нового поколения, реализуя параллельные программы. Об этом 20 апреля сообщил сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn.
Мировой ВПК  21.04.2017
Для модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 создается сверхдальняя крылатая ракета, сообщил в интервью журналу «Армейский стандарт» научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Евгений Федосов. Ее технические характеристики засекречены, но известно, что она будет способна преодолевать значительно большее расстояние, чем Х-101/Х-102, дальность которой превышает 5000 км. Условное обозначение ракеты — Х-БД.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.
Конфликты  18.04.2017
На фоне хронических информационных войн в последние дни в Сирии резко обострилась ситуация и на фронтах реальной войны. «Умеренная оппозиция» даже выпустила пресс-релиз об уничтожении двух военнослужащих РФ, но подтверждений этому пока нет. Со своей стороны радикальные исламисты сделали ставку на части, одно название которых вселяет в сирийских солдат мистический ужас.
Конфликты  18.04.2017
На сайте издания «Немецкая волна» опубликовано интервью с директором Института Восточной Азии при Венском университете Рюдигером Франком, в котором тот прогнозирует развитие кризисной ситуации вокруг Северной Кореи. Австрийский эксперт считает, что «нанесение первого удара Северной Кореей крайне маловероятно: «Это означало бы самоубийство, независимо от контекста».