24.01.2015, 16:45
Донецкий аэропорт взяли, что дальше?
Донецкий аэропорт взяли, что дальше?Международная военная политика
Украинское командование и политики больше не могут отрицать очевидные факты: донецкий аэропорт или то, что от него осталось, через полгода осады все-таки взят ополчением ДНР. Стоила ли эта цитадель таких усилий и жертв? Как ее взятие повлияет на дальнейший ход событий?


Война релизов

Всю последнюю неделю между представителями ДНР и силовиками шли не только боевые столкновения, но и то, что можно было бы назвать войной пресс-релизов. Стороны делали противоречивые заявления о том, кто все-таки контролирует постройки донецкого аэропорта имени Сергея Прокофьева — некогда прекрасного современного здания, отстроенного всего лишь три года назад к чемпионату Европы по футболу (в это сейчас трудно поверить, но Донецк был одним из городов-участников чемпионата).

Ополченцы повесили над новым терминалом свой флаг. Глава ДНР Александр Захарченко приглашал в аэропорт наблюдателей ОБСЕ и своего украинского "коллегу" Петра Порошенко. Никто из них до аэропорта, впрочем, не доехал. В ответ штаб спецоперации и киевские политики заявляли, что аэропорт по-прежнему под их контролем, а засевшие в терминалах "киборги" (силовики) продолжают отбивать все атаки и вот-вот получат подкрепление и боеприпасы.

Но когда ополченцы передали силовикам их убитых и раненых, обнаруженных в завалах нового терминала, а Захарченко стал ежедневно приезжать в аэропорт и привозить журналистов, скрывать правду стало трудно.

Первым проговорился печально знаменитый батальон "Азов". На его официальной странице в Facebook появилось сообщение: "Украинские воины, защищавшие ДАП (донецкий аэропорт), вынуждены были сдать то, что еще год назад было прекрасным, современным аэропортом". Штаб силовой операции также признал факт отхода. Впрочем, бои в районе донецкого аэропорта продолжаются — согласно заявлениям силовиков, украинские военные ведут огонь с "выгодных рубежей".


Как аэропорт стал крепостью

Бои за аэропорт продолжались восемь месяцев. В апреле-мае, когда ДНР только создавалась и ополченцы брали стратегические объекты и города под свой контроль, туда высадился десант украинских спецназовцев и силовиков. Судя по всему, силовики намеревались использовать аэропорт как свою базу, как плацдарм для подвоза подкреплений, а также, возможно, и как аэродром для своих бомбардировщиков.

Однако тогда у ополчения еще не было сил для его штурма. При этом воздушная гавань продолжала принимать и пассажирские рейсы, в том числе из Москвы.

Утром 26 мая, на следующий день после выборов президента Украины, в новый терминал приехали бойцы батальона "Восток" под командованием Александра Ходаковского (ныне — секретарь Совбеза ДНР). Они объявили о взятии аэропорта под свой контроль, ссылаясь на якобы имеющиеся договоренности с силовиками.

Но силовики и не думали сдаваться. В аэропорту с вертолетов высадился украинский спецназ, а само здание терминала, к ужасу горожан, подверглось атаке самолетов.

Ополченцы из аэропорта отступили, потеряв больше 50 человек, — этот бой остается самым кровопролитным для ДНР. Спустя несколько месяцев Ходаковский признал, что большинство ополченцев погибло, попав под огонь собственного подкрепления — в хаосе машины с ранеными "востоковцами" приняли за транспорт "Правого сектора".

Пассажирские рейсы из аэропорта, конечно, прекратились, а сам он стал цитаделью силовиков. Кроме того, его взлетно-посадочную полосу силовики стали использовать как артиллерийский плацдарм для обстрелов Донецка — установленная тут артиллерия могла доставать до центра города.


Штурм начинается

В июле, когда тогдашний командир ополчения Игорь Стрелков перевел свои отряды из Славянска в Донецк, начались регулярные обстрелы аэропорта артиллерией ДНР. Силовики начали отвечать, зачастую попадая по мирным кварталам, которые вплотную прилегают к аэропорту — поселкам Веселый, Октябрьский и Спартак. Каждый день отсюда поступают страшные новости о новых и новых случайных жертвах среди мирного населения.

Вокруг аэропорта действовали диверсионные группы ДНР — они, в частности, особо гордились удачной операцией по отключению аэропорту канализации. Постепенно из-за обстрелов взлетная полоса аэропорта пришла в негодность, да и вряд ли силовики рискнули бы использовать ее по назначению: иначе бы они рисковали повторить ошибку луганского аэропорта, где ополченцы подбили транспортник Ил-76 с 49 десантниками.

Из стратегического объекта аэропорт превратился в символ, а воюющие друг с другом "киборги" и Моторола с его другом Гиви — в героев (каждый для своей стороны). Отряды ополченцев "Спарта" и "Сомали" постепенно "отгрызали" у силовиков здание за зданием. В начале января танки ДНР разрушили диспетчерскую вышку, на которой прятались снайперы и корректировщики силовиков.

По иронии судьбы, за несколько дней до этого события коллаж с вышкой вышел на обложке январского номера одного из популярных украинских журналов — башня фигурировала там в качестве среднего пальца известного неприличного жеста, намекающего на жест "терминатора" Шварценеггера, расплавленного в кипящем металле и обращенного, видимо, к ополченцам. С большим удовольствием на своей странице в Facebook обложку перепечатал депутат Верховной рады и один из лидеров "Правого сектора" Борислав Береза, вызвав восторг "френдов". И вот вышки больше нет.

Еще более важным фактором стало то, что ополченцам удалось перерезать силовикам каналы снабжения — подкрепления, боеприпасы и провиант в новый терминал теперь можно было привозить только на бронетехнике, которая должна была прорываться сквозь огонь ополченцев.

Взятие аэропорта оставалось делом времени.

В четверг на брифинге в Донецке заместитель командира ополчения Эдуард Басурин заявил, что общие потери вооруженных сил Украины в районе донецкого аэропорта достигли 597 человек, 44 силовика сдались в плен. О своих потерях он умолчал.


Что дальше?

Теперь аэропорт будет плацдармом самих ополченцев — они уже начали штурм поселка Пески на западе от аэропорта, идут уличные бои. Артиллерия ополченцев пристреливается к позициям силовиков в городе Авдеевка — северном пригороде Донецка, городе, в котором "до войны", как тут говорят, жило 10 тысяч человек.

Артиллерия силовиков "огрызается" из села Опытное, снаряды по-прежнему падают в северную часть Донецка. Так что взятие Песок и Авдеевки под контроль не будет легким — за эти месяцы силовикам удалось превратить Пески и Авдеевку в укрепрайоны.

Впрочем, как бы то ни было, взятием аэропорта ополченцам все-таки удалось немного отодвинуть артиллерию силовиков от северных границ Донецка. После вчерашнего обстрела, когда на остановке в Ленинском районе погибли, по разным данным, от 8 до 15 человек, лидер ДНР Александр Захарченко пообещал, что ополчение будет и дальше отодвигать линию фронта, "чтобы Донецк не могли обстреливать".

По этому поводу в городе уже рассказывают анекдот. Однажды ночью жена будит президента Украины Петра Порошенко: "Петр, просыпайся, там Захарченко звонит по поводу соблюдения перемирия". Порошенко берет трубку и сонным голосом говорит: "Алло". Супруга уточняет: "Ты не понял, он в дверь звонит!".

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.