26.02.2015, 11:08
Донбасс без «европолицаев»
Донбасс без «европолицаев»Международная военная политика
«Нормандская четверка» отказалась устраивать ополченцам «миротворческий котел».

Попытка Киева навязать жителям Донбасса «косовский сценарий», предпринятая накануне встречи «нормандской четверки» в Париже, не увенчалась успехом.

Как заявил по итогам переговоров министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, главы МИД призвали к усилению мандата ОБСЕ на юго-востоке Украины. А именно «к усилению специальной миссии наблюдателей ОБСЕ и увеличению ее мандата с точки зрения персонала, оборудования и дополнительного финансирования, а также расширению доступа по все зоны». Не секрет, что представители украинских властей ожидали большего от дипломатического рандеву в Париже.

Напомним, вопреки собственным заявлениям о недопустимости «замораживания» и «приднестровизации» конфликта, Порошенко и его команда неожиданно заговорили о необходимости допуска миротворческих подразделений в зону конфликта. Естественно, что участие в этой миссии России украинская сторона считает «абсолютно неприемлемым».

И, наоборот, появление «голубых касок» из стран европейских стран или США исключительно приветствовалось. Еще 18 февраля украинский президент заявил, что миротворческая миссия должна будет действовать в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН. Где Россия, напомним, обладает правом вето. К тому же перечень потенциальных участников не ограничивается США и их сателлитами по западному миру. Поэтому наилучшим форматом Порошенко считает «полицейскую миссию Евросоюза».

Стоит обратить внимание, что задачи миротворческой и полицейской миссий кардинально различаются. Если миротворцы довольствуются мониторингом режима прекращения огня. То миротворческая полиция принимает самое активное участие в деятельности органов власти на подмандатной территории. В частности, одна из ее функций помощь местным правоохранительным органам. Что из этого происходит на практике, мы знаем по печальной истории косовских сербов. Активному выживанию которых из края такая миссия — EULEX — не только не препятствовала, но, скорее активно способствовала, действуя по разнарядке из Брюсселя.

Более того, как пояснил секретарь Совета безопасности Украины Александр Турчинов, миротворцы должны быть размещены не только вдоль линии фронта, но и на всем протяжении неподконтрольного Украине участка границы с Россией. По его словам, позволит «фиксировать и локализовать нарушения, обеспечит реальные шаги прекращения агрессии». Естественно, и Москва, и ополченцы крайне отрицательно отреагировали на предложение создать «миротворческий котел» для ДНР и ЛНР. Власти Луганска, по понятным причинам, не против видеть миротворцами представителей России и Белоруссии. Аналогичное заявление последовало со стороны ДНР. В свою очередь, Киев, продолжает настаивать на том, что Россия «как страна-агрессор принимать участия в миротворческой операции не может».

В самой России инициативу Порошенко расценили ее как попытку подорвать минские договоренности. Поскольку переход российской границы с ДНР и ЛНР под контроль кого бы то ни было значится в них одним из последних пунктов. Во-вторых, российский МИД указывает на то, что согласно договоренностям в Минске контрольные функции возложены на ОБСЕ. Судя по результатам совещания глав МИД «нормандской четверки», Европа согласилась с доводами РФ, а США не удалось в привычном стиле продавить европейскую дипломатию.

Введение в Донбасс миротворцев фактически будет означать срыв минских договоренностей, полагает директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.

– По сути, это попытка Киева «перепрыгнуть» через целый ряд пунктов, обозначенных в протоколе в определенной последовательности. Для Донецка, Луганска и Москвы принципиальный пункт это проведение конституционной реформы на Украине. Только после республики готовы включить в переговорную повестку вопрос о передаче украинским военнослужащим контроля над границами ДНР и ЛНР с Россией.

Складывается такое впечатление, что, поднимая вопрос о миротворцах, Киев хочет уйти от положения о конституционной реформы. Несмотря на то, что наличие разделяющей черты в виде миротворцев, по факту оформит многолетнее отторжение этих территорий от Украины. Лишь бы не проводить конституционную реформу.

— Почему конституционная реформа превратилась в жупел для майданных властей?

– Существует опасность, что ее не удастся провести только в отношении «отдельных районов Луганской и Донецкой областей», как указано в минских соглашениях, а придется проводить в отношении всех регионов Украины. И тогда наступить та самая федерализация, от которой они сегодня отбрыкиваются.

— Едва ли дело зайдет так далеко. Скорее, все ограничится куцей реформой местного самоуправления. Видимо, главный интерес команды Порошенко заключается в том, чтобы вместе с миротворцами взять под контроль границу с Россией.

– Еще одна подоплека заключается в том, чтобы втянуть ЕС в качестве стороны конфликта. Предположим, киевские военные осуществляют провокацию против подразделения миссии ЕС. Люди попадают под обстрел, гибнут военнослужащие. Поднимается шумный скандал, а вся ответственность перекладывается на ополченцев и Россию.

После этого чиновники Госдепа США заявят, что терпеть это больше нельзя, и что нужно брать под контроль Донбасс силами стран НАТО по полной программе.

— Существует ли в этом контексте поле для компромисса? Россия могла бы допустить введение миротворцев в другом формате?

– Во-первых, участники миротворческой миссии не должны представлять государства ЕС или НАТО. Это должна быть миротворцы с мандатом Совбеза ООН, где Россия обладает право вето. Второе – они должны представлять реально нейтральные страны, не входящие в зону влияния Евросоюза или США. Нас (Москву и ополченцев) устроили бы страны из ЕврАзЭс и ОДКБ. Но на это, в свою очередь, не согласятся ни Запад, ни Украина. Возможны и было экзотические варианты, например, миротворцы из Индии, представители Евразии, Египта, Южной Америки. Конечно, нас бы больше устроило, если бы ополченцев и ВСУ разводили военнослужащие из Белоруссии или Казахстана. Но, я думаю, ни Киев, ни Вашингтон, ни Брюссель на это не согласятся.

— Украинские политики предлагают, чтобы стороны разводили миротворцы из таких стран как Финляндия, Австралия, Австрия.

– Ни одна из этих стран не подходит по указанным мною выше причинам. Еще одно условие – миротворцы должны располагаться только на линии разъединения украинских войск и сил ополчения. А вопрос о границе должен подниматься в последнюю очередь. В соответствие с минскими соглашениями– после проведения конституционной реформы.

— Москве известен печальный миротворческий опыт – миссия EULEX под эгидой Брюсселя. Это привело не просто к замораживанию конфликта, а скорее, к его размораживанию путем выдавливания сербов за их историческую территорию.

– Очевидно, что Порошенко надеется с помощью миротворцев сначала заблокировать эти образования. А потом откровенно дожать силой, навязав реформы, которые не примут население и руководство ДНР и ЛНР. Все «хитрые заходы» Порошенко написаны у него на лбу. Киев так и не смог решить силой «восточный вопрос». На собственные возможности они уже не надеются. Теперь «партия войны» хочет опереться на лояльные западные миротворческие штыки.

«Голубые каски» от ООН без согласия России в Новороссии не появятся. Что же касается полицейской миссии типа EULEX, то это будет расцениваться, как одностороннее вторжение регулярной армии. Мандата ООН без согласия РФ у европейцев получить не получится. Все остальное это самоуправство. Легитимность евромиссии совершенно непонятна. Украина не член ЕС, Россия то же не имеет к нему отношения. Это будет означать вторжение ЕС в качестве стороны конфликта.

Украинская сторона выступила с очень неприятной для России инициативой, хотя вполне ожидаемой, отметил декан кафедры социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.

– Потому что в настоящий момент замораживание конфликта находится в интересах Киева и Запада. Во-вторых, если Москва отвергнет миротворческую инициативу, это будут трактовать так, что она заинтересована в разжигании конфликта. С точки зрения западной общественности это означает имиджевые потери. У западных пропагандистов появится повод, усомниться в способности РФ беспристрастно выполнять посреднические миссии.

— Почему наша дипломатия не может поддержать эту инициативу в представленном формате?

– Более того, мы не можем этого сделать в любых форматах. Даже, привлечение белорусских миротворцев означает замораживание конфликта. На мой взгляд, это не на руку РФ, а также Донецку и Луганску. Не будем забывать, что значительная часть этих бывших украинских регионов до сих пор оккупирована украинскими войсками.

Вместо полноценных исторических сложившихся территорий, ДНР и ЛНР обладают урезанной частью.

— Но ведь по минским соглашениям Москва согласилась на это.

– Это все дипломатические игры. Тем не менее, и Захарченко, и Плотницкий неоднократно говорили, что планируют выйти на свои границы. Пока не решен территориальный вопрос, заморозка конфликта ни им, ни Москве не выгодна.

Во-вторых, замораживание ситуации позволит стабилизировать украинский политический режим. Это фактически отрежет возможность обрести сухопутный коридор в Крым, если говорить напрямую. Все остальные способы коммуникации с полуостровом неполноценны. Это касается паромной переправы, авиасообщения, а когда появится мост, еще не известно. К тому же, он находится с рискованной сейсмоопасной зоне. Плюс нельзя сбрасывать со счетов риски, связанные с террористическими актами с украинской стороны.

Наконец, заморозка конфликта позволит окончательно подавить пророссийское движение в регионах Украины. В результате у нас под боком возникнет агрессивное, нищее и озлобленное на нас государство, которое в любой момент можно натравить на Россию, спровоцировав большую войну. Более того, я не исключаю, что в процессе «замораживания» ситуации на территории Украины появятся подразделения НАТО. А куда приходят солдаты этого антироссийского военно-политического блока, их оттуда практически невозможно выгнать.

— Есть еще одна опасность, если якобы нейтральные миротворцы будут помогать Киеву, реализовывать пункты минских соглашений в выгодном ему ключе.

– Это само собой. Любые миротворцы нероссийского происхождения будут подыгрывать Киеву и Западу. Пресекая любую возможность восстановить территориальную целостность ДНР и ЛНР. Заставят ополченцев смириться с куцей децентрализацией, подготовленной Радой. Потому что пока ни о какой широкой децентрализации, ни федерализации в Киеве не идет и речи. Более того, Порошенко открыто заявляет уже о том, что он вернет Крым. Соглашаться на присутствие миротворцев для Москвы было бы верхом недальновидности.

— Могла бы Россия разыграть более тонкую партию. По правилам ООН согласование формата миротворческой операции это длительный процесс. За это время ополченцы могли бы решить все территориальные вопросы, а Россия выиграла в имиджевом плане продемонстрировав готовность к вводу миротворцев?

– Как показывает практика, когда Москва действует жестко и прямолинейно, это становится откровением для Запада. Когда же мы слишком заигрываемся в дипломатические игры, выстраиваем длинные комбинации, то, как правило, проигрываем. Дипломатия это то поле, на котором западные политики и эксперты чувствуют себя более вольготно. Плюс ты всегда чувствуешь себя неуютно, когда позволяешь противнику навязать себе свой стиль игры.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Геополитика  18.02.2017
В США сенаторы и конгрессмены предложили принять закон, разрешающий начать поставки ракет средней и малой дальности (РСМД) в Европу и другим союзникам Вашингтона. По их словам, эта инициатива стала ответом на нарушения Россией двустороннего соглашения об этих вооружениях. Авторы законопроекта хотят «дать президенту Трампу инструменты», позволяющие вернуться к концепции бывшего президента США Рональда Рейгана «мир через силу».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?