28.11.2015, 10:39
Долетит ли Х-101 до Вашингтона?
Долетит ли Х-101 до Вашингтона?Международная военная политика
На фото: стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 с четырьмя крылатыми ракетами Х-101 на подвесках.

Сирийская премьера нашей крылатой ракеты прошла отлично.

Запад находится под большим впечатлением от использования российской Дальней авиацией в Сирии новой крылатой ракеты с уникальными характеристиками. Речь идет о крылатой ракете «воздух-поверхность», которая впервые в истории была применена в боевых условиях. Ракета была запущена со стратегического ракетоносца Ту-160.

Впечатление было столь велико, что некоторые западные комментаторы начали ракету мифологизировать. Так, американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров. Это означает, что «если запустить ее в Москве, она может ударить по практически любой части США». Журнал так завершает свою апологию русскому оружию: «И это сильно беспокоит Пентагон!».

Справедливости ради следует сказать, что Пентагон возлагает большие надежды на гиперзвуковую ракету Х-51. Однако она еще не готова и неизвестно когда будет принята на вооружение. А AGM-129, которая представляла в линейке «воздух-поверхность» ракеты дальнего действия, напротив, была снята с вооружения 8 лет назад. Так что у ВВС США в настоящий момент существует громадная дыра в сегменте стратегических крылатых ракет, которые позволяют бомбардировщикам выпускать боекомплект задолго до вхождения в зону действия ПВО противника. В настоящий момент самые дальние американские ракеты — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в 4 раза. Действительно, Пентагон это не может не волновать.


Переход с атома на фугас

До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 200 кт.

Надо сказать, что КВО (круговое вероятное отклонение от цели) у ракеты равнялось 100 метрам. Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86.

Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года.

За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км (с топливными баками — до 2500 км). Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.

Помимо этого ракета приобрела дополнительные возможности для эффективного преодоления ПРО противника. Во-первых, за счет использования композиционных материалов и коррекции внешнего дизайна была существенно снижена ее видимость для РЛС. Во-вторых, ракета получила возможность изменять профиль полета.


Баллистическая дальность по настильной траектории

К разработке Х-101 МКБ «Радуга» приступило в 1995 году, стремясь создать лучшую в мире дальнюю крылатую ракету. Что конструкторам удалось в полной мере. Одновременно с ней появилась и ее «сестра-двойняшка» Х-102, отличающаяся наличием ядерной боеголовки.

У новой ракеты была существенно повышена точность наведения. Этого удалось добиться за счет введения в систему управления, помимо имевшихся у Х-555 механизмов, двух эффективных и надежных узлов коррекции траектории. Прежде всего, это система глобального позиционирования ГЛОНАСС. А также использование оптико-электронной системы коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Новая система управления полетов обеспечивает КВО для Х-101 около 5−6 метров. У ядерной Х-102 этот показатель несколько больше.

Существенно снижена и видимость ракеты в радио- и инфракрасном диапазонах. В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния (ЭПР) новой ракеты не превышает 0,01 кв.м. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС.

Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет.

Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.

Разработчики раскрывают далеко не все параметры Х-101/Х-102. Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку.

Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. километров. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. километров в будущем могут оказаться не такой уж и фантастикой.

Х-101 — дозвуковая ракета. Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса. Для сверхзвука требуется много топлива, в связи с чем дальность неизбежно сократится. Собственно, сверхзвуковая скорость и не требуется, когда речь идет о стелющемся полете, небольших габаритах, низких тепловых излучениях и малой заметности для систем ПРО.

Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.

И, наконец, о боеголовках. У Х-102 она такая же, как и у Х-55 до момента ядерного разоружения ракет средней и малой дальности, — 250-килотонная. БЧ неядерной ракеты массой 400 кг может быть двух видов — проникающего и кассетного.


ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D

Длина, м: 8, 9 — 7,45 — 7,35 — 6,32
Диаметр, мм: 770 — 742 — 740 — 620
Размах крыла, м: 3,1 — 3,0 — 3,12 — 3,65
Стартовая масса, кг: 1500 — 2400 — 1250 — 1950
Масса БЧ, кг: 410 — 400 — 200 — 540
Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д

Тяга двигателя, кГс: 400 — 500 — 330 — 275
Скорость крейсерская, км/ч: 720 — 720 — н/д — 775
Скорость максимальная, км/ч: 970 — 970 — 800 — 1000
Дальность, км: 2500 — 5500 — 3700 — 1200
Маршевая высота полета, м: 40/110 — 30/70 — н/д — н/д

ЭПР, кв.м.: 0,1 — 0,01 — 0,01 — 0,2
КВО, м: 20 — 5 — 30 — 3
Эксплуатация: 2004-н/в — 2013-н/в — 1993−2007 — 2002-н/в.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Мировой ВПК  20.03.2017
На ремонт авианесущего крейсера предполагается истратить не менее 65 млрд рублей. Но правоохранительные органы могут способствовать уменьшению этой суммы. Ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов» может быть отложен до следующего года, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Москве. «Пока решения о сроках ремонта нет. Есть вероятность, что он начнется в 2018 году», - сообщает издание.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.