23.01.2017, 22:19
Для некоторых российских авиалайнеров господдержка бессмысленна
Для некоторых российских авиалайнеров господдержка бессмысленнаМеждународная военная политика
В правительстве предложены новые меры поддержки отечественного гражданского авиапрома. По замыслу вице-премьера Рогозина, они должны помочь лайнерам МС-21, Ил-114 и Ил-96-400 потеснить «Эйрбасы» и «Боинги». В какой-то степени эти надежды обоснованны, однако в некоторых случаях интересы российских авиакомпаний вступят в прямое противоречие с интересами авиапрома.

Правительство пытается найти способ помочь российским авиакомпаниям переходить на новые российские, а не иностранные суда. На встрече с президентом Владимиром Путиным вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал к весне подготовить план синхронизации производства новых самолетов МС-21, Ил-114 и Ил-96-400 с выводом из эксплуатации старых воздушных судов. Именно эти три самолета выбраны правительством с целью поддержки.

По словам зампреда правительства, проблема небольшой доли российской техники наиболее актуальна для дальнемагистральных самолетов. «У нас сегодня рынок практически на 80% – это Airbus и Boeing, – констатировал он. – Хоть у нас и говорят некоторые либералы, что если самолет хороший, то его будут покупать везде, но это не так. Попробуйте, например, продать Airbus на американском рынке или Boeing в Европе. Всегда существуют гласные и негласные протекционистские меры».

Для поддержки отечественного авиапрома Рогозин предложил два комплекса мер – экономический и административный. С одной стороны, он предлагает предоставить финансовые льготы, в том числе связанные с лизингом авиатехники. С другой – давать наиболее прибыльные маршруты тем перевозчикам, которые будут летать на российских самолетах. По его словам, «это прежде всего полеты на Дальний Восток и туристические маршруты в те страны, которые наиболее приемлемы для россиян». «И эти маршруты будут даваться только тем компаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты», – сказал Рогозин.

«Что касается (наиболее прибыльных) маршрутов – это очень правильно, это хороший бонус (для авиакомпаний, закупающих самолеты российского производства)», – поддержал Путин идею Рогозина.

Помогут ли идеи вице-премьера «пересадить» российских перевозчиков с иностранных Boeing и Airbus на российские лайнеры?

Что касается экономических мер, то они в любом случае необходимы. Это может быть программа субсидирования процентов по кредиту или по лизинговым платежам. А может быть программа, как у SSJ-100, когда государство выделяет деньги, на которые государственная лизинговая компания покупает самолеты, а потом передает их по льготным ставками авиаперевозчикам.

«Меры финансовой помощи поддерживаю. Такие меры уже есть и отработаны на проекте Sukhoi SuperJet-100, – приводит пример редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. – Если бы их не было, то самолет бы вообще в России не продавался. Проблема не в самолете, а в стоимости владения им. Лайнер производится из иностранных комплектующих, поэтому валютная составляющая в его стоимости высока. И «Гражданские самолеты Сухого» продают его в валюте. Изменение курса доллара и евро никак не помогло самолету, он подорожал вместе с иномарками».

Основная проблема продажи российской техники – это высокие проценты по кредитам, из-за чего наши лайнеры проигрывают иномаркам. «Западный самолет можно взять под западный кредит под небольшой процент, кредит на российский самолет западные банки не дают, а российские банки ломят огромные проценты. Такова наша экономическая система», – объясняет Гусаров.

Поэтому меры господдержки, направленные на выравнивание условий покупки нового зарубежного и отечественного лайнера, жизненно необходимы. При этом, по мнению эксперта, предоставлять такую финансовую поддержку необходимо для МС-21 и Ил-114, а вот ситуация с Ил-96-400 не такая однозначная.

МС-21 – это российский лайнер, который создается на замену Ту-154 и Ту-134. Первый полет может состояться уже в этом году, а выйти в серию лайнер должен в 2019-м. Главные конкуренты – Airbus A320 и Boeing-737. У МС-21 будет три версии: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест). Портфель твердых контрактов на лето 2015 года составлял 175 самолетов. В «Иркуте» уверяют, что МС-21 будет выгодней западных аналогов. Так, авиакомпании получат выгоду в размере 3 млн долларов в год за счет лучшей топливной и весовой эффективности российского лайнера, а также за счет сокращенного времени на выполнение типового полета. Сократить время полета удастся за счет увеличения крейсерской скорости и сокращения времени обслуживания в аэропортах.

«Желательно, конечно, чтобы покупка нашего самолета в кредит или в лизинг обходилась дешевле, чем приобретение иностранного лайнера. Выход на рынок нового продукта всегда стоит денег, перевозчики не знают статистики и надежности машины, и им нужна льгота, чтобы они рискнули и попробовали новый самолет. Это общемировая практика. Даже крупные производители своим стартовым заказчикам дают значительные скидки, привлекают финансовые институты для приобретения своей первой сотни машин», – рассказывает Роман Гусаров.

Самолет Ил-114 – это ближнемагистральный самолет регионального класса. Он подходит для того, чтобы летать, например, из Амурской области в Хабаровский край без пересадки в Москве.

«Такой самолет должен входить в программы субсидирования процентных ставок и лизинговых платежей. Потому что региональные перевозки низкорентабельны или совсем нерентабельны. А небольшие авиакомпании, эксплуатирующие такое судно, не имеют ни собственных финансов, ни кредитной истории и имущества, чтобы брать кредиты под нормальные проценты», – считает авиационный эксперт. К слову, в России без господдержки авиакомпании не приобретают даже иностранные самолеты регионального класса, замечает Гусаров.

А вот на Ил-96-400 – широкофюзеляжный и дальнемагистральный самолет, который как раз подходит для прямых полетов из Москвы на Дальний Восток – государству тратиться не стоит.

«Это замечательный и надежный самолет. Но, к сожалению, он ни при каких программах субсидирования не сможет стать конкурентом иномарке. У него очень высокий расход топлива. Не два, а четыре двигателя, а это означает удорожание ремонта. Не два, а три пилота. В целом, как ни субсидируй этот самолет, в эксплуатации он будет дорогим. Я не думаю, что экономика этого лайнера может сложиться в его пользу без ремоторизации лайнера, то есть создания под него нового двигателя. К тому же завод в Воронеже при максимальном напряжении не сможет собирать больше двух штук в год», – говорит Роман Гусаров.

Таким образом, МС-21 может при господдержке стать реальным конкурентом самолетов Boeing и Airbus в том же классе. Но для полетов на Дальний Восток он не подходит. Для них может использоваться Ил-96-400, но российские авиакомпании вряд ли сделают выбор в его пользу и заменят им лайнеры Boeing и Airbus по экономическим соображениям.

Именно поэтому идея, озвученная Рогозиным – давать маршруты для полетов на Дальний Восток и за рубеж тем авиакомпаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты – выглядит сырой и спорной. По крайней мере, требовать от авиакомпаний, чтобы они летали на Дальний Восток на Ил-96-400, а не на иномарках, кажется странным. Это экономически неоправданно.

«К сожалению, Дмитрий Олегович (Рогозин) плохо представляет законы, по которым живет гражданская авиация. Он перемешал мух с котлетами», – считает Роман Гусаров.

Если говорить о международных перевозках, то разрешения на полеты распределяет комиссия Росавиации. И одним из критериев распределения является как раз наличие в авиапарке российских судов. При этом по этим маршрутам могут летать на любом самолете. Просто потому, что наша гражданская авиапромышленность может предложить пока только один продукт – SSJ-100.

Во-вторых, авиакомпании в зависимости от сезона используют те воздушные суда, размерность которых идеально соответствует спросу. Летом это может быть самолет большой вместимости – Boeing 737-800 или Airbus 320, а зимой, когда пассажиропоток падает, – более маленький SSJ-100.

Но если такая административная мера все-таки будет принята, то это может привести к тому, что будет заключено много липовых контрактов на поставку российских самолетов. А потом эти контракты будут расторгаться. Гусаров приводит в пример Трансаэро, которая купила в свое время самолеты марки «Ту» в большей степени для того, чтобы в авиапарке значились российские самолеты и можно было при подаче заявок на маршрут иметь приоритет. Но на практике перевозчик использовал «тушки» не так уж часто.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.