04.11.2014, 20:57
Дальняя авиация: «Белый лебедь» клюет американского «Духа»
Дальняя авиация: «Белый лебедь» клюет американского «Духа»Международная военная политика
Перспективы развития стратегических бомбардировщиков в России и США.

5 ноября 1940 года совершенно секретным постановлением Совнаркома СССР №2265-977сс была создана Дальнебомбардировочная авиация Главного командования Красной Армии (ДБА ГК). По мере развития военной техники этот вид авиации постоянно совершенствовался, постоянно возрастал его удельный вес в боеспособности Вооруженных сил страны. 


Бурный предвоенный рост

Дальнебомбардировочная авиация существовала и до этого постановления. Но имела иное подчинение и другое название. В 1936 году тяжелые бомбардировщики свели в армию, которая получила название Армии особого назначения резерва Главного командования.

АОН стала первым в мире крупным объединением стратегического назначения для решения стратегических задач силами авиации Красной Армии, проведения самостоятельных воздушных операций, оперативной и тактической подготовки разных родов авиации РККА. Вскоре были созданы еще две АОН. В каждую из них входили две тяжелобомбардировочных, одна скоростная бомбардировочная и одна истребительная бригады. Каждая Армия особого назначения располагала 250 самолетами.

Однако, как показала Финская война 1939-го года, данная структура оказалась малоэффективной. И 5 ноября 1940 года она была заменена на ДБА ГК. Дальнебомбардировочная авиация включала в себя пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк. На вооружении находилось около 1500 самолетов трех типов – ТБ-З (Туполев), ТБ-7 (Петляков-Туполев) и ДБ-З (Ильюшин).

Это были очень серьезные машины, и каждая из них имела свои достоинства. Но лучшим был, несомненно, бомбардировщик ТБ-7, называвшийся также Пе-8, разработанный бригадой Владимира Михайловича Петлякова в ОКБ Туполева. Причем лучший не только в СССР: по многим параметрам эта машина превосходила лучшие иностранные самолеты этого класса.

На высоте четырехмоторный ТБ-7 развивал скорость в 450 км/ч и при этом нес до 5000 кг бомбовой нагрузки. Имел потолок в 9500 метров, недоступный истребителям начала 40-х годов. И при этом обладал вполне эффективным защитным вооружением – двумя 20-мм пушками и четырьмя пулеметами, что позволяло бомбардировщику летать без истребителей прикрытия. Он имел дальность в 3500 км, которую при использовании ПТБ можно было довести до 6000 км.

В общем, ТБ-7 безраздельно господствовал в воздухе. Не случайно в 1942 году Молотов летал на нем в Лондон, не опасаясь ни зенитного огня, ни германских истребителей. 



Советский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 


Этапы большого пути

Тяжелая бомбардировочная авиация неоднократно переименовывалась и переподчинялась. В 1942 году она стала называться Авиацией дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандующего.

К этому моменту на вооружении АДД находились 3000 самолетов. Основу составляли двухмоторные бомбардировщики Ил-4. С 1942 по 1944 год было выпущено более 6 тысяч этих машин. Это была глубокая модернизация ДБ-3, с дальностью полета, возросшей до 3800 км, и потолком, поднятым до 8900 м. Бомбовая нагрузка была вдвое меньше (2500 кг), чем у ТБ-7, но при этом и стоимость производства самолета была значительно ниже. Именно этим объясняется его массовость. И эксплуатация была проще, а в экипаж входили четыре пилота вместо восьми у машины Петлякова.

С 1944 года и по нынешний день дальняя бомбардировочная авиация называется Дальней авиацией и входит в состав ВВС страны.

В послевоенный период в Дальнюю авиацию пришло множество новых бомбардировщиков. Какие-то машины продержались в строю меньше десяти лет, какие-то больше. Но были и знаковые события, на долгие годы оставившие след в истории ВВС. И не только в истории – две машины актуальны и поныне. Выпущены они ОКБ Туполева, которое является законодателем моды в бомбардировочной авиации. И не только в отечественной. 



Советский бомбардировщик 3М


Хороша была машина ОКБ Мясищева 3М, продержавшаяся в строю с 1956 по 1994 год. Этот реактивный бомбардировщик мог поднимать в воздух 18 тонн бомбовой и ракетной нагрузки. И при этом имел дальность, приближавшуюся к 15 тыс. километрам. 

Ну, а Ту-95, который на два года старше бомбардировщика Мясищева, до сих пор находится в строю. Хоть его возраст уже и перевалил за 60-летний рубеж. Правда, самолет постоянно модернизировался, на нем периодически обновлялась авионика и силовая установка. Теперь самолет называется Ту-95С.

А в 1987 году в Дальнюю авиацию пришел уникальный стратегический бомбардировщик Ту-160 (на главном фото), названный «Белым лебедем». Он является самым крупным и самым мощным (100 тс) в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку (45 тонн). При этом у него рекордный потолок (22 тыс. метров), а в скорости он незначительно уступает лишь одному бомбардировщику – В-1А (2230 км/ч против 2300 км/ч). Но при этом следует учитывать, что на вооружении стратегической авиации США находятся лишь 4 бомбардировщика В-1А, а большинство – В-1В, максимальная скорость которого равна 1330 км/ч. Наши ВВС имеют в строю 16 бомбардировщиков Ту-160. 


Стратегический бомбардировщик Ту-95 


Современное состояние

Если сравнивать лишь количественный состав ДА России и США, то мы оказываемся слабее почти в полтора раза: в ВВС России в строю находятся 89 стратегических бомбардировщиков, у ВВС США их 132.

Однако анализ качества бомбардировщиков дает противоположную картину. Почти половину американского стратегического воздушного флота представляют послевоенные перестарки – В-52. Количество наших аналогов - Ту-95 – не достигает 20%. Обе машины на протяжении полувека, разумеется, периодически модернизировались. Но замену В-52 предполагается выпустить не ранее 2040 года. Что же касается Ту-95, то его в середине 20-х годов планируется заменить новой разработкой ОКБ Туполева – ПАК ДА.

Разработка туполевской новинки ведется с соблюдением строжайшей секретности. Известно лишь, что это околозвуковое летающее крыло, выполненное по стелс-технологии и оснащаемое ракетным вооружением нового поколения, которому также предстоит пройти испытания. Оружие для нового бомбардировщика разрабатывает корпорация «Тактическое ракетное вооружение», расположенная в подмосковном Королеве.

Наиболее массовыми (70%) у нас являются сверхзвуковые (более 2М) дальние бомбардировщики Ту-22М. Их «соперник» - В-1В, проигрывает по скорости (1,25М), и в соответствии с СНВ-3 не является носителем ядерного оружия.

Самым «мощным» американским бомбардировщиком считается В-2 Spirit («Дух»), произведенный компанией Northrop. Но в связи с тем, что это очень дорогая «игрушка», его стоимость превышает 2 миллиарда долларов, была построена лишь 21 машина. За 20 лет эксплуатации два бомбардировщика были утрачены. Оценивая этот околозвуковой бомбардировщик, следует учитывать, что его главное достоинство заключается в малозаметности. Также он имеет хорошую ракетно-бомбовую нагрузку, достигающую 27 тонн. Но это чуть ли ни в два раза меньше, чем у Ту-160 (45 тонн). И по всем остальным характеристикам, за исключением малозаметности, Ту на голову выше американского «Спирита».

Сравнение российской и американской ДА было бы неполным без учета вооружения стратегических бомбардировщиков. Самое современное оружие нашей ДА – крылатая ракета Х-102 с ядерной боеголовкой, имеющая низкую видимость (ЭПР – 0,01 кв.м.). Ее дальность составляет 5500 км.

Американская AMG-129ACM имеет такую же ЭПР, но при этом меньшую дальность – 3700 км. Также отклонение от цели у нее больше, чем в 3 раза – 30-90 м против 10 м у Х-102.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».