12.01.2015, 11:15
Что задумал Барак Обама?
Что задумал Барак Обама?Международная военная политика
18 февраля Барак Обама собирает в Вашингтоне глобальный саммит по противодействию радикализму. Эффективность данного мероприятия во многом будет зависеть от того, каков будет состав его участников.

В том, что встреча назрела, ни у кого нет никаких сомнений. Мировая система безопасности разбалансирована, и с каждым годом ситуация лишь ухудшается. В Восточной Азии всем хватало конфликта вокруг КНДР, и сейчас к нему прибавилась агрессивная китайская политика в Южно- и Восточно-Китайском море, а также шаги Японии по собственному усилению и созданию антикитайского блока (т.н. «Доктрина Абэ»). В Южной и Центральной Азии никто так и не понял что делать с Пакистаном - как не допустить коллапса этого 180-миллионого государства, обладающего ядерным оружием и значительным числом радикальной мусульманской молодежи.

Также непонятно, каким образом бороться с афганским наркотрафиком и не допустить экспорта исламского радикализма из Афганистана в крайне уязвимые для этой идеологии страны Средней Азии. На Ближнем Востоке целая россыпь проблем - «Исламское государство», стремление Ирана к доминированию в регионе, потенциальный внутренний конфликт в среде саудовской элиты, арабо-израильский конфликт. В Европе все зациклены на украинском кризисе и российско-европейских отношениях, но январские теракты в Париже заставили некоторых политиков Евросоюза проснуться и хотя бы обозначить стратегические угрозы Европе, исходящие из радикализации части ее населения. Африка за исключением некоторых стран до сих пор так и не смогла выработать приемлемую модель государственного развития, посему ее население страдает от голода и гражданских войн. В Южной и Центральной Америке ситуация получше однако до статуса нормальных, адекватных и успешно развивающихся стран тамошним государственным проектам тоже далеко.

Соединенные Штаты, взявшие на себя роль мирового полицейского, уже неспособны разруливать или по крайней мере демпфировать все эти угрозы мировой стабильности. У них для этого нет ни экономических возможностей, ни воли, ни тем более мирового авторитета (внешнюю политику Обамы за последние 6 лет можно считать провальной, и единственным светлым пятном в этом вопросе стало начало нормализации отношений с Кубой). И сейчас, созывая конференцию, американский президент просит помощи у других стран8, надеется сколотить коалицию для совместного решения наиболее острых вопросов. Прежде всего разобраться, какими методами и инструментами нужно бороться с исламским радикализмом, который уже вышел за пределы региона Ближнего Востока и, судя по парижским терактам, успешно осваивает новые территории.

Конечно, для обсуждения такого рода вопросов уже есть универсальная площадка - Совет Безопасности ООН. Поэтому, на первый взгляд, шаг Обамы является скорее деструктивным для системы мировой безопасности - создание американским президентом альтернативной площадки является ничем иным как очередным ударом по легитимности международного института, лежащего в основе всей системы мировой стабильности. Однако, с другой стороны, Обама поступает правильно. На сегодняшний день Совет Безопасности ООН стал нерепрезентативным для решения такого рода вопросов. В нем не представлен ряд государств, определяющих политику в своих регионах или имеющих влияние на ряд стран третьего мира. В частности, речь о Японии, Южной Корее, Индии, Пакистане, Иране, Саудовской Аравии, Турции, Израиле, Южной Африке, Германии, Италии, Бразилии, Канаде. Учитывая перечень существующих угроз, миру действительно нужно не очередное заседание Совбеза, а новая Ялтинско-Подсдамская конференция.

Вот только непонятно, собирается ли Обама созывать такого рода глобальную конференцию, или же ограничится обсуждением вопроса лишь в тесном кругу единомышленников. Судя по анонсу этой встречи, сделанному во французской столице, президент склоняется именно ко второму варианту. «Мы соберем всех наших союзников и обсудим как бороться с жестоким экстремизмом, проявляющим себя по всему миру», - обозначил формат встречи генеральный прокурор США Эрик Холдер.

С союзниками, конечно, общую стратегию борьбы обсуждать проще и быстрее. Все понимают всех с полуслова, интересы в целом схожи, необходимая атмосфера доверия присутствует. К тому же США и их союзники имеют ряд уже выстроенных структур для проведения совместной борьбы (прежде всего речь, конечно, о НАТО). Однако легкость достижения соглашения нивелируется проблемами с его имплементацией и низкой эффективностью. Успешно бороться с радикализмом без России (имеющей серьезное влияние и интересы в странах Средней Азии), Ирана (рассматривающего ИГ как экзистенциального противника, а суннитские террористические организации и «зеленый интернационал» в целом как враждебные элементы), а также отчасти Китая (заинтересованного в борьбе с исламскими радикалами в Пакистане и Афганистане для защиты своего Синьцзян-Уйгурского Автономного округа) невозможно.

Не исключено, конечно, что Вашингтон захочет подключить Москву и Тегеран к совместной борьбе постфактум, предложив им поучаствовать в кампании в рамках оговоренной с союзниками правил игры. Однако попытки определить стратегию по борьбе с исламскими фундаменталистами без участия Москвы, Тегерана и Пекина вызовут у этих стран опасение относительно того, что борьба с экстремизмом будет вестись за счет их интересов. И, возможно, они попытаются создать альтернативные институты для совместной борьбы, тем самым раскалывая фронт борьбы с экстремизмом. Аналогичная ситуация возможна и в других сферах поддержания глобального режима безопасности (например, в вопросе контроля за вооружениями или недопущения распространения ядерного оружия). Более того, возможны и более радикальные шаги со стороны «обделенных» - все помнят чем закончилось исключение из Версальско-Вашингтонской системы Германии и Советского Союза, а также отказ учитывать интересы Японии.

Таким образом, если Вашингтон действительно хочет снизить уровень конфликтности в мировой политике и выработать глобальную стратегию противодействия ключевым угрозам, делать это нужно сообща. И не отказываться от диалога с заинтересованными в коллективной борьбе странами только из-за личной неприязни к ним, а наоборот использовать этот диалог для решения различных задач, в том числе и не связанных напрямую с обсуждаемой темой. В конце концов, совместная работа по реализации совместных интересов является лучшим способом перейти от эмоций к прагматике, наладить рабочие отношения и создать атмосферу доверия.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.