10.10.2014, 17:12
Центр дальней космической связи в Евпатории переоборудуют
Центр дальней космической связи в Евпатории переоборудуютМеждународная военная политика
Центр дальней космической связи (ЦДКС) в Евпатории будет переоборудован и уже в декабре этого года вновь начнет управлять космическими кораблями РФ. Полковник космических войск в отставке Сергей Кутнев рассказал, чем уникальна евпаторийская станция и с чего начиналось ее создание.

Есть сигнал

С советских времен в Севастополе находится радиолокационная станция (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении "Днепр" и пункт управления космическими аппаратами. А под Евпаторией базировался центр дальней космической связи. Доставшиеся Украине в наследство от СССР, эти объекты не эксплуатировались. РЛС долгое время арендовало российское минобороны. Но когда Киев потребовал за использование станции непомерную плату, договор аренды в Москве решили не продлевать. Тем более, что к тому времени на южном стратегическом направлении, которое прикрывал украинский радар, под Армавиром встала на боевое дежурство РЛС высокой заводской готовности "Воронеж". Что же касается евпаторийского центра, то и ему нашлась замена на территории РФ. Теперь, после возвращения Крыма в состав России, оба объекта обретают вторую жизнь.

С 1 декабря 2014 года комплекс в Евпатории получит статус главного центра испытаний и управления космическими средствами и войдет в состав Главного испытательного космического центра имени Титова в подмосковном Краснознаменске. ЦДКС начнет управлять космическими аппаратами российской орбитальной группировки и подключится к системе контроля космического пространства.

Как сообщил заместитель командующего воздушно-космическими войсками РФ Анатолий Нестечук, 1 февраля 2015 года с территории Евпатории в космос будет отправлен первый сигнал управления одним из космических аппаратов, и боевой расчет приступит к реальному выполнению боевых задач. ЦДКС перейдет на новые образцы вооружения. В частности, уже 1 ноября поступит первая командно-измерительная система.

Сверхсекретные тарелки

В конце 1950-х в СССР кипела работа по созданию межпланетных станций для исследования Марса и Венеры. Требовались не только космические аппараты, но и эффективная система управления и контроля с земли. В 1959 году Никита Хрущев поставил задачу Сергею Королеву: "Как бы там ни было, но ты в течение года обязан построить центр космической связи (объект "МВ": "М" - Марс, "В" - Венера)". В декабре этого же года ЦК КПСС и советское правительство решили создать в Евпатории Центр дальней космической связи (ЦДКС).

Сегодня "тарелки" ЦДКС на берегу моря никого не удивляют, а когда-то он был сверхсекретным объектом. Да и сейчас многие местные жители по-прежнему думают, что антенны центра разгоняют тучи и именно благодаря этому в Евпатории так редко бывает дождь и облака. На самом же деле все наоборот: создателям ЦДКС пришлось хорошо потрудиться, чтоб найти уникальную точку, где 250 дней в году сияет солнце. Именно этот погодный феномен, а также близость к морю определили место строительства уникального объекта.

Три антенны ЦДКС сотрудники центра до сих пор называют "королевскими". Их построили быстрее, чем велел Хрущев, и в то время подобных радиотелескопов не было нигде в мире. Стройка велась в режиме полной секретности, но за ней сразу же стали пристально следить американцы со своих спутников-шпионов.

- Поначалу не могли понять, что это за грандиозное строительство. Затем по диаметру антенн, коммуникационным сетям и прочим "приметам" определили, что это объект космической инфраструктуры, а не морского ведомства. Авиации такие антенны не нужны, и в ПВО другие применяются, - рассказывает полковник космических войск в отставке Сергей Александрович Кутнев. После окончания Харьковского высшего командного училища ракетных войск стратегического назначения он 20 лет прослужил в ЦДКС на различных должностях.

Ветераны, работавшие в те годы в центре, сейчас с удовольствием рассказывают реальные шпионские истории, по которым можно снимать блокбастеры. Например, поздней весной 1979 года дежуривший на КПП прапорщик захотел искупаться и оставил на посту вместо себя солдата. Море всего в сотне метров от центра. И там офицер заметил мужчину в очках, который в плавках лежал на берегу и читал газетку. Прапорщик искупался, вышел на берег. Незнакомец попросил его присмотреть за вещами и тоже пошел купаться в море.

- Он отплыл от берега, помахал прапорщику рукой, нырнул, и... с концами, - рассказывает Сергей Кутнев. - Не кричал, пузыри не пускал, не тонул. Ситуация была явно нестандартная. По спецвязи я рассказал пограничникам о ЧП. Погранцы вышли на сторожевом катере в море и запеленговали подлодку, которая быстро уходила в нейтральные воды. Догнать ее не успели. А потом в том месте, куда чисто случайно поплыл прапорщик, на морском дне обнаружили отпечаток торпеды, акваланг, маску, трубку и ласты. Очевидно, шпион испугался, что прапорщик все это обнаружит, и решил скрыться. Надел дыхательный аппарат и поплыл к подводной лодке.

"Глаза" Олимпиады

- Всю информацию с космических аппаратов, которую принимали на Байконуре, в Улан-Удэ, на Камчатке с кораблей, стоявших у берегов Кубы, в режиме онлайн передавали на аппаратуру ЦДКС, - рассказывает Сергей Кутнев. - Потом по телевизионным каналам связи мы перегоняли ее на Шаболовку, а оттуда ее уже распределяли по назначению. Поначалу это был не телевизионный сигнал, а только телеметрия. А когда появилось бортовое телевидение, картинка тоже сначала передавалась в наш центр и лишь потом в Москву на Шаболовку.

- В начальной заставке программы "Время" до 1975 года показывали большие антенны нашего центра, - уточняет Сергей Кутнев. - С Олимпиады-80 вся картинка уходила за рубеж тоже через Евпаторию, на космические линии связи. Тогда в центре для приемно-передающего пункта спутниковой связи построили специальное здание. Такое же оборудование установили в Москве. Весь мир смотрел Олимпиаду-80 через Евпаторию.

Настроиться на волну

На вооружении ЦДКС есть огромный уникальный радиоастрономический телескоп РТ-70, который при своей способности работать в любую погоду, в разных диапазонах радиоволн и остроте "зрения", до сих пор не имеет равных в мире. Однако в постсоветское время раритетное оборудование практически не использовалось. Поэтому сейчас его состояние оставляет желать лучшего.

- Мы уже приступили к оснащению этого объекта новыми командно-измерительными системами управления космическими аппаратами и комплексами системы контроля космического пространства, - сообщил командующий Войсками воздушно-космической обороны Александр Головко. - Завершить программу переоснащения центра современным оборудованием планируется в 2016 году. За это время там будет введено в эксплуатацию около 20 систем и комплексов нового поколения.

Через год с небольшим к несению боевого дежурства в рамках национальной системы предупреждения ракетного нападения подключится и РЛС "Днепр" в Севастополе. Но прежде РЛС ждет серьезное обновление. На объекте смонтируют новое оборудование, проведут модернизацию вычислительного комплекса, инженерных, технических и технологических систем. А уже с 1 декабря нынешнего года будет введен в строй севастопольский пункт управления орбитальной группировкой.

По мнению полковника Сергея Кутнева, теперь у евпаторийского центра "откроется второе космическое дыхание". Ведь мощность некоторых передающих космических средств ЦДКС такова, что при работе с самыми дальними объектами не используется даже половина их возможностей - радиолуч способен пробиваться далеко за пределы нашей Солнечной системы.

В то же время приемная часть антенной системы, установленной в ЦДКС, способна уловить энергию, эквивалентную горению спички, если последнюю возможно было бы зажечь на Луне.

Справка

В СССР было более 20 наземных центров космической связи. Плюс корабли, которые обеспечивали связь с космическими аппаратами. Но евпаторийский центр - особенный. Первые 20 лет космической эры управление полетами практически всех советских аппаратов осуществлялось из Евпатории. Так, 12 апреля 1961 года специалисты центра обеспечивали ультракоротковолновую связь с Юрием Гагариным, а в следующие годы участвовали в управлении всеми пилотируемыми и транспортными кораблями ("Восток", "Восход", "Союз", "Союз-Аполлон", "Салют", "Мир", "Прогресс", "Энергия-Буран"), собирали и обрабатывали информацию с космических научных лабораторий серии "Луна" и "Луноход". Заслуги ЦДКС принесли славу Крыму и Евпатории. В частности, один из кратеров на поверхности Марса назван "Евпатория".

Категория: В России