25.12.2014, 12:16
«Буран»: гигант, родившийся не в свое время
«Буран»: гигант, родившийся не в свое времяМеждународная военная политика
По каким траекториям двигались разработки американского и советского «челноков».

25 декабря 1909 года родился генеральный конструктор многоразового космического корабля «Буран» Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Начинал он как двигателист, создав первую в стране форсажную камеру для турбореактивных двигателей. Впоследствии конструировал на ОКБ Микаяна реактивные истребители и бомбардировщики. «Буран» стал вершиной его творческой карьеры.


Непростой старт столбового дворянина

Г.Е.Лозино-Лозинский (1909 – 2010), сын столбового дворянина, начал восхождение по социальной лестнице буквально с нуля. Вначале окончил трудовую школу, куда был принят сразу в седьмой класс. Продолжил обучение в профтехшколе, где получил профессию слесаря. А в 1926 году, когда с поражением дворянства в правах стало помягче, Глеб Евгеньевич поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт. После его окончания два года проработал инженером на турбогенераторном заводе.

С 1932 года, когда Лозино-Лозинский перешел в Харьковский авиационный институт, вся его последующая жизнь была связана с авиастроением. Причем, с реактивным – он первым в стране создал форсажную камеру для турбореактивных двигателей.

С 1941 года работая в ОКБ Микояна, принимал непосредственное участие в создании реактивных МиГов – от МиГ-9 до МиГ-31.

Параллельно с конструированием истребителей Глеб Евгеньевич занимался и космической тематикой. В 1966 он стал главным конструктором проекта «Спираль», предполагавшего создание многоразового космического корабля с воздушным стартом. А затем, по прихоти министра обороны А.А.Гречко, занялся новым проектом, создав в конечном итоге легендарный советский «челнок» «Буран».


Наш ответ «Боингу»

Любопытно, что и американский, и советский челноки создавались в «два прыжка». Причем лидерами выступали американские конструкторы, советские реализовывали введенный в употребление Лениным в конце 1917 года принцип «догнать и перегнать Америку».

В 1957 году по заданию Министерства обороны США компания «Боинг» начала разработку пилотируемого ракетоплана Х-20 с функциями орбитального бомбардировщика, разведчика, истребителя спутников. Его вывод на орбиту должен был осуществляться ракетой «Титан», а приземление планировалось в самолетном режиме.

Проект к началу 60-х продвинулся настолько, что был создан отряд астронавтов, в который входил и Нил Армстронг, начинавших тренироваться на прототипах. Первый суборбитальный полет был запланирован на 1966 год, многовитковый – на 1969 год. Однако в 1963 году проект был закрыт по распоряжению госсекретаря по национальной безопасности Роберта Макнамары. Что стало серьезной стратегической ошибкой, впоследствии исправленной в проекте «Спейс шаттл».

Наш проект «Спираль» подхватил идею создания космического ударного ракетоплана Х-20, когда американцы от него уже отказались. Его отличие от американского заключалось в многократности использования не только космического аппарата, но и разгонщика. В качестве него планировалось создать гиперзвуковой самолет со скоростью 6М. 


    


На уровне эскизного проекта гиперзвуковой разгонщик вырисовывался вполне реальной машиной, создание которой авиапром вполне мог потянуть. На конгрессе Международной авиационной федерации в 1989 году, где был представлен этот проект, он получил самые высокие оценки специалистов. Однако из-за дороговизны решили воспользоваться более простым и менее скоростным разгонщиком – ракетоносцем Т-4 «Сотка», который начал разрабатываться в ОКБ Сухого в 1966 году. Этот самолет, имея очень солидную полезную нагрузку, должен был разгоняться до 3200 км/ч. Однако проект был закрыт в силу как объективных, так и субъективных – бюрократических – обстоятельств.


История развивается по спирали

Что же касается непосредственно ракетоплана, то проектировалось несколько его вариантов:

- для доставления грузов на орбиту;

- для фото- и радиоразведки;

- для нанесения ударов по авианосцам;

- для перехвата и уничтожения космических объектов.

На ОКБ Микояна был изготовлен дозвуковой прототип МиГ-105.11. В 1975 году начались его летные испытания, в которых принимали участие 5 летчиков-испытателей «с космическим уклоном». В связи с тем, что проект по созданию ракетоносца Т-4 был закрыт, грядущие запуски миговского ракетоплана планировались с ракетой Р-7 в качестве разгонной. Испытательные полеты МиГ-105.11 выполнялись с подвески на стратегическом бомбардировщике Ту-95.

Этим пилотируемым полетам предшествовали беспилотные. В них участвовали макеты в масштабе 1:3 получившие название БОР-1, БОР-2, БОР-3. БОР-1, у которого отсутствовала теплозащита, в 1969 году сгорел при входе в плотные слои атмосферы. 2-ой и 3-ий БОРы летали до 1974 года. При этом отрабатывалась лишь аэродинамическая схема и система управления полетом, а посадка выполнялась при помощи парашюта.

Ракетоплан «Спираль» имел стреловидное крыло и был оснащен ЖРД орбитального маневрирования и двумя аварийными тормозными ЖРД. В силовую установку также входили 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации. Дозвуковой полет обеспечивал ТРД, работающий на керосине.

В процессе реализации проекта «Спираль» была проделана большая работа по созданию эффективной теплозащиты корабля, который в процессе полета нагревался до 1600 градусов. Были испытаны и пластины из ниобиевого сплава с покрытием на основе молибдена, и пенокерамика, и кварцевые плитки. Эти разработки впоследствии были применены на корабле «Буран».


Эволюция американских чертежей в условиях российской специфики

В 1975 году по линии ГРУ были получены чертежи и фотографии создававшегося в США космического челнока. В результате экспертизы этих данных на наличие военной составляющей проекта было установлено, что будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства».

На НПО «Энергия» начали немедленно разрабатывать симметричный ответ – советский многоразовый корабль «Буран». А поскольку, начиная с середины 70-х годов, в стране была принята весьма порочная стратегия копирования лучших зарубежных образцов, разработчикам было предписано не отклоняться от полученных чертежей американского корабля. И при этом проект «Спираль» был закрыт с таким комментарием маршала А.А.Гречко: «Фантазиями заниматься мы не будем!». Хоть до построения и испытаний реального сверхзвукового прототипа оставалось совсем немного. 


    


Для создания «Бурана» коллектив «Спирали» во главе с Лозино-Лозинским был переведен из ОКБ Микояна в НПО «Молния».

Однако довольно скоро генеральный конструктор отступил от эскизного проекта, сделанного на НПО «Энергия». И это было неизбежное решение. У «Бурана», в отличие от «Шаттла», отсутствуют твердотопливные ускорители. Что было предопределено недостаточным освоением нашей промышленностью данного типа двигателей сверхбольшой мощности. Привнесли в «самобытность конструкции» свои требования и климатические отличия между суровым Казахстаном и ласковой Флоридой. Также при старте с большего удаления от экватора требуется большая мощность двигателей. В связи с этим вместо двух американских твердотопливных ускорителей с тягой каждого по 1280 тс на ракете «Энергия» были установлены четыре ЖРД РД-170 по 740 тс тяги каждый.

Американские ускорители после отработки отстыковывались и на парашютах опускались в океан. После чего их перезаправляли и вновь использовали. Для разгонных двигателей системы «Энергия»-«Буран» это было невозможно, поскольку нельзя было обеспечить их достаточно мягкую посадку в условиях казахской степи.

Лозино-Лозинский вспоминал впоследствии, что по мере продвижения разработки количество «неукоснительных распоряжений», спускавшихся сверху, сокращалось. Вскоре от него требовали лишь ни в коем случае не уступить американцам в объеме кабины и забрасываемому на орбиту полезному весу. Что было соблюдено. Вес полезного груза «Шаттла» - 29,5 тонн, «Бурана» - 30 тонн. Если же рассматривать многоразовую космическую систему «Энергия»-«Буран» как единое целое, то выводимый груз можно оценивать как 100 тонн. Потому что ракета может забрасывать на орбиту не только ракетоплан, но и другие космические аппараты именно такого веса.

Глеб Евгеньевич использовал при создании «Бурана» полезные наработки, полученные в ходе работ по «Спирали». В частности, экипаж корабля получил возможность катапультироваться вместе с кабиной в экстренных ситуациях. Еще одно полезнейшее достижение заключалось в том, что советский корабль мог совершать несколько попыток захода на ВПП при посадке. «Шаттлы» такой возможности лишены.

Свой первый и последний полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, стартовав с космодрома «Байконур» с помощью ракеты «Энергия». Несмотря на то, что полностью был готов уже второй корабль («Буря») и наполовину третий («Байкал»), программа вскоре была свернута по причине отсутствия финансирования.

Технические характеристики многоразовых космических кораблей «Буран» и «Шаттл» (без ускорителей):

Длина: 36,37 м – 37,19 м
Размах крыла: 23,92 м – 23,77 м
Длина отсека полезного груза: 18,55 м – 18,3 м
Диаметр отсека полезного груза: 4,7 м – 4,6 м

Сухой вес: 62 т – 68 т
Максимальная стартовая масса: 105 т – 101 т
Максимальный полезный груз: 30 т – 29,5 т
Максимальная посадочная масса: 87 т – 86 т
Максимальная масса возвращаемого груза: 20 т – н/д

Посадочная скорость: 312 км/ч – 340 км/ч
Максимальная продолжительность полета: 30 суток – 17 суток

Двигатели орбитального маневрирования: 2х90 кН – 2х124 кН
Управляющие двигатели: 38х4 кН – 38х3,8 кН
Двигатели точной ориентации: 8х200 Н – 6х108 Н.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  01.12.2016
Польша намерена приобрести у Соединенных Штатов партию высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» JASSM-ER для оснащения своей боевой авиации. Сделка, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на польское агентство РАР, оценивается в 200 млн. долларов, и американский Госдеп ее уже одобрил. Слово — за конгрессменами, которые должны высказаться на этот счет до конца года. Впрочем, польские эксперты не сомневаются, что в данном вопросе Конгресс США поддержит своего партнера по НАТО. Чтобы Польша, как говорят в Варшаве, «могла защититься от российских агрессивных действий на Балтике».
Мировой ВПК  30.11.2016
Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил РИА «Новости» о начале разработки новой системы ПВО средней дальности. Для многих это известие оказалось неожиданным. Потому что принятый на вооружение в этом году ЗРК «Бук-М3» полностью удовлетворяет требованиям современного ведения войны. И будет таковыми еще лет 10. А при условии периодической модернизации комплекса жизненный цикл может увеличиться еще минимум лет на 10. Причем эта разработка НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова (НИИП), входящего в концерн, опередила американский ЗРК «Патриот» минимум на два десятилетия.
Мировой ВПК  28.11.2016
Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы — они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.
Мировой ВПК  28.11.2016
Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет - но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.