11.02.2016, 18:55
Бомбардировщик Ту-160 может преобразиться в истребитель
Бомбардировщик Ту-160 может преобразиться в истребительМеждународная военная политика
Минобороны приняло решение возобновить производство бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь» в модернизированном варианте. Отражает ли это решение неспособность России создать современный бомбардировщик «с чистого листа» – или же машина, разработанная почти 40 лет назад, действительно способна решать боевые задачи будущего?

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов назвал Ту-160М2 «принципиально новым самолетом». Конечно, охарактеризовать так машину, которая была разработана еще в 1970-е годы, а свой первый полет совершила 34 года назад, можно лишь с определенной натяжкой. Одного из главных качеств современного бомбардировщика - радиолокационную малозаметность, она по определению приобрести не может, ибо в основе своей является той же платформой, которая состоит на вооружении советских ироссийских ВВС уже почти 30 лет. Но, как мы знаем по опыту эксплуатации американского В-52 и российского Ту-95 (оба служат уже 60 лет и речь об их списании пока не идет), хорошая, пусть и старая платформа может быть носителем современного «умного» оружия.

Борисов также сказал, что Ту-160М2 будет в «2,5 раза превосходить по эффективности предшественника». Какие либо детали этой «повышенной эффективности» оглашены не были, что вполне естественно: особенности обновленного стратегического ракетоносца -это тайна за семью печатями. Поэтому попробуем предположить, в чем будет состоять новизна Ту-160М2, исходя из тех задач, которые в обозримом будущем ему придется решать.
Есть над чем работать

Вряд ли планируемые новшества призваны повысить возможности машины как бомбардировщика прорыва ПВО, то есть, такого, которому придется решать задачи в воздушном пространстве потенциального противника. Отсутствие радиолокационной малозаметности сделает его легкой мишенью для систем ПВО стран-членов НАТО, а если речь идет о бомбежке целей типа ИГИЛ, то здесь такого рода малозаметность и не нужна.

К слову сказать, современные технологии «стелс», которые используются на американских самолетах: бомбардировщике В-2, а также истребителях F-22 и F-35, способны «обмануть» системы обнаружения воздушных целей, находящиеся по своему техническому совершенству лишь где-то на уровне 1980-х-1990-х годов. Поэтому наиболее эффективно эти машины могут использовать свои качества «стелс» только в конфликтах с такими странами как Иран, Северная Корея и, возможно, Китай.

Таким образом, если говорить об усилении возможностей Ту-160 именно как стратегического бомбардировщика, то логично предположить размещение на его борту более «умного» и неуязвимого ракетного оружия, способного поражать цели с большей дистанции, за пределами действия средств ПВО стран, входящих в североатлантический альянс.

Однако, как свидетельствует опыт локальных войн за последние полвека, стратегические бомбардировщики могут очень хорошо справляться и с решением тактических задач. Это продемонстрировали в ходе конфликтов в Индокитае и на Ближнем Востоке американские В-52 и ближайший старший «родственник» Ту-160 – бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла В-1, который, согласно американскому интернет-ресурсу Stars and Stripes, показал в Афганистане и Ираке свои «великолепные качества, как самолет непосредственной поддержки сухопутных сил».

Как известно, «Белый лебедь» используется в ходе боевых действий в Сирии. По распространяемым в СМИ данным министерства обороны РФ, удары наносились крылатыми ракетами. Однако применение этих боевых средств против таких целей как ИГИЛ может порой попадать под известную формулу «из пушки по воробьям». Американский В-1, например, используется как классический «бомбовоз», бросающий сверху свободнопадающие (пусть и оснащенные приемниками GPS для более точного попадания) бомбы. Поэтому возможно, что у Ту-160М2 будут усилены качества традиционного, неядерного бомбардировщика, которые одновременно позволят ему, как и В-1, выступать в качестве самолета непосредственной поддержки сухопутных сил. 

Ту-160 стали более активно использоваться в осуществлении воздушного патрулирования вдоль границ стран-членов НАТО, включая США. Однако решение этой задачи связано с определенными сложностями. По словам бывшего главкома ВВС Петра Дейнекина, «лететь до США десять часов, но даже с двумя дозаправками в воздухе машина может всего полтора часа находиться в непосредственной близости от побережья Америки». Поэтому от Ту-160М2 можно ожидать увеличение продолжительности и дальности полета.

Вероятно, будут усилены разведывательные функции Ту-160. Об этом говорят планы установки на нем нового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Наконец, «Белому лебедю» нужно будет защищаться от истребителей, что невозможно без их своевременного обнаружения. Видимо, эта задача также будет решена с помощью нового БРЭО.


Истребительный бомбовоз

Размеры, мощь, грузоподъемность, скорость и высота полета современных бомбардировщиков позволяют решать, на первый взгляд, совершенно несвойственные им задачи. Например, выступать в роли истребителей. Эту функцию бомбардировщики примерили на себя еще в годы Второй мировой войны. В СССР имелся тяжелый истребитель Пе-3 - модификация знаменитого пикировщика Пе-2, а в Германии по ночам в воздух поднимались истребители, сделанные на основе средних бомбардировщиков Ju-88 и Do-217. После окончания войны бомбардировщикам в роли истребителей выступать больше не приходилось. И трудно представить, что в нынешние времена, когда многоцелевые, дальние и тяжелые истребители состоят на вооружении многих стран мира, бомбардировщикам вновь придется взять на себя непривычную функцию уничтожать воздушные цели.

Меж тем, по мнению Пентагона, у Соединенных Штатов не хватает сотен истребителей, чтобы решать те военные задачи, которые стоят в настоящее время перед армией. И ситуация не становится легче. Согласно интернет-ресурсу Defensenews.com, пару дней назад командование ВВС приняло решение отложить покупку 45 истребителей F-35 на пять лет, чтобы иметь средства на закупки другой техники.

Пентагон предложил неожиданный выход из положения в виде «самолета-арсенала». Этот проект, согласно интернет-ресурсу Thedailybeast.com, был озвучен 2 февраля министром обороны США Эштоном Картером. Заключается он в следующем. В зону непосредственного соприкосновения с истребителями противника входят истребители F-35 и F-22. Чтобы не нарушить свои свойства «стелс», они вынуждены отказаться от несения ракет «воздух-воздух» на внешних подвесках, разместив их только внутри фюзеляжей, что серьезно ограничивает их боезапас. Таким образом, проблема нехватки истребителей отягощается еще и их недостаточным вооружением. Но сзади на безопасном расстоянии идут тяжелые бомбардировщики, груженные сотнями ракет воздух-воздух. Истребители находят цели, закладывают их в «память» данных ракет, а затем с помощью радиосигналов осуществляют их пуски с этих «самолетов-арсеналов». Вся разница лишь в том, что ракеты отправляются в полет с бортов не истребителей, а бомбардировщиков. 

По словам представителя Пентагона, сказанным им в интервью интернет-ресурсу Aviationweek.com, в качестве таких «самолетов-арсеналов» рассматриваются В-52 и В-1. Любопытно, что и создатели «Белого лебедя» не исключали возможность использовать его в качестве тяжелого истребителя сопровождения, вооруженного ракетами «воздух-воздух» большого и среднего радиуса действия. Модификация получила название Ту-160П.

У платформы Ту-160, как уже отмечалось, отсутствует только одно немаловажное в современных боевых условиях качество - «стелс», радиолокационная невидимость. Однако если исключить его использование в качестве бомбардировщика прорыва ПВО стран-членов НАТО, то платформа эта по таким показателям как скорость, дальность и высота полета, а также грузоподъемность, обладает возможностью для установки на ней модифицированного оборудования и вооружения для решения самых разных современных тактических и стратегических задач.

Категория: Мировой ВПК


Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Высотный уничтожитель: комплекс С-300В4 получил новую ракетуМеждународная военная политика
Мировой ВПК  19.05.2016
Новую ракету получила российская зенитная ракетная система С-300В4. Теперь, как заявляют разработчики, система может уничтожать цели на расстоянии до 400 километров. «То есть самолеты дальнего радиолокационного дозора и управления, в том числе и AWACS, теперь не смогут безнаказанно войти в 400-километровую зону», – заявил генеральный конструктор концерна «Алмаз-Антей» Павел Созинов агентству ТАСС.
Есть ли будущее у штурмовиков?Международная военная политика
Мировой ВПК  18.05.2016
В представлении штурмовики не нуждаются. Это относительно простые и дешевые машины, которые могут работать по наземным целям и имеют хорошую живучесть. Штурмовик не самый распространенный тип боевых самолетов, но некоторые из них оказали гигантское значение на ход мировой истории. Взять, к примеру, советский штурмовик эпохи Второй мировой Ил-2. Эта машина вообще стала самым массовым боевым самолетом всех времен и народов. Всего было выпущено 36 тыс. Ил-2.
Вьетнам пригласил Россию вернуться в КамраньМеждународная военная политика
Мировой ВПК  18.05.2016
Вьетнам не против возвращения России на военную базу в Камрани, но это сотрудничество не должно быть направлено против третьих стран, заявил 17 мая посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон. — Политика Вьетнама заключается в том, чтобы не вступать в военные союзы или союзничать с одним государством против другого. В этом контексте реализация портов Камрани для многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов и развитии военной техники для обеспечения мира и стабильности в регионе является подходящим направлением, — отметил дипломат.
Этот «Баргузин» легко дойдет до ВашингтонаМеждународная военная политика
Мировой ВПК  18.05.2016
Генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов сообщает о том, что бросковые испытания боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» предполагается провести в четвертом квартале этого года. По их результатам будет принято решение о переходе к этапу развертывания полномасштабных работ по комплексу, включая передачу технологии заводу-изготовителю. Поступление первых «Баргузинов» в части РВСН ожидается в 2019 или в 2020 году.


Турция требует ответа за сбитый истребитель и смерть ЭрдоганаМеждународная военная политика
Конфликты  18.05.2016
Прокуратура Турции вспомнила об инциденте 20-летней давности и потребовала двух пожизненных сроков для греческого летчика Таноса Гриваса, которого подозревают в уничтожении в 1996 году турецкого F-16 над Эгейским морем. Тогда погиб турецкий пилот Наиль Эрдоган. Анкара рассчитывает, что Афины выдадут своего летчика после заочного суда в Турции. Турецкая прокуратура потребовала двух пожизненных сроков для греческого пилота Таноса Гриваса, которого она обвиняет в том, что тот в 1996 году сбил турецкий истребитель F-16 в небе над Эгейским морем. По информации ТАСС, Анкара рассчитывает на арест Гриваса греческими властями. В частности, на основании договора о сотрудничестве в юридических вопросах.
Россию нагло используют в межсирийских разборкахМеждународная военная политика
Конфликты  17.05.2016
Выходящая в Лондоне газета «Аш-Шарк аль-Аусат» не без оснований выразила сомнение в официальной версии ливанской «Хезболлы», согласно которой глава ее спецслужб Мустафа Бадр ад-Дин 13 мая стал жертвой артиллерийского обстрела сирийской оппозиции в районе международного аэропорта Дамаска. Издание отмечает, что противники режима Башара Асада, передовые позиции которых находились в 12 километрах от места взрыва, не могли нанести настолько точный артиллерийский удар. Секретная информация о точном местонахождении Бадр ад-Дина так же не могла дойти до повстанцев.
Зачем незадолго до войны «Юнкерс-52» прилетел в Москву?Международная военная политика
Конфликты  15.05.2016
С запада доносятся тревожные слухи — Германия концентрирует несметную серо-зеленую армейскую массу у советских границ. Отовсюду доносится рев танков и бронемашин. Немецкие самолеты то и дело вторгаются в воздушное пространство Советского Союза. Они облетают близлежащие районы и возвращаются обратно. К этому уже привыкли военные. И вдруг…