02.12.2015, 11:26
Боевые возможности «соколов Эрдогана»
Боевые возможности «соколов Эрдогана»Международная военная политика
Есть ли шансы у турецких пилотов победить в честном бою?

Если применять к ВВС Турции количественные критерии, то они обладают изрядной мощью. Число военнослужащих превышает 60 тысяч. На 34 аэродромах базируется более 400 самолетов. В структуре ВВС присутствуют все виды военной авиации, кроме Дальней. Есть истребительная авиация, штурмовая, бомбардировочная, транспортная, вспомогательная. Неслучайно ВВС Турции считаются одними из самых дееспособных в ряду европейских членов НАТО.

Что касается подготовки пилотов, то у командования ВВС к ним нет никаких претензий. Страна располагает большим парком учебных самолетов, их чуть ли ни 20% от общего числа летной техники. Пилоты проходят прекрасную подготовку и впоследствии значительное время тратят на тренировки. При этом приходится им периодически и повоевать совместно с натовскими коллегами.

Но вот с парком самолетов у Турции с середины прошлого века существовали серьезные проблемы. Законодатель авиационной моды — США, самые современные, а потому и необычайно дорогие самолеты туркам не дарил. Той же стратегии придерживались и прижимистые французы. А тратить много денег Анкара была не намерена. Поэтому в ВВС Турции находились в лучшем случае самолеты вчерашнего дня. Даже вчерашней войны. К 1990 году основную ударную силу представляли F-4, F-5, F-100, F-104, которые участвовали во Вьетнамской войне. И с которыми в воздушных боях с легкостью справлялся наш МиГ-21.

Дальше держать на вооружении эти реликвии «холодной войны» и считаться боеспособной армией было невозможно. В связи с чем было решено заменить давно устаревшие «Фантомы» и «Старфаеры» на более совершенные машины F-16. И Турция начала насыщать свои ВВС двумя модификациями этого самолета — многоцелевым истребителем F-16C и учебной спаркой F-16D. На первых порах на турецких предприятиях происходила сборка самолетов из американских комплектующих. Затем, к середине 90-х годов, когда был построен специализированный завод, комплектующие стали турецкого производства. К 2012 году наконец-то был сформирован парк из 230 F-16 двух модификаций. Однако истребитель, который просуществовал уже 35 лет, никак не может считаться современным и эффективным при столкновении с серьезным противником.

F-16, благодаря многофункциональности этого самолета, используют не только в качестве истребителя, но и для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Однако на полноценный бомбардировщик он не тянет, имея боевой радиус в 550 км и бомбовую нагрузку в 7800 кг.

Совсем недавно появились и два самолета ДЛРО, без которых воздушные силы считаются не очень эффективными. Есть 12 вполне серьезных транспортных самолетов С-130 «Геркулес». И десяток самолетов помельче для десантирования до 12 парашютистов.

В качестве исторических реликвий в ВВС Турции до сих пор находятся 48 F-4E канадского производства.

Серьезные проблемы у турок со средствами ПВО. Они существенно «дряхлее», чем самолеты выпуска 70-х годов. ЗРС средней дальности представляют 72 американских комплекса MIM-14, принятые на вооружение в конце 50-х годов. Обсуждать их возможности не имеет смысла. Есть и 84 британских комплекса ближней дальности «Рапира». Они на 20 лет помоложе. Для выяснения их возможностей достаточно привести лишь один параметр — максимальную высоту поражения цели. Она равна 3000 метрам. И совсем экзотичными являются более сотни ПЗРК «Стингер», установленные на колесные шасси.

Этот явно слабый участок командование турецкой армии предполагало усилить за счет американских ЗРК «Патриот» или же наших С-300ПМУ2. С американцами пока не договорились, с нами договариваться уже поздно.


Асы регионального уровня

Рассматривая боеспособность ВВС Турции в контексте назревшего конфликта с российской авиационной группой, базирующейся в Сирии, необходимо произвести сравнение возможностей реально конкурирующих в воздухе самолетов. Нашего многоцелевого истребителя Су-30СМ, который во избежание повторения известного инцидента сопровождает наши бомбардировщики, и F-16C, от которых наши «сушки» и защищают бомбардировщики и штурмовики.

Надо сказать, что F-16C уже встречался в бою Су-30СМ. Правда, бой был учебный. И самолет был импортным вариантом этого истребителя — Су-30МКИ, находящемся на вооружении ВВС Индии. В 2005 году в Индии проводились учебные бои между американскими F-16C Block 50 и индийскими Су-30МКИ. Причем американцы были в более выгодном положении, поскольку использовали для поддержки своих истребителей ДРЛО AWACS E-3 Sentry.

США придавали этим маневрам важнейшее значение. Поскольку речь шла об очень серьезных контрактах на продажу истребителей в различные страны. И, следовательно, необходимо было доказать, что они являются лучшими в мире. Однако победу праздновали индийские пилоты. Громадный вклад в победу внесла бортовая РЛС «Барс», способная одновременно сопровождать 15 целей и обстреливать 4 из них.

Что же касается сравнения летных характеристик этих двух самолетов, то наш существенно превосходит «американца». За счет использования двигателей с отклоняемым вектором тяги он способен исполнять уникальные маневры. Наиболее эффектный из них — динамическое торможение («кобра Пугачева»).

У него значительно выше потолок при большей дальности полета. Исходя из физиологических возможностей пилотов, время полета с дозаправками в воздухе было специально ограничено до 8 часов.

Правда, скороподъемность у F-16 выше, что, впрочем, предопределено тем, что он относится к классу легких истребителей, а Су-30МКИ — тяжелых. Но это, как показали воздушные бои, существенного значения не имеет. Скорость у российского самолета выше, чем у американского «легковеса». Но ниже, чем у самолета той же весовой категории F-15.

Индийский истребитель разработки ОКБ Сухого громил в небесах не только американские самолеты. Во время британо-индийских учений Indra Dhanush-2006 Су-30МКИ «воевал» с евроистребителем-перехватчкиком Tornado F.Mk.3, стоящим на вооружении Королевских ВВС. По признаниям британских пилотов, которым дали «порулить» «сушками», они существенно превосходят машины, на которых им приходилось летать.

Абсолютно такая же история произошла и год спустя в рамках учений Garuda-III. На сей раз учебные бои происходили с французскими Dassault Mirage 2000.

Ну, а на учениях Garuda-IV, которые проходили в 2009 году, индийские пилоты разобрались не только с французским «Миражом», но и с совсем новым многоцелевым истребителем Dassault Rafale, который к тому времени эксплуатировался 4 года.

Так что и теоретически, и практически у американского истребителя турецкого «розлива» мало шансов доставить неприятности пилотам российских бомбардировщиков, которых сопровождают при выполнении боевого задания Су-30СМ. Не способны им в этом помочь и самолеты ДЛРО, которые могли бы выводить на цель сразу несколько истребителей. Поскольку в связи с тем, что Россия установила в Сирии комплексы радиоэлектронной борьбы Красуха", их возможность проводить разведку и осуществлять целеуказание будет полностью подавлена.

Если же турецких генералов охватит безумие (что, конечно, маловероятно) и они решат устроить массовый авианалет на базу в Латакии, то на этот случай имеется ЗРС С-400, которая способна обстреливать до 80 целей, находящихся в радиусе 400 километров.

Подводя итог, необходимо сказать, что турецкая авиация представляет значительную силу в своем регионе. Она способна сражаться на равных, а то и побеждать ВВС, скажем, Греции или Ирана. Для игроков же мирового класса — США и России — она явно слаба.

ЛТХ Су-30СМ и F-16C Block 50

Длина: 21,94 м — 15,03 м
Высота: 6,37 м — 5,09 м
Размах крыла: 14,7 м — 9,45 м

Нормальная взлетная масса: 24900 кг — 12800 кг
Максимальная взлетная масса: 34500 кг — 21770 кг

Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс — н/д
Тяга на форсаже: 2×12800 кгс — 1×13100 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч — 2115 км/ч

Практический потолок: 19800 м — 15200 м
Практическая дальность: 3000 км — 1200 км
Скороподъемность: 13800 м/мин — 16500 м/мин

Экипаж: 2 — 1

Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка — одна шестиствольная 20-мм пушка
Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг — 7800 кг.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  17.12.2017
Американский журнал The National Interest обеспокоен тем, что в Российской армии появились снайперские винтовки, которые способны пробивать современные американские бронежилеты последних разработок. Причем перед ними бессильны не только композиционные вставки XSAPI, но и ESAPI, которые должны останавливать бронебойные пули калибра 7,62×63 мм.
Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Конфликты  16.12.2017
На телеканале «Россия-1» засветился танк Т-90С, на который установлена дополнительная защита, существенно повышающая его живучесть. Прежде всего, защищены наиболее уязвимые бортовые проекции танка. На них установлены новые решетчатые экраны, снижающие воздействие тандемных боеприпасов. А также дополнительные пластины динамической защиты, прикрывающие наиболее уязвимые места танка. В сентябре этот вид защиты был успешно опробован на танках Т-72М3 в ходе учений «Запад 2017».
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.