10.05.2016, 09:59
Boeing и Airbus — с соплами на вылет
Boeing и Airbus — с соплами на вылетМеждународная военная политика
Выступая на съезде Союза машиностроителей в Москве вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в кабинете Дмитрия Медведева отечественную «оборонку», обратил внимание на необходимость восстановления технологического суверенитета в сфере пассажирской авиации.

По его словам, российские производители дальнемагистральных самолетов намерены потеснить на отечественном рынке воздушных перевозок транснациональных «монстров» в лице оккупировавшей его «сладкой» парочки — компаний «Боинг» и «Эйрбас».

«За счет решений, которые мы вынашиваем и которые уже фактически приняты президентом, мы дальше пойдем на вытеснение из ниши дальнемагистральных самолетов — это „Боинги" и „Эйрбасы", которые сегодня имеют на нашем рынке 80% представительства. Это просто нетерпимая ситуация», — сказал Рогозин.

«В стране с таким количеством временных поясов мы летаем на иностранных бортах, которые ничем не лучше», — приводит слова Рогозина RNS. Как заявил вице-премьер, «борьба с позором» начнётся с замещения своим производством украинских двигателей для гражданских самолетов. «Вся эта компетенция осталась у нас за бортом, на территории Украины. Но мы обязаны её полностью освоить, и тогда мы поднимем наши лучшие в мире планеры на эффективных, надежных, экономичных двигателях», — сказал Рогозин.

Дмитрий Рогозин отметил, что сначала Россия освободит для себя нишу среднемагистральных самолетов, а с запуском Ил-114 в 2019 году — ближнемагистральных лайнеров.

В начале ноябре 2015 года Межгосударственный авиационный комитет объявил о запрете использовать в России самолеты Boeing 737. В письме МАКа, которое было направлено в Росавиацию, говорилось, что комитет вынужден приостановить действие сертификатов «в связи с обращениями Росавиации о возможности продолжения безопасной эксплуатации парка самолетов Boeing 737».

Герой России, лётчик-испытатель Анатолий Шнышов полагает, что «перестроечные революционеры» России в своё время поставили перед собой цель не только уничтожить экономику страны, но и её самый высокотехнологичный сегмент — гражданскую авиацию.

— К «оборонке» их не подпускали. А с «гражданкой» что хотели, то и делали. Я же хорошо помню, как в комитете по транспорту лоббировали интересы западных производителей. Продвигали на наш рынок не только Airbus и Boiпg, нот и бразильские Embrayer или канадские Bombardier. Хотя наша авиационная промышленность производила около 200 воздушных судов против считанных единиц в нынешнее время. Или, возьмём другой пример, расформирование Министерства авиационной промышленности. Это тоже работа с прицелом на разрушение нашей авиации — как гражданской, так и военной.

Указанное ведомство отвечало за всё: за безопасность полётов, за подготовку лётного состава, за необходимое количество кадровых заказов в лётные училища и академии. Плюс при Министерстве гражданской авиации был научно-исследовательский Институт гражданской авиации, который по заказу профильного ведомства постоянно отслеживал все внештатные ситуации, не говоря уже о катастрофах, гибели людей авариях. Эта структура отвечала за всё, включая подготовку лётного и инженерного состава.

Какими производственными мощностями мы сегодня располагаем?

— Одно время выделялись средства на модернизацию илюшинских проектов. Что касается дальнемагистраных лайнеров, то на Воронежском заводе ещё есть стапеля и кадры для производства. По заказу здесь делают воздушные суда для наших правительственных VIPов.

Почему брали Boing или Airbus — да потому что до 10% отката всегда оставались за рубежом. Плюс учтите, что все самолёты находились в офшорных зонах, а менеджеры наших авиакомпаний не отвечали за безопасность полётов, набивая собственные карманы.

И всё равно, пускай даже 51% акций принадлежит государству в «Аэрофлоте». Большинство самолётов компании находятся в лизимнге. Как только повысились цены на топливо, тут же раздался вой — мы же госкомпания, поддержите нас.

А как же гордость отечественного авиапрома — Superjet-100?

— Я считаю, что он не отвечает необходимым требованиям — ни по безопасности, ни по энергономичности. Зато 80% комплектующих — это импортные детали, кроме фюзеляжа.

После того, как против нас ввели санкции, о каком импортозамещении заикаются наши власти? Нас секторальными санкциями отрезали от технологий, но в лизинг под твёрдую валюту, по-прежнему, готовы продавать Boing или Airbus.

По мнению аналитика в области авиации Владимира Косицкого, наши авиакомпании, безусловно, продолжат эксплуатировать иностранные самолёты. Хотя и от своих, по мере их появления, отказываться не будут.

— Потому что Россия может и должна производить конкурентоспособные изделия авиапрома. В современном мире производственные цепочки интегрированы. Например, фирма Boeing в начале 1990 годов открыла в России свой научно-технический центр, а спустя пять лет заработал и Московский конструкторский центр компании. И ничуть не смущает фирмачей из Boeing тот факт, что, например титановое литье деталей для самолетов этой фирмы делают на уральском заводе в Верхней Салде.

По Airbus: если мне не изменяет память, была публикация о том, что 5% акций EADS принадлежат Российской Федерации. Большую долю, в плане госактивов имеют только французы.

А наш Superjet-100 спроектирован в России конструкторами и инженерами компании «Гражданские Самолёты Сухого». Во втором квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 53,32%. Альтернативные источники поставок отсутствовали. Это оценка производителя. Но ситуация меняется.

Авиакомпании из Мексики, Ирландии, Казахстана, Таиланда, Непала, и некоторых других стран эксплуатируют Суперджеты. И они своим примером помогают формировать портфель заказов.

Есть ли у России технологический, производственный и кадровый задел для создания современного дальнемагистрального самолёта?

— Задел, безусловно, имеется. Идут работы по созданию перспективных авиационных комплексов дальней авиации и транспортной авиации. А, значит, мы и дальнемагистральный самолет сможем создать. А пока делаем МС-21. Уже размещен заказ на 184 машины. Из них 6 заказали Египет и 25 Малайзия. Хотя самолёт ещё в воздух не поднимался! Это ведь о многом говорит.

Но ведь это среднемагистральный пассажирский самолет…

— В мире считанные единицы дальнемагистральных воздушных судов с широким фюзеляжем. Это Boinig -777, -787, Airbus -330, -340, -350, -380. И наши Ил-96, которые прекрасно летают на Кубу без посадки. И по вместимости Ил-96 не уступает Dreamliner — 300 человек, против максимум 330. Но если говорить начистоту, то технологии Ил-86 и Ил-96 — это технологии конца ХХ века.

Что касается количества пассажиров, то все дальнемагистральные самолеты выпускаются в разных модификациях. Вопрос ведь не в этом — есть крупнейший двухпалубный серийный авиалайнер в мире Airbus 380, который вмещает до 853 пассажиров. Вступив в конкуренцию с европейцами, американцы создали модификации Boeing 747−500X и Boeing 747−600X вместимостью до 800 пассажиров. Это говорит о том, что никто нам место на рынке не уступит. Отсюда, в том числе, и санкции…

Пару лет назад на официальном уровне шли переговоры о том, что Россия и Китай создадут СП для строительства дальнельнемагистрального широкофюзеляжного самолёта. Учитывая ёмкость китайского рынка, это начинание, в случае реализации, будет рентабельным и перспективным.

Вместо того, чтобы помогать конкурентам, может быть, имеет смысл вернуться к своим наработкам вроде Ил-96?

— Дискуссии на этот счёт не утихают, как в экспертном сообществе, так и в министерских кругах. Моё мнение — технологии, которые апробируются при производстве самолёта МС-21, имеет смысл применить на перспективных дальнемагистральных авиалайнерах. Если мы претендуем на статус передовой аэрокосмической державы, строим космодромы, то, конечно, поднимем и авиационную отрасль. Когда, — это уже другой вопрос. Всё упирается в необходимые вложения в человеческий капитал. Необходимо чтобы имеющиеся кадры получали достойную заработную плату.

Наши конструкторы создали очень интересный двигатель ПД-14, который экспонировали на «МАКСе». Если не ошибаюсь, его уже подвесили под Ил-76 («летающую лабораторию»). Новый «движок» можно использовать и на транспортниках, и на самолётах гражданского назначения. Среди преимуществ — небольшой расход топлива, высокая тяга, чтобы поднимать большие грузы. Его планируют и на МС-21.

Что касается перспективных дальнемагистральных самолетов, то Ил-96 можно использовать как основу, но его, как мне кажется, необходимо перекомпоновать под новые технологии и уже на основе этой машины создать несколько модификаций, — с укороченным фюзеляжем, средним, длинным, с двумя или четырьмя моторами. Работать с самолетом как с конструктором, применяя принцип модульности.

Так же, как Airbus или Boеing оснащаются разными «движками» под клиентов.

С чем это связано?

— Кому что нравится. Допустим, у определённого мотора больший ресурс, а другой меньше потребляет топлива.

В какие сроки реально наладить импортозамещение в авиации?

— Технологии существуют, единственное, в чём мы реально отстаём, так это электроника и авионика. И это касается не только авиации. А в остальном мы не проигрываем, например, в использовании композитных материалов (намотка кевларовых нитей), у нас одни из лучших в мире планеры, эффективные, надёжные и экономичные двигатели.

Однако двигатели на Superjet-100 мы выпускаем в кооперации с французской СНЕКМА…

— Если брать МС-21, то для нашего рынка будут созданы моторы собственного производства, но если клиенты захотят поставить западные двигатели, то я думаю, что с этим проблем не будет. В современных условиях невозможно представить себе авиационную промышленность (её гражданский сегмент) без кооперации с зарубежными производителями, если у наших проектов есть амбиции завоевать глобальный рынок. В экономическом плане проект Superjet-100, скорее, провальный. Всего заказали на сегодня чуть больше 170 самолетов и еще 33 в опционе. А произвели немногим больше 80-ти. А было бы хорошо, если бы вышли ну, хотя бы на тысячу самолетов. Тогда можно было бы говорить о том, что проект состоялся. Хотя, многие лётчики говорят, что это неплохой самолёт.

— В чём же проблема?

— Жёсткая конкуренция со стороны бразильского Embraier или канадского Bombardier. Может быть, надо было «осваивать» выделенные средства по-другому, или дополнительные исследования проводить.

МС-21 тоже ждет жесткая конкуренция. И ему будет, с кем соревноваться. Но надо ясно понимать, что Россия в состоянии производить любую авиатехнику, и наша военная авиация это доказывает. А никакой непреодолимой технологической пропасти между военной и гражданской авиацией не существует. Сделаем и дальнемагистральный самолёт.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.