29.12.2015, 20:17
Ближний Восток и «виселица» из газопроводов
Ближний Восток и «виселица» из газопроводовМеждународная военная политика
На какие крайние меры готовы пойти Турция и Россия, чтобы взять под контроль рынок газового транзита.

«Газпром» уже потерял 18 млрд. рублей на строительстве системы газопроводов «Южный коридор», которая должна была нести голубое топливо из месторождений Западной Сибири в Турцию и южные страны Европы. На проекте, который изначально казался сомнительным, сегодня, похоже, окончательно поставлен крест. Тем временем карту Ближнего Востока постепенно «опутывает» сеть все новых проектируемых трубопроводов. Какое место на этой «газовой» карте отведено России? Точнее, какое место она сама сможет занять?

Главный, пожалуй, (или, по крайней мере, самый дорогой), результат заморозки российско-турецких отношений — это фактический отказ от проекта газопровода «Турецкий поток». Напомним, что для России он стал альтернативой проекту другой системы транснациональных газопроводов — «Южный поток» (South Stream), по которой голубое топливо должно было идти потребителям Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении, Венгрии и Италии.

Первые поставки газа по «Южному потоку» должны были начаться уже в конце 2015 года. Однако Европейский парламент отказался от поддержки трубопроводного проекта, рекомендовав изыскивать альтернативные источники природного газа для стран Евросоюза. А главный (если не единственный) альтернативный источник — это Азербайджан, откуда природный газ должен доставляться в южноевропейские страны через Трансанатолийский газопровод (TANAP). Построен он должен быть уже к 2018 году, а объем перекачки предположительно составит 16 млрд. кубометров в год.

Альтернативу для российского газового экспорта «Газпром» отыскал быстро. Собственно, связывающий Россию и Турцию газопровод уже имеется — он называется «Голубой поток» (Blue Stream), через него ежегодно прокачивается 16 млрд. кубометров газа (Турция является вторым по величине экспортным рынком для «Газпрома» после Германии).

Стартует этот газопровод от компрессорной станции «Ставропольская», которая находится неподалеку от Изобильненского района. Еще в прошлом году Россия и Турция официально договорились о том, что объем перекачиваемого по «Голубому потоку» газа должен увеличиться до 19 млрд. кубометров.

А вот второй трубопроводный проект «Турецкий поток», который появился после фактического запрета «Южного потока», был абсолютно новым — для него планировалось использовать ранее построенную инфраструктуру «Южного потока». Пропускная способность газопровода составляла бы 63 млрд. кубометров, из которых 49 млрд. экспортировалось в Европу, а оставшиеся 14 — потребляла сама Турция.

Один из аргументов наращивания поставок — то, что на фоне демографической ситуации промышленного роста в Турции резко увеличивается и потребность в природном газе (с 1990 по 2012 годы объемы потребления выросли в десять раз, и такие же темпы могут сохраниться до 2030 года).

Природный газ для экспорта планировалось получать через систему внутринациональных газопроводов «Южный коридор», которая стартовала бы от двух компрессорных станций «Писаревка» (Воронежская область) и «Починки» (Нижегородская область).

В свою очередь, «Южный коридор» должен был стыковаться с уже существующими магистральными газопроводами «Уренгой — Новопсков» и «Бованенково — Ухта». Источником голубого топлива для Турции, соответственно, должны были стать два месторождения — Бованенковское и Уренгойское (кстати, одно из крупнейших на планете).

Также «Южный коридор» должен был обеспечить потребность в голубом топливе восьми регионов России, по территории которых проходила бы труба. При этом газопровод, как ни странно, стал одним из самых непубличных проектов «Газпрома», не названа была даже его конечная стоимость. Так, сам «Газпром» в июле нынешнего года назвал цену строительства газопровода в 715 млрд. рублей (в ценах на январь 2012 года).

Всего предстояло уложить в траншеи 2,5 тысячи километров труб, которые бы соединялись с системой «Турецкого потока» через перекачивающую станцию «Русская» на Черноморском побережье близ Анапы. Однако уже летом стало очевидно, что Турция хочет вчетверо уменьшить объем трубопровода, на котором настаивала российская сторона (то есть лишь одна нитка вместо четырех).

Уже в июле «Газпром» остановил строительство так называемой «восточной» нитки «Южного коридора» (которая бы шла от станции «Починки»); «западная» нитка вдоль границы с Украиной к тому времени была практически построена. Официально сумма убытков так и не была названа, однако, по сообщениям СМИ, стоимость уже сваренных и закопанных в землю труб составляют 18 млрд. рублей.

Затем последовали взаимные претензии Москвы и Анкары по поводу несправедливой цены на газ (правда, поставляемого пока лишь по единственному имеющемуся газопроводу — «Голубой поток»). В октябре государственная газовая монополия Турции, компания Botas, обратилась в Международный арбитражный суд. Ранее «Газпром» обещал дисконт в размере 10,25%, однако затем от скидки отказался.

В общем, все указывало на то, что полная остановка проекта «Турецкий поток» — вопрос времени. Тем более, что и сама Турция давным-давно разрабатывала куда более выгодный для себя (и в первую очередь в геополитическом плане) проект — речь об упомянутом выше Трансанатолийском газопроводе. Неслучайно он был «разморожен» после нескольких лет забвения. Ну а после того, как Анкара сбила российский бомбардировщик Су-24М, стало очевидно, что «турецкий проект» так и останется проектом.

Очевидно и то, что в ближайший год «энергетический» вопрос вновь может стать важнейшим на повестке дня российско-турецких отношений. По мере продвижения в реализации проекта TANAP, первый камень в основание которого был заложен 17 марта тремя президентами (Турции, Азербайджана и Грузии), появляются все новые идеи. Например, строительства станций для сжижения природного газа на побережье или подземных газохранилищ.

Реджеп Эрдоган уже провел переговоры в Дохе о закупках сжиженного природного газа и заявил, что его страна готова к импорту туркменского газа (в этой стране находится одно из трех крупнейших газовых месторождений планеты — Галкыныш).

Более того, турки готовы даже к переговорам о транзитах газа с Израилем, который некогда считался злейшим врагом исламского государства. В Средиземном море, близ израильского побережья находится два крупных газовых месторождения, — Левиафан и Тамар, добытое на которых голубое топливо Израиль намерен также вывести на европейский рынок. Естественно, потеснив Россию. Так же, как и Туркменистан, Азербайджан, Катар…

— Спрос на природный газ растет, и растет конкуренция между странами, которые этот ресурс не поставляют, — пишет известный турецкий экономист, профессор Эрдал Танаш Карагул. Сегодня для тех стран, которые не имеют запасов газа, наступила новая эра, когда все более важны вопросы: у кого куплен газ, кому он будет передан и кому продан. Турция не добывает газ, но из-за своего геополитического положения является наиболее экономически эффективной территорией обеспечения транзита этого ресурса.

С ним трудно не согласиться. Для России турецкий транзитный рынок сегодня является одним из ключевых. Это «ключ» к тому, чтобы «отомкнуть» южноевропейские страны, которые «Газпром», несмотря на все неурядицы, видит основным потребителем. Играть нужно жестко, бескомпромиссно, а главное — на опережение, чтобы рынок не захватили конкуренты.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Мировой ВПК  15.01.2018
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Игорь Романенко давно и увлеченно разоблачает в местных СМИ разнообразные «козни Москвы». На днях вот в интервью киевскому интернет-ресурсу «Апостроф» он заявил, что «россияне ведь даже на танки делают ядерный снаряд». И будто бы это сильно беспокоит не только его страну, но и американцев.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.