29.12.2015, 20:17
Ближний Восток и «виселица» из газопроводов
Ближний Восток и «виселица» из газопроводовМеждународная военная политика
На какие крайние меры готовы пойти Турция и Россия, чтобы взять под контроль рынок газового транзита.

«Газпром» уже потерял 18 млрд. рублей на строительстве системы газопроводов «Южный коридор», которая должна была нести голубое топливо из месторождений Западной Сибири в Турцию и южные страны Европы. На проекте, который изначально казался сомнительным, сегодня, похоже, окончательно поставлен крест. Тем временем карту Ближнего Востока постепенно «опутывает» сеть все новых проектируемых трубопроводов. Какое место на этой «газовой» карте отведено России? Точнее, какое место она сама сможет занять?

Главный, пожалуй, (или, по крайней мере, самый дорогой), результат заморозки российско-турецких отношений — это фактический отказ от проекта газопровода «Турецкий поток». Напомним, что для России он стал альтернативой проекту другой системы транснациональных газопроводов — «Южный поток» (South Stream), по которой голубое топливо должно было идти потребителям Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении, Венгрии и Италии.

Первые поставки газа по «Южному потоку» должны были начаться уже в конце 2015 года. Однако Европейский парламент отказался от поддержки трубопроводного проекта, рекомендовав изыскивать альтернативные источники природного газа для стран Евросоюза. А главный (если не единственный) альтернативный источник — это Азербайджан, откуда природный газ должен доставляться в южноевропейские страны через Трансанатолийский газопровод (TANAP). Построен он должен быть уже к 2018 году, а объем перекачки предположительно составит 16 млрд. кубометров в год.

Альтернативу для российского газового экспорта «Газпром» отыскал быстро. Собственно, связывающий Россию и Турцию газопровод уже имеется — он называется «Голубой поток» (Blue Stream), через него ежегодно прокачивается 16 млрд. кубометров газа (Турция является вторым по величине экспортным рынком для «Газпрома» после Германии).

Стартует этот газопровод от компрессорной станции «Ставропольская», которая находится неподалеку от Изобильненского района. Еще в прошлом году Россия и Турция официально договорились о том, что объем перекачиваемого по «Голубому потоку» газа должен увеличиться до 19 млрд. кубометров.

А вот второй трубопроводный проект «Турецкий поток», который появился после фактического запрета «Южного потока», был абсолютно новым — для него планировалось использовать ранее построенную инфраструктуру «Южного потока». Пропускная способность газопровода составляла бы 63 млрд. кубометров, из которых 49 млрд. экспортировалось в Европу, а оставшиеся 14 — потребляла сама Турция.

Один из аргументов наращивания поставок — то, что на фоне демографической ситуации промышленного роста в Турции резко увеличивается и потребность в природном газе (с 1990 по 2012 годы объемы потребления выросли в десять раз, и такие же темпы могут сохраниться до 2030 года).

Природный газ для экспорта планировалось получать через систему внутринациональных газопроводов «Южный коридор», которая стартовала бы от двух компрессорных станций «Писаревка» (Воронежская область) и «Починки» (Нижегородская область).

В свою очередь, «Южный коридор» должен был стыковаться с уже существующими магистральными газопроводами «Уренгой — Новопсков» и «Бованенково — Ухта». Источником голубого топлива для Турции, соответственно, должны были стать два месторождения — Бованенковское и Уренгойское (кстати, одно из крупнейших на планете).

Также «Южный коридор» должен был обеспечить потребность в голубом топливе восьми регионов России, по территории которых проходила бы труба. При этом газопровод, как ни странно, стал одним из самых непубличных проектов «Газпрома», не названа была даже его конечная стоимость. Так, сам «Газпром» в июле нынешнего года назвал цену строительства газопровода в 715 млрд. рублей (в ценах на январь 2012 года).

Всего предстояло уложить в траншеи 2,5 тысячи километров труб, которые бы соединялись с системой «Турецкого потока» через перекачивающую станцию «Русская» на Черноморском побережье близ Анапы. Однако уже летом стало очевидно, что Турция хочет вчетверо уменьшить объем трубопровода, на котором настаивала российская сторона (то есть лишь одна нитка вместо четырех).

Уже в июле «Газпром» остановил строительство так называемой «восточной» нитки «Южного коридора» (которая бы шла от станции «Починки»); «западная» нитка вдоль границы с Украиной к тому времени была практически построена. Официально сумма убытков так и не была названа, однако, по сообщениям СМИ, стоимость уже сваренных и закопанных в землю труб составляют 18 млрд. рублей.

Затем последовали взаимные претензии Москвы и Анкары по поводу несправедливой цены на газ (правда, поставляемого пока лишь по единственному имеющемуся газопроводу — «Голубой поток»). В октябре государственная газовая монополия Турции, компания Botas, обратилась в Международный арбитражный суд. Ранее «Газпром» обещал дисконт в размере 10,25%, однако затем от скидки отказался.

В общем, все указывало на то, что полная остановка проекта «Турецкий поток» — вопрос времени. Тем более, что и сама Турция давным-давно разрабатывала куда более выгодный для себя (и в первую очередь в геополитическом плане) проект — речь об упомянутом выше Трансанатолийском газопроводе. Неслучайно он был «разморожен» после нескольких лет забвения. Ну а после того, как Анкара сбила российский бомбардировщик Су-24М, стало очевидно, что «турецкий проект» так и останется проектом.

Очевидно и то, что в ближайший год «энергетический» вопрос вновь может стать важнейшим на повестке дня российско-турецких отношений. По мере продвижения в реализации проекта TANAP, первый камень в основание которого был заложен 17 марта тремя президентами (Турции, Азербайджана и Грузии), появляются все новые идеи. Например, строительства станций для сжижения природного газа на побережье или подземных газохранилищ.

Реджеп Эрдоган уже провел переговоры в Дохе о закупках сжиженного природного газа и заявил, что его страна готова к импорту туркменского газа (в этой стране находится одно из трех крупнейших газовых месторождений планеты — Галкыныш).

Более того, турки готовы даже к переговорам о транзитах газа с Израилем, который некогда считался злейшим врагом исламского государства. В Средиземном море, близ израильского побережья находится два крупных газовых месторождения, — Левиафан и Тамар, добытое на которых голубое топливо Израиль намерен также вывести на европейский рынок. Естественно, потеснив Россию. Так же, как и Туркменистан, Азербайджан, Катар…

— Спрос на природный газ растет, и растет конкуренция между странами, которые этот ресурс не поставляют, — пишет известный турецкий экономист, профессор Эрдал Танаш Карагул. Сегодня для тех стран, которые не имеют запасов газа, наступила новая эра, когда все более важны вопросы: у кого куплен газ, кому он будет передан и кому продан. Турция не добывает газ, но из-за своего геополитического положения является наиболее экономически эффективной территорией обеспечения транзита этого ресурса.

С ним трудно не согласиться. Для России турецкий транзитный рынок сегодня является одним из ключевых. Это «ключ» к тому, чтобы «отомкнуть» южноевропейские страны, которые «Газпром», несмотря на все неурядицы, видит основным потребителем. Играть нужно жестко, бескомпромиссно, а главное — на опережение, чтобы рынок не захватили конкуренты.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.