29.12.2015, 20:17
Ближний Восток и «виселица» из газопроводов
Ближний Восток и «виселица» из газопроводовМеждународная военная политика
На какие крайние меры готовы пойти Турция и Россия, чтобы взять под контроль рынок газового транзита.

«Газпром» уже потерял 18 млрд. рублей на строительстве системы газопроводов «Южный коридор», которая должна была нести голубое топливо из месторождений Западной Сибири в Турцию и южные страны Европы. На проекте, который изначально казался сомнительным, сегодня, похоже, окончательно поставлен крест. Тем временем карту Ближнего Востока постепенно «опутывает» сеть все новых проектируемых трубопроводов. Какое место на этой «газовой» карте отведено России? Точнее, какое место она сама сможет занять?

Главный, пожалуй, (или, по крайней мере, самый дорогой), результат заморозки российско-турецких отношений — это фактический отказ от проекта газопровода «Турецкий поток». Напомним, что для России он стал альтернативой проекту другой системы транснациональных газопроводов — «Южный поток» (South Stream), по которой голубое топливо должно было идти потребителям Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении, Венгрии и Италии.

Первые поставки газа по «Южному потоку» должны были начаться уже в конце 2015 года. Однако Европейский парламент отказался от поддержки трубопроводного проекта, рекомендовав изыскивать альтернативные источники природного газа для стран Евросоюза. А главный (если не единственный) альтернативный источник — это Азербайджан, откуда природный газ должен доставляться в южноевропейские страны через Трансанатолийский газопровод (TANAP). Построен он должен быть уже к 2018 году, а объем перекачки предположительно составит 16 млрд. кубометров в год.

Альтернативу для российского газового экспорта «Газпром» отыскал быстро. Собственно, связывающий Россию и Турцию газопровод уже имеется — он называется «Голубой поток» (Blue Stream), через него ежегодно прокачивается 16 млрд. кубометров газа (Турция является вторым по величине экспортным рынком для «Газпрома» после Германии).

Стартует этот газопровод от компрессорной станции «Ставропольская», которая находится неподалеку от Изобильненского района. Еще в прошлом году Россия и Турция официально договорились о том, что объем перекачиваемого по «Голубому потоку» газа должен увеличиться до 19 млрд. кубометров.

А вот второй трубопроводный проект «Турецкий поток», который появился после фактического запрета «Южного потока», был абсолютно новым — для него планировалось использовать ранее построенную инфраструктуру «Южного потока». Пропускная способность газопровода составляла бы 63 млрд. кубометров, из которых 49 млрд. экспортировалось в Европу, а оставшиеся 14 — потребляла сама Турция.

Один из аргументов наращивания поставок — то, что на фоне демографической ситуации промышленного роста в Турции резко увеличивается и потребность в природном газе (с 1990 по 2012 годы объемы потребления выросли в десять раз, и такие же темпы могут сохраниться до 2030 года).

Природный газ для экспорта планировалось получать через систему внутринациональных газопроводов «Южный коридор», которая стартовала бы от двух компрессорных станций «Писаревка» (Воронежская область) и «Починки» (Нижегородская область).

В свою очередь, «Южный коридор» должен был стыковаться с уже существующими магистральными газопроводами «Уренгой — Новопсков» и «Бованенково — Ухта». Источником голубого топлива для Турции, соответственно, должны были стать два месторождения — Бованенковское и Уренгойское (кстати, одно из крупнейших на планете).

Также «Южный коридор» должен был обеспечить потребность в голубом топливе восьми регионов России, по территории которых проходила бы труба. При этом газопровод, как ни странно, стал одним из самых непубличных проектов «Газпрома», не названа была даже его конечная стоимость. Так, сам «Газпром» в июле нынешнего года назвал цену строительства газопровода в 715 млрд. рублей (в ценах на январь 2012 года).

Всего предстояло уложить в траншеи 2,5 тысячи километров труб, которые бы соединялись с системой «Турецкого потока» через перекачивающую станцию «Русская» на Черноморском побережье близ Анапы. Однако уже летом стало очевидно, что Турция хочет вчетверо уменьшить объем трубопровода, на котором настаивала российская сторона (то есть лишь одна нитка вместо четырех).

Уже в июле «Газпром» остановил строительство так называемой «восточной» нитки «Южного коридора» (которая бы шла от станции «Починки»); «западная» нитка вдоль границы с Украиной к тому времени была практически построена. Официально сумма убытков так и не была названа, однако, по сообщениям СМИ, стоимость уже сваренных и закопанных в землю труб составляют 18 млрд. рублей.

Затем последовали взаимные претензии Москвы и Анкары по поводу несправедливой цены на газ (правда, поставляемого пока лишь по единственному имеющемуся газопроводу — «Голубой поток»). В октябре государственная газовая монополия Турции, компания Botas, обратилась в Международный арбитражный суд. Ранее «Газпром» обещал дисконт в размере 10,25%, однако затем от скидки отказался.

В общем, все указывало на то, что полная остановка проекта «Турецкий поток» — вопрос времени. Тем более, что и сама Турция давным-давно разрабатывала куда более выгодный для себя (и в первую очередь в геополитическом плане) проект — речь об упомянутом выше Трансанатолийском газопроводе. Неслучайно он был «разморожен» после нескольких лет забвения. Ну а после того, как Анкара сбила российский бомбардировщик Су-24М, стало очевидно, что «турецкий проект» так и останется проектом.

Очевидно и то, что в ближайший год «энергетический» вопрос вновь может стать важнейшим на повестке дня российско-турецких отношений. По мере продвижения в реализации проекта TANAP, первый камень в основание которого был заложен 17 марта тремя президентами (Турции, Азербайджана и Грузии), появляются все новые идеи. Например, строительства станций для сжижения природного газа на побережье или подземных газохранилищ.

Реджеп Эрдоган уже провел переговоры в Дохе о закупках сжиженного природного газа и заявил, что его страна готова к импорту туркменского газа (в этой стране находится одно из трех крупнейших газовых месторождений планеты — Галкыныш).

Более того, турки готовы даже к переговорам о транзитах газа с Израилем, который некогда считался злейшим врагом исламского государства. В Средиземном море, близ израильского побережья находится два крупных газовых месторождения, — Левиафан и Тамар, добытое на которых голубое топливо Израиль намерен также вывести на европейский рынок. Естественно, потеснив Россию. Так же, как и Туркменистан, Азербайджан, Катар…

— Спрос на природный газ растет, и растет конкуренция между странами, которые этот ресурс не поставляют, — пишет известный турецкий экономист, профессор Эрдал Танаш Карагул. Сегодня для тех стран, которые не имеют запасов газа, наступила новая эра, когда все более важны вопросы: у кого куплен газ, кому он будет передан и кому продан. Турция не добывает газ, но из-за своего геополитического положения является наиболее экономически эффективной территорией обеспечения транзита этого ресурса.

С ним трудно не согласиться. Для России турецкий транзитный рынок сегодня является одним из ключевых. Это «ключ» к тому, чтобы «отомкнуть» южноевропейские страны, которые «Газпром», несмотря на все неурядицы, видит основным потребителем. Играть нужно жестко, бескомпромиссно, а главное — на опережение, чтобы рынок не захватили конкуренты.

Категория: Экономика



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb