27.08.2016, 10:11
Блеф Меркель вышел наружу
Блеф Меркель вышел наружуМеждународная военная политика
Польский дипломат Ян Томбинский, два дня назад оставивший пост представителя Евросоюза на Украине (занимал его с 2012 г.), «под занавес» своей карьеры в «незалежной» сделал весьма интересное признание местным СМИ относительно будущего антироссийских санкций Запада.

В интервью «Радио ЕС — Европейская станция», которое посланник Брюсселя дал накануне отъезда, он заявил, что санкции не связаны с Минскими соглашениями. Поэтому их продление не зависит от того, будет Россия придерживаться «своих обязательств» в рамках этих договоренностей или нет.

То есть, если даже не брать во внимание пассаж об «обязательствах России» с поправкой на то, что она не является субъектом этого документа, возникает закономерный вопрос: почему тогда на Западе постоянно педалируют тему Минских соглашений, когда говорят об условиях снятия ограничительных мер с нашей страны?

Буквально накануне эта тема звучала в Праге на встрече канцлера ФРГ Ангелы Меркель с премьер-министром Чехии Богуславом Соботкой. И Меркель опять — в который уже раз —
заявила, что не видит пока возможностей для отмены санкций, поскольку Москва якобы не выполняет минские договоренности.

Кому тогда верить? Меркель и другим лидерам ЕС, которые очень любят «жонглировать» этой фразой? Или пану Томбинскому, который, что называется, просто «выложил карты на стол»?

— Дело в том, что наша страна не в первый раз сталкивается с циничным отношением к себе, к своей внешней политике со стороны геополитического Запада, — комментирует ситуацию главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ, политолог Аждар Куртов. — Я напомню, что во времена Советского Союза существовала законодательная поправка американских конгрессменов, которая ограничивала торговые отношения с нашей страной. Она была принята в связи с якобы имеющимися в СССР нарушениями выездных прав граждан еврейской национальности.

Знаменитая поправка Джексона-Вэника 1974 года?

— Она самая. Эта поправка действовала несколько десятков лет даже после того, как само правовое основание исчезло. И, конечно, принята она была вне связи с этими обстоятельствами.

То же самое мы наблюдаем в настоящее время. Есть формальная сторона вопроса: она связана с тем, что Россию все время призывают что-то там соблюдать, хотя она не является субъектом минских договоренностей. Но главное не в этом. Если даже придерживаться формальной стороны, то нужно эти договоренности читать. А, по всей видимости, никто этого делать не хочет.

Нарушений — ни со стороны РФ, ни со стороны Народных республики Донбасса — нет никаких. Их нет, потому что Минские соглашения предусматривают последовательную цепочку действий. И эта цепочка действий была нарушена — в смысле их неисполнения — не со стороны ДНР и ЛНР, а со стороны киевских властей.

Поэтому с точки зрения формальной стороны вопроса нет оснований упрекать в этом Россию. Главное, однако, даже не формальная сторона вопроса, а реальности.

Поясните.

— Совершенно очевидно, что за постсоветский период своей истории Россия впервые столкнулась с такой жесткой позицией со стороны коллективного Запада. И, наверное, это неслучайно. Ведь были кризисы, связанные с Югославией, с другими какими-то вопросами…

В конце концов, Россия переживала внутренние неурядицы. И расстрел парламента в 1993 году с точки зрения рафинированной западной демократии, конечно, являлся явным нарушением, за что могли последовать санкции. Они не последовали. Значит, дело все-таки в каких-то других обстоятельствах.

В каких, по-вашему?

— С моей точки зрения, эти обстоятельства очевидны. Россия стала последовательно проводить независимую политику. Стало ясно, что все «девяностые» мы послушно плыли в фарватере проамериканской линии в международных отношениях. Что Кремль заполняли прозападные креатуры. Что экономика страны фактически разваливалась. И это делалось по прямой указке западных консультантов, которые тогда тоже наводнили правительственные кабинеты.

Российские вооружённые силы деградировали, и без всяких формальных мотивов уничтожались новейшие системы вооружения. Россия ушла с тех территорий, которые традиционно являлись сферами ее влияния. Она бросила фактически своих союзников в двух полушариях земного шара. Тогда мы были угодны Западу. А сейчас, когда мы последовательно и жестко начали отстаивать свои национальные интересы и даже стали ориентиром для многих других стран, против нас направляется основной удар. Одним из способов этого давления и являются санкции.

Был придуман повод. Точнее, даже не придуман, а искусственно сконструирован. Ведь переворот в Киеве произошел тоже при прямом участии геополитического Запада. Это как провокация. В общем-то, известный метод, когда поджигается Рейхстаг, а потом коммунисты Германии объявляются виноватыми. И на них обрушивается репрессивный аппарат нацистов.

Так же и с нашей страной. Этот повод был просто использован для того, чтобы попытаться остановить тот тренд, который наметился с начала «нулевых» годов — тренд на укрепление России как активного геополитического игрока.

А нам так уж важно — отменят санкции или нет?

— Нормальное развитие государства все-таки связано не с конфронтацией, а с сотрудничеством. Конечно, санкции вредят. Они вредят межгосударственным контактам, вредят экономическим, торговым отношения. И нельзя сказать, что они не наносят ущерб нашему народному хозяйству. Только, я не думаю, что линия на то, чтобы наплевать на это, изолироваться от тех, кто эти санкции к нам применяет, хоть сколько-нибудь конструктивна.

Другое дело, что не нужно идти у них на поводу. Не нужно выполнять их требования, которые все рано будут возникать по новой, коль скоро причина у них надуманная и даже искусственно сконструирована.

Но международное сотрудничество потому и называется сотрудничеством, а не конфронтацией. Нужно разгребать завалы, которые существуют между государствами, нужно точки искать соприкосновения. Добиваться, чтобы нашу — российскую — позицию правильно понимали не только политические элиты других государств, но и население этих стран. А если мы просто уйдем в глухую оборону, воздвигнем по периметру наших государственных границ некий новый «железный занавес», то — да, мы выживем. Россия одна из немногих самодостаточных стран мира. Но что это за самодостаточность? Нам ведь нужно создавать условия для нашего прогрессивного развития, а не просто для выживания.

Да, твердость нужна в определенные периоды времени. Но все-таки дипломатия — это искусство сотрудничества. Это искусство нахождения каких-то взаимоприемлемых решений. И я думаю, что именно таким путем нужно идти.

По мнению замгендиректора Лиги военных дипломатов Сергея Калмыкова, ЕС давно утерял самостоятельность в принятии стратегических решений:

— Когда мы слышим, что заявляет Меркель или Олланд, такое впечатление, что перед нами представители американской элиты, а не европейской. Поэтому когда мы говорим о выстраивании отношений с Украиной и Евросоюзом, мы должны понимать, кто стоит за двумя этими субъектами. А стоят Соединенные Штаты.

Ничего удивительного, что заявления бывшего после ЕС на Украине совпало с откровениями вице-президента США Байдена о том, как принималось решение в отношении генпрокурора Украины. Что, по сути, речь шли о шантаже. И о том, что кадровыми назначениями в Киеве занимаются не местные власти, а Вашингтон. Поэтому говорить о какой-то самостоятельной роли Европы или Украины вообще не приходится.

То, что Штаты давно подмяли под себя «старушку Европу» — об Украине речь вообще не идет, — далеко не секрет. Но этим, судя по всему, их аппетиты не ограничиваются?

— США всегда рассматривали Россию как стратегического противника. Эта ситуация длится даже не десятки лет, а целое столетие. Я напомню: как только была отменена поправка Джексона-Вэника, которая действовала неоправданно долго, появился так называемый «список Магницкого». Теперь «список Магницкого» побледнел и отошел на второй план. Потому что на щит был поднят «крымский вопрос» и вообще вся ситуация вокруг Украины.

Я бы сказал, что перед нами чистой воды незатейливое политическое шулерство. Шулерство, которое просто предполагает жонглирование разнообразными поводами и терминологией, но на кону стоит одно — не дать России выйти на лидирующие позиции в геополитике. И сейчас Западом использует любой предлог, чтобы эту линию проводить.

Может, нам надо как-то жёстче реагировать на это?

— Я бы сказал, что надо вести себя не жестче, надо вести себя активнее. Потому что как только мы начинает более активно действовать — в информационном плане, политическом — мы, что называется, набираем очки.

И не за счет грубости, жёсткости, а за счет правильных действий. Ведь люди чувствуют. Есть в Европе здравомыслящие политики, которые понимают прекрасно, что происходит. Им ничего не надо объяснять. Они только ждут от России активности.

Ее надо набирать по всем направлениям — политическим, экономическим, дипломатическим и культурным. Здесь только можно обыграть на скоростях. Как в хоккее. Можно играть жестко, и все равно проиграть. А можно играть активно, без всякой жёсткости и выиграть.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.