12.11.2014, 01:02
Битва за Арктику: как российский десант собирался на Аляску
Битва за Арктику: как российский десант собирался на АляскуМеждународная военная политика
Недавно Минобороны России заявило о строительстве в арктическом регионе 13 аэродромов и 10 радиолокационных станций. Строительство новых объектов уже идет на мысе Шмидта и островах Врангеля, Котельном, Земле Александры и Новой Земле. До 2017 года будут сформированы две мотострелковые бригады, чья задача - обеспечивать проход и сопровождение кораблей по Северному морскому пути.

А как иначе, если России со всех сторон упорно намекают: наш Севморпуть должен стать интернациональным?

В этой связи мы решили вспомнить о малоизвестных страницах битвы за Арктику, которая началась сразу после окончания Второй мировой войны. 


Высадка на скалы

Сентябрь 1945 года. На причалах владивостокского порта - кромешный ад: грузовики, «виллисы», пушки, толпы пехоты. 126-ой легкий горнострелковый корпус в составе трех бригад грузится на транспортные суда, отходящие одно за другим.

Куда, если война с Японией закончилась две недели назад? 

В капитанских сейфах - пакеты, которые надлежит вскрыть в море. Пункт назначения - бухта Провидения. Приказом Сталина и постановлением СНК СССР № 2358 от 14 сентября 1945 г. корпусу поставлена задача: «создать на полуострове Чукотка оборонительные форпосты, прикрыть основные морские базы на побережье Анадырского залива и бухты Провидения, обеспечить с суши их противодесантную оборону».

Зачем? Уже ясно: атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки военного смысла не имела. Это было предупреждение Советскому Союзу: вам нечего ловить на Дальнем Востоке. У берегов Чукотки уже начали крутиться американские боевые корабли, промеряя фарватеры. На Аляске военные проверяли пригодность вооружений к действиям в арктических условиях.

Потому-то осенью 1945 года десять тысяч мужиков в серых шинелях высадились на скалы, не приспособленные для жизни. Как они жили там, на краю света, в палатках при морозах до минус 60, когда даже дышать тяжело - песня отдельная. Лес для казарм и прочий строительный материал стали завозить пароходами только в 1948 году. Но уже через год первопроходцы жили в казармах, построенных своими руками. 


Марш-бросок на Вашингтон

Спустя три года корпус превратится в 14-ую армию. В обиходе ее будут называть десантной армией вторжения. Командармом назначат Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Николая Олешева, который отличился в боях с немцами. А потом его войска перепрыгнули Хинганский хребет и за 15 дней прошли почти тысячу километров. Здрасте, товарищи японцы!

Командарм-14 очень хорошо понимал свою задачу: в случае нападения США на Советский Союз высадиться на Аляске и нанести ответный удар. Поэтому его солдаты помимо обороны отрабатывают длительные марши: ведь ширина Берингова пролива всего-то 86 километров! На лыжах - за два дня, а на технике - и говорить нечего. Нам бы только за бережок зацепиться. А уж там по автобану через Канаду до самого штата Вашингтон. 


Тоннель на Сахалин

В 1949-м у Советского Союза появилась своя атомная бомба и средство ее доставки - бомбер Ту-4, копия американского B-29 «Суперкрепость». Того самого, что бомбил Хиросиму и Нагасаки. И 14-я армия начинает строить аэродромы подскока на базе площадок, оставшихся от авиатрассы «АлСиб». Той самой, Аляска - Сибирь, по которой тогдашние союзники перегоняли для воюющей Красной Армии ленд-лизовские «аэрокобры», «бостоны» и «митчеллы».

Но денег не хватало, потом умер Сталин. Стройки свернули, в том числе и тоннель на Сахалин под Татарским проливом.

P. S. Это лишь одна страничка трагической и славной истории битвы за российскую Арктику. Из которой не вычеркнуть ни сталинских военных строителей, ни тех, кто задолго до них начинал осваивать русские севера и торить путь к Тихому океану. Безымянные новгородские ушкуйники, Ермак Тимофеевич, Дежнев, Хабаров, Атласов, братья Лаптевы, Великая Северная экспедиция, гидрографы Литке, Толль, Русанов, Колчак. Они смотрят на нас из своего далекого далека: ребята, помните, это наша земля!


Вопрос - ребром

Почему им так нужен наш Севморпуть? Благовоспитанные бритты предупреждают: «Отдайте Арктику России - и ждите новых экологических катастроф. Отдайте ее в чьи угодно руки, хоть Чада». Беспокоятся экологи: русские буровые - смерть белым медведям, плавучие АЭС - смерть людям. Эпидемия беспокойства охватила США, Канаду, Норвегию, Данию, Великобританию и даже Эстонию. А возбудитель болезни - деньги. Стоимость разведанных здесь запасов нефти, газа, металлов оценивают в 15 трлн. долларов. А подход к сокровищам один - Северный морской путь (СМП), контроль над которым принадлежит России. Он вдвое короче любого пути из Европы в Азию, но за проход надо платить. А этого очень не хочется. Выход один - отнять Севморпуть у русских, взять под международный контроль, сделав интернациональным. За это стоит бороться и даже воевать, верно?

И вот уже чужие подлодки круглосуточно патрулируют в Баренцевом море, над трассами СМП ежегодно фиксируется до 150 разведполетов. Потому и ответ России, как принято говорить, - симметричен.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Мировой ВПК  20.01.2018
Пентагон официально признал, что в России разрабатывается оружие сдерживания принципиально нового типа, которое существенно превышает возможности традиционных межконтинентальных ядерных ракет как по мощности, так и по скрытности подготовки нанесения удара. Речь идет о ядерной торпеде, имеющей дальность 10000 км и мощность заряда до 100 мегатонн.
Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.