12.11.2014, 01:02
Битва за Арктику: как российский десант собирался на Аляску
Битва за Арктику: как российский десант собирался на АляскуМеждународная военная политика
Недавно Минобороны России заявило о строительстве в арктическом регионе 13 аэродромов и 10 радиолокационных станций. Строительство новых объектов уже идет на мысе Шмидта и островах Врангеля, Котельном, Земле Александры и Новой Земле. До 2017 года будут сформированы две мотострелковые бригады, чья задача - обеспечивать проход и сопровождение кораблей по Северному морскому пути.

А как иначе, если России со всех сторон упорно намекают: наш Севморпуть должен стать интернациональным?

В этой связи мы решили вспомнить о малоизвестных страницах битвы за Арктику, которая началась сразу после окончания Второй мировой войны. 


Высадка на скалы

Сентябрь 1945 года. На причалах владивостокского порта - кромешный ад: грузовики, «виллисы», пушки, толпы пехоты. 126-ой легкий горнострелковый корпус в составе трех бригад грузится на транспортные суда, отходящие одно за другим.

Куда, если война с Японией закончилась две недели назад? 

В капитанских сейфах - пакеты, которые надлежит вскрыть в море. Пункт назначения - бухта Провидения. Приказом Сталина и постановлением СНК СССР № 2358 от 14 сентября 1945 г. корпусу поставлена задача: «создать на полуострове Чукотка оборонительные форпосты, прикрыть основные морские базы на побережье Анадырского залива и бухты Провидения, обеспечить с суши их противодесантную оборону».

Зачем? Уже ясно: атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки военного смысла не имела. Это было предупреждение Советскому Союзу: вам нечего ловить на Дальнем Востоке. У берегов Чукотки уже начали крутиться американские боевые корабли, промеряя фарватеры. На Аляске военные проверяли пригодность вооружений к действиям в арктических условиях.

Потому-то осенью 1945 года десять тысяч мужиков в серых шинелях высадились на скалы, не приспособленные для жизни. Как они жили там, на краю света, в палатках при морозах до минус 60, когда даже дышать тяжело - песня отдельная. Лес для казарм и прочий строительный материал стали завозить пароходами только в 1948 году. Но уже через год первопроходцы жили в казармах, построенных своими руками. 


Марш-бросок на Вашингтон

Спустя три года корпус превратится в 14-ую армию. В обиходе ее будут называть десантной армией вторжения. Командармом назначат Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Николая Олешева, который отличился в боях с немцами. А потом его войска перепрыгнули Хинганский хребет и за 15 дней прошли почти тысячу километров. Здрасте, товарищи японцы!

Командарм-14 очень хорошо понимал свою задачу: в случае нападения США на Советский Союз высадиться на Аляске и нанести ответный удар. Поэтому его солдаты помимо обороны отрабатывают длительные марши: ведь ширина Берингова пролива всего-то 86 километров! На лыжах - за два дня, а на технике - и говорить нечего. Нам бы только за бережок зацепиться. А уж там по автобану через Канаду до самого штата Вашингтон. 


Тоннель на Сахалин

В 1949-м у Советского Союза появилась своя атомная бомба и средство ее доставки - бомбер Ту-4, копия американского B-29 «Суперкрепость». Того самого, что бомбил Хиросиму и Нагасаки. И 14-я армия начинает строить аэродромы подскока на базе площадок, оставшихся от авиатрассы «АлСиб». Той самой, Аляска - Сибирь, по которой тогдашние союзники перегоняли для воюющей Красной Армии ленд-лизовские «аэрокобры», «бостоны» и «митчеллы».

Но денег не хватало, потом умер Сталин. Стройки свернули, в том числе и тоннель на Сахалин под Татарским проливом.

P. S. Это лишь одна страничка трагической и славной истории битвы за российскую Арктику. Из которой не вычеркнуть ни сталинских военных строителей, ни тех, кто задолго до них начинал осваивать русские севера и торить путь к Тихому океану. Безымянные новгородские ушкуйники, Ермак Тимофеевич, Дежнев, Хабаров, Атласов, братья Лаптевы, Великая Северная экспедиция, гидрографы Литке, Толль, Русанов, Колчак. Они смотрят на нас из своего далекого далека: ребята, помните, это наша земля!


Вопрос - ребром

Почему им так нужен наш Севморпуть? Благовоспитанные бритты предупреждают: «Отдайте Арктику России - и ждите новых экологических катастроф. Отдайте ее в чьи угодно руки, хоть Чада». Беспокоятся экологи: русские буровые - смерть белым медведям, плавучие АЭС - смерть людям. Эпидемия беспокойства охватила США, Канаду, Норвегию, Данию, Великобританию и даже Эстонию. А возбудитель болезни - деньги. Стоимость разведанных здесь запасов нефти, газа, металлов оценивают в 15 трлн. долларов. А подход к сокровищам один - Северный морской путь (СМП), контроль над которым принадлежит России. Он вдвое короче любого пути из Европы в Азию, но за проход надо платить. А этого очень не хочется. Выход один - отнять Севморпуть у русских, взять под международный контроль, сделав интернациональным. За это стоит бороться и даже воевать, верно?

И вот уже чужие подлодки круглосуточно патрулируют в Баренцевом море, над трассами СМП ежегодно фиксируется до 150 разведполетов. Потому и ответ России, как принято говорить, - симметричен.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?