07.06.2016, 09:59
Бесшумный БТР: ВС РФ получат уникальную бронемашину
Бесшумный БТР: ВС РФ получат уникальную бронемашинуМеждународная военная политика
Работы по созданию бесшумного бронетранспортера завершены. Об этом в ходе выставки KADEX - Kazakhstan Defense (крупнейшей на территории СНГ за пределами нашей страны выставки вооружений) заявил генеральный директор ООО «Военно-промышленная компания» Александр Красовицкий. Предприятие считается стратегическим партнером в вопросах оснащения Вооруженных Сил современными высокотехнологичными образцами колесной бронетехники. Проект по созданию бесшумного БТР, то есть оснащенного гибридной энергоустановкой и электрической трансмиссией, - детище структур как раз этой кампании.

По принципу современных гибридов

Боевая колесная машина с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией на базе БТР-90 «Росток» была создана в рамках научно-исследовательской разработки «Крымск». Принцип работы гибридной энергоустановки и электротрансмиссии хорошо знаком поклонникам современных электромобилей. Единственное исключение - зарядка накопителей осуществляется здесь не от электрической розетки, а от двигателя внутреннего сгорания. Он приводит во вращение ротор генератора, вырабатывающий переменный ток, который преобразуется в постоянный.

Силовые преобразователи в свою очередь подают электрическую энергию на тяговые электродвигатели, приводящие в движение колеса. Одновременно часть энергии поступает в специальные накопители с электрохимическими конденсаторами. Использование энергии этих накопителей (говоря проще, аккумуляторов) и создает ту самую тишину во время движения.

На ходовых исследовательских испытаниях, проводившихся на взлетной полосе военного аэродрома в Кубинке, специалисты сами были поражены возможностями обновленной машины. При мощности двигателя почти в 1,5 раза меньшей, чем у прототипа (БТР-90) экспериментальный образец гибридного бронетранспортера показал значительно лучшие результаты. 22 тонный макетный образец разогнался до 80 км/час за 33 секунды, а максимальная скорость составила 97 км/час! Ну и самое главное - рассчитанный запас хода по топливу составил у «электрического» БТРа 940 км: почти в полтора больше, чем у прототипа. «Лишние» километры добавили те самые аккумуляторы, за счет которых покрывалась часть пути.

По словам руководителя проекта НИР «Крымск» - главного специалиста по электроспецоборудованию Дирекции по стратегическому развитию «Военно-промышленной компании» Виктора Рудина, многие решения «электрического» БТРа выполнены в лучших традициях современных гибридов. Так, во время торможения энергия рекуперируется в электрическую и «закачивается» обратно в накопители. Те в свою очередь, могут мгновенно отдавать энергию, причем сразу большими объемами. Кстати, в перспективе использование таких накопителей позволит устанавливать на боевую технику сложные электронные системы или перспективное оружие, требующее больших энергозатрат. Контроль обеспечивает установленное на бронетранспортере специальное бортовое аппаратно программное средство, отвечающее за постоянное техническое диагностирование электронных и электрических систем, а также за защиту электрооборудования.

Танк на колесах

Базой для этой без преувеличения уникальной машины стал созданный в начале 2000-х годов на Арзамасском машиностроительном заводе БТР-90. Он не просто вобрал в себя лучшие черты предыдущих моделей линейки бронетранспортеров – он улучшил их. Дело в том, что опыт локальных конфликтов подтолкнул инженеров и конструкторов на мысль о необходимости создания для условий современного боя другого, более совершенного бронетранспортера с иным уровнем защиты и более мощным вооружением. Так появился БТР-90.

Впервые бронетранспортер был показан на нижегородской выставке «Вооружение, военная техника и конверсия». Посетители выставки сильно удивились, увидев необычного вида «танк на колесах». По воспоминаниям главного конструктора колесной бронетехники ОАО «ГАЗ» Александра Масягина, экспонат был сразу же окружен толпой людей, задававших множество вопросов. А в прессе, в том числе зарубежной, сразу же после выставки появились громкие публикации об укреплении бронированной мощи российских Сухопутных войск. 



По многим показателям БТР-90 оказался лучшей в своем классе машиной. Он получил автоматическую коробку передач, независимую подвеску колес с полным приводом, новую бортовую информационно-управляющую систему. Но самое главное - по сравнению с БТР-80 была существенно усилена броня. Бронелисты увеличенной толщины, сваренные под сильными углами наклона, существенно повысили живучесть машины. Броня надежно защищала экипаж и десант не только от пуль крупных калибров, но и от осколков артиллерийских снарядов. Была значительно улучшена и противоминная защита, благодаря изготовлению днища не в традиционной плоской, а в V-образной форме, что «рассекало» ударную волну.

БТР-90 получил и обновленный набор оружия, в состав которого вошли автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов, автоматический гранатомет АГС-17 (боезапас 400 выстрелов), 7,62-мм пулемет ПКТ с двумя тысячами патронов к нему, а также ПТРК «Конкурс-М», снаряжавшийся четырьмя ракетами. Оригинальной «опцией» оказалась и возможность машины разворачиваться на одном месте. Такой исключительно «танковый» маневр стал возможным за счет вращения колес разных бортов в противоположные стороны. Совершать такое действие пока не может больше ни один бронетранспортер в мире!

С возможностями роботизированного комплекса

Гибридные электроустановки, сочетающие преимущества двигателей внутреннего сгорания и электрических энергоустановок, прочно заняли свою нишу в разных областях машиностроения. Использование же этих установок в военной технике, как считают специалисты, позволит решить ряд специфических задач для военных. Например, повысить скрытность передвижения за счет снижения шума, разместить дополнительную броню, благодаря облегченному весу электротрансмиссии, усилить защиту экипажа элементами электропривода.

«Меньшая заметность в ИК-спектре, практически полная бесшумность в разведке и дозоре, увеличенный запас хода, расширенный диапазон рабочих температур - все эти преимущества бесценны в боевой ситуации, - отмечает исполнительный директор ООО «Русэлпром» - электротехнического концерна, создающего технологические решения гибридной электротрансмиссии для транспортных средств - Станислав Щербаков. - Даже при повреждении двигателя внутреннего сгорания боевая машина, оснащенная гибридной трансмиссией, способна самостоятельно эвакуироваться с поля боя». По словам главы предприятия, важным аспектом эксплуатации боевых машин с гибридной трансмиссией является также их высокая экономичность, в том числе - по топливу.


По информации главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Олега Салюкова, до 2020 года в войска поступит более 11 тысяч единиц новой и модернизированной бронетехники, в том числе БТР-90. А как отмечает гендиректор «Военно-промышленной компании Александр Красовицкий, к поставкам в войска готов и бесшумный БТР-90. «Уникальный образец, стоящий в Нижнем Новгороде, ждет своего часа, - сообщил он. - В современных условиях такая боевая машина, несомненно, будет востребована».

Кстати, специалисты обращают внимание, что БТР-90 вполне может стать базой для целого семейства машин, не только боевых, но и командно-штабных, связных, медицинских, инженерных. Бронетранспортер на гибридном ходу - это практически готовая дистанционно управляемая платформа, управление которыми могут обеспечить аппаратные возможности электронных систем. По словам представителя «Военно-промышленной компании» Виктора Рудина, при незначительных доработках и разработке соответствующих алгоритмов и программ на базе этой техники возможно создание и роботизированной платформы.

Дмитрий Сергеев
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.