05.01.2015, 22:02
Берлинская увертюра
Берлинская увертюраМеждународная военная политика
5 января в Берлине прошла встреча директоров департаментов МИД России, Германии, Франции и Украины. На момент сдачи материала итогового заявления сделано не было, однако о чем они говорили всем понятно.

Нынешние переговоры в «нормандском формате» на низком уровне являлись, безусловно, техническими и предварительными, на основе которых сформируется повестка дня переговоров глав указанных государств в Астане. Она будет включать в себя не столько вопросы российско-украинских отношений (как это представляет Киев), сколько более комплексные моменты российско-европейских отношений, объектом и в какой-то степени жертвой которых и стала Украина.

Переговоры в Берлине и намеченная встреча в Астане является следствием постепенного отрезвления глав государств ЕС. Идея о том, что с «прохладной войной» в Европе нужно заканчивать, с каждым днем обретает новых сторонников. 5 января к этому лагерю официально присоединился президент Франции Франсуа Олланд (который, напомним, пытается набрать политические очки за счет исполнения роли миротворца в конфликте между Москвой и Брюсселем). Так, он заявил о необходимости прекращения санкционной политики, заявив, что она несет угрозу для самого Евросоюза. «Если в России кризис, то это не обязательно хорошо для Европы…. Я думаю, что санкции сейчас должны остановиться. В случае, если будет прогресс (в украинском вопросе), они должны быть сняты. Если же прогресса не будет, санкции останутся», - заявил Олланд.

Официальные лица ЕС очень сдержанно отреагировали на слова французского президента, назвав их «позицией Франции». Однако, в отличие от ранее высказанной аналогичной «позицией Венгрии», «позицией Италии» и ряда друг стран ЕС от «позиции Франции» отмахнуться нельзя. Париж - один из двух управляющих делами Евросоюза, поэтому имеет в организации определенное влияние. И если Олланд сказал о том, что новые санкции принимать нельзя, то это серьезно усложняет работу антироссийского лагеря. Поэтому если не произойдет ничего неожиданного вроде резкой разморозки украинского конфликта, то вопрос об отказе ЕС от новых санкций можно считать практически решенным. Закручивать санкционную спираль дальше никто в Евросоюзе и России не хочет.

С отменой ныне действующих санкций несколько сложнее. Олланд (и не только Олланд) привязали их к прогрессу в деле разрешения гражданской войны на Украине. Тут у европейцев есть достаточное поле для маневра, поскольку нет точного и единого определения слову «прогресс». И дано это определение будет, вероятно, в момент принятия итогового решения по России (не исключено, что это произойдет в марте, когда на саммите Европа будет решать вопрос о продлении основного пакета санкций против Москвы).

Если ЕС захочет сохранить нынешние санкции, то заявит, что под «прогрессом» он имел в виду возврат территорий ДНР и ЛНР под юрисдикцию Украины, в том числе и передачу реального контроля украинских пограничников за границей между Россией и двумя непризнанными республиками. Понятно, что ни первое, ни даже второе условие неосуществимо. Контроль Киева за границей не только вызовет серьезные волнения в ЛНР и ДНР, но и серьезно усложнит задачу России по экономическому восстановлению этих республик. Фактически это будет сигнал Москве о готовности продолжать конфликт до полной сдачи позиций Кремля на Донбассе (на что Путин, понятно, не пойдет). Понятно, что решение о продлении санкций должно быть принято консенсусом, однако у Европейского Союза достаточно инструментов для того, чтобы вынудить большую часть недовольных подчиниться общей воле.

Однако если Евросоюз действительно решит восстанавливать отношения, то определение «прогресса» будет иным - прекращение активной фазы гражданской войны, вывод российских войск из ДНР и ЛНР. Первое уже фактически произошло (мы уже писали о том, что украинские власти и ополченцы уже действуют по логике не открытого, а замороженного конфликта), а второе будет выполнено лишь тогда, когда об этом заявят представители НАТО - их убежденность в наличие российских войск на Украине основывается исключительно на их вере в это явление. И тогда у Брюсселя откроется возможность снятия санкций. Вряд ли этот процесс будет быстрым и всеобъемлющим - вероятно, санкции будут снимать постепенно и попытаются обменять их на какие-либо уступки со стороны России.

Учитывая все вышесказанное, вряд ли стоит надеяться на то, что украинские представители на нормандском формате будут иметь какую-то важную роль. Европа не готова делать свои отношения с Россией заложником революционного Киева, поэтому мнение последнего будет учитываться лишь по определенному кругу вопросов. Собственно, в Киеве понимают, что договоренности будут достигнуты за их счет - возможно, украинское руководство даже будут принуждать заняться реальной федерализацией, выполнив тем самым одно из двух условий Владимира Путина (второе - нейтральный статус Украины). До Порошенко эту мысль уже донесли в силу тесных контактов между ним и ЕС, а с Арсением Яценюком (ориентирующимся на США и являющегося представителем т.н. «партии войны») лично поговорит Ангела Меркель. Конечно, бундесканцлер может попытаться наоборот поощрить Яценюка в плане более активных антироссийских действий, поскольку она пытается за счет украинского конфликта получить для Германии роль общеевропейского лидера. Однако, учитывая формирующийся пророссийский мейнстрим, позицию Франции, Италии, еврокомиссара по внешней политике Федерики Могерини и даже собственного министра иностранных дел вкупе с частью правящей коалиции Меркель разумно было бы отступить и поспособствовать прогрессу на переговорах.

Поэтому на Украине относятся к этим переговорам скептически и отчаянно призывают продолжить доказавшую свою неэффективность санкционную войну против России до полной сдачи Путина. «Любые переговоры и подписания документов не имеют смысла до тех пор, пока главный инициатор событий на Востоке Украины, то есть Путин, не признает своей ответственности за них. До этого мы можем разговаривать с кем угодно и в каком угодно формате – только непонятно, какие гарантии будут у этих договоренностей», - уверяет украинский активист, самопровозглашенный спикер АТО Дмитрий Тымчук. Однако, как было указано выше, судьба переговоров и Украины в целом уже не зависит от киевских властей. Они сами, своими руками превратили страну в объект российско-европейских отношений, и теперь должны соблюдать правила игры. Даже если они им не нравятся.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.