05.01.2015, 22:02
Берлинская увертюра
Берлинская увертюраМеждународная военная политика
5 января в Берлине прошла встреча директоров департаментов МИД России, Германии, Франции и Украины. На момент сдачи материала итогового заявления сделано не было, однако о чем они говорили всем понятно.

Нынешние переговоры в «нормандском формате» на низком уровне являлись, безусловно, техническими и предварительными, на основе которых сформируется повестка дня переговоров глав указанных государств в Астане. Она будет включать в себя не столько вопросы российско-украинских отношений (как это представляет Киев), сколько более комплексные моменты российско-европейских отношений, объектом и в какой-то степени жертвой которых и стала Украина.

Переговоры в Берлине и намеченная встреча в Астане является следствием постепенного отрезвления глав государств ЕС. Идея о том, что с «прохладной войной» в Европе нужно заканчивать, с каждым днем обретает новых сторонников. 5 января к этому лагерю официально присоединился президент Франции Франсуа Олланд (который, напомним, пытается набрать политические очки за счет исполнения роли миротворца в конфликте между Москвой и Брюсселем). Так, он заявил о необходимости прекращения санкционной политики, заявив, что она несет угрозу для самого Евросоюза. «Если в России кризис, то это не обязательно хорошо для Европы…. Я думаю, что санкции сейчас должны остановиться. В случае, если будет прогресс (в украинском вопросе), они должны быть сняты. Если же прогресса не будет, санкции останутся», - заявил Олланд.

Официальные лица ЕС очень сдержанно отреагировали на слова французского президента, назвав их «позицией Франции». Однако, в отличие от ранее высказанной аналогичной «позицией Венгрии», «позицией Италии» и ряда друг стран ЕС от «позиции Франции» отмахнуться нельзя. Париж - один из двух управляющих делами Евросоюза, поэтому имеет в организации определенное влияние. И если Олланд сказал о том, что новые санкции принимать нельзя, то это серьезно усложняет работу антироссийского лагеря. Поэтому если не произойдет ничего неожиданного вроде резкой разморозки украинского конфликта, то вопрос об отказе ЕС от новых санкций можно считать практически решенным. Закручивать санкционную спираль дальше никто в Евросоюзе и России не хочет.

С отменой ныне действующих санкций несколько сложнее. Олланд (и не только Олланд) привязали их к прогрессу в деле разрешения гражданской войны на Украине. Тут у европейцев есть достаточное поле для маневра, поскольку нет точного и единого определения слову «прогресс». И дано это определение будет, вероятно, в момент принятия итогового решения по России (не исключено, что это произойдет в марте, когда на саммите Европа будет решать вопрос о продлении основного пакета санкций против Москвы).

Если ЕС захочет сохранить нынешние санкции, то заявит, что под «прогрессом» он имел в виду возврат территорий ДНР и ЛНР под юрисдикцию Украины, в том числе и передачу реального контроля украинских пограничников за границей между Россией и двумя непризнанными республиками. Понятно, что ни первое, ни даже второе условие неосуществимо. Контроль Киева за границей не только вызовет серьезные волнения в ЛНР и ДНР, но и серьезно усложнит задачу России по экономическому восстановлению этих республик. Фактически это будет сигнал Москве о готовности продолжать конфликт до полной сдачи позиций Кремля на Донбассе (на что Путин, понятно, не пойдет). Понятно, что решение о продлении санкций должно быть принято консенсусом, однако у Европейского Союза достаточно инструментов для того, чтобы вынудить большую часть недовольных подчиниться общей воле.

Однако если Евросоюз действительно решит восстанавливать отношения, то определение «прогресса» будет иным - прекращение активной фазы гражданской войны, вывод российских войск из ДНР и ЛНР. Первое уже фактически произошло (мы уже писали о том, что украинские власти и ополченцы уже действуют по логике не открытого, а замороженного конфликта), а второе будет выполнено лишь тогда, когда об этом заявят представители НАТО - их убежденность в наличие российских войск на Украине основывается исключительно на их вере в это явление. И тогда у Брюсселя откроется возможность снятия санкций. Вряд ли этот процесс будет быстрым и всеобъемлющим - вероятно, санкции будут снимать постепенно и попытаются обменять их на какие-либо уступки со стороны России.

Учитывая все вышесказанное, вряд ли стоит надеяться на то, что украинские представители на нормандском формате будут иметь какую-то важную роль. Европа не готова делать свои отношения с Россией заложником революционного Киева, поэтому мнение последнего будет учитываться лишь по определенному кругу вопросов. Собственно, в Киеве понимают, что договоренности будут достигнуты за их счет - возможно, украинское руководство даже будут принуждать заняться реальной федерализацией, выполнив тем самым одно из двух условий Владимира Путина (второе - нейтральный статус Украины). До Порошенко эту мысль уже донесли в силу тесных контактов между ним и ЕС, а с Арсением Яценюком (ориентирующимся на США и являющегося представителем т.н. «партии войны») лично поговорит Ангела Меркель. Конечно, бундесканцлер может попытаться наоборот поощрить Яценюка в плане более активных антироссийских действий, поскольку она пытается за счет украинского конфликта получить для Германии роль общеевропейского лидера. Однако, учитывая формирующийся пророссийский мейнстрим, позицию Франции, Италии, еврокомиссара по внешней политике Федерики Могерини и даже собственного министра иностранных дел вкупе с частью правящей коалиции Меркель разумно было бы отступить и поспособствовать прогрессу на переговорах.

Поэтому на Украине относятся к этим переговорам скептически и отчаянно призывают продолжить доказавшую свою неэффективность санкционную войну против России до полной сдачи Путина. «Любые переговоры и подписания документов не имеют смысла до тех пор, пока главный инициатор событий на Востоке Украины, то есть Путин, не признает своей ответственности за них. До этого мы можем разговаривать с кем угодно и в каком угодно формате – только непонятно, какие гарантии будут у этих договоренностей», - уверяет украинский активист, самопровозглашенный спикер АТО Дмитрий Тымчук. Однако, как было указано выше, судьба переговоров и Украины в целом уже не зависит от киевских властей. Они сами, своими руками превратили страну в объект российско-европейских отношений, и теперь должны соблюдать правила игры. Даже если они им не нравятся.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.