23.01.2017, 16:09
«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажут
«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажутМеждународная военная политика
Минобороны РФ заключило с «Туполевым» госконтракт на опытно-конструкторские работы по повышению исправности стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, которые выпускались серийно с начала 80-х. Об этом несколько дней назад на селекторном совещании заявил министр Сергей Шойгу. По его словам, одновременно с этим продолжаются и работы по возобновлению производства «сто шестидесятых».

Мировой переполох

Может для кого-то удивительно, но и по сей день разработанный в 70-е прошлого века как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности «Белый Лебедь» Ту-160 остается по многим показателям самым-самым: самый скоростной (до 2200 км/ч) бомбардировщик из состоящих на вооружении и обладающий самой большой взлетной массой (275 тонн), самый мощный (45 тонн боевой нагрузки, тяга — 100 тс) и крупный из сверхзвуковых и т. д. и т. п. Ту-160 изначально разрабатывался именно как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками в ответ на информацию о разработке в США бомбардировщика нового поколения B-1; считается, что именно появление «Белого лебедя» и его первый полет в 1981 году подтолкнули американцев к срочному ускорению серийного запуска модификации своего «бомбера» с использованием стелс-технологий. Позже появится информация, что помимо ракет, Ту-160 легко «работает» с бомбами (в том числе и корректируемыми), термоядерными и фугасными минами.

Впрочем, как убежден известный эксперт по боевым самолетам Владимир Тучков, американские аналоги в любом случае отстают от «Белого лебедя» по некоторым параметрам в полтора раза и изменения такого положения дел не ожидается до конца 30-х годов.

Может, как раз поэтому каждое появление «Белого Лебедя» в небе вызывало и вызывает большой переполох у всех наших соседей, «друзей» и «партнеров». В 2015 году Ту-160 вошел в первую пятерку самых опасных самолетов России, составленную Эваном Готтесманом из американского военно-политического издания «The National Interest». А за пару лет до этого Колумбия обвинила Россию в том, что бомбардировщики Ту-160 нарушили воздушное пространство страны, пролетев над ней без получения предварительного разрешения. Минобороны России на это пыталось (довольно, впрочем, вяло) оправдаться, что эти полеты проводились согласно плану боевой подготовки дальней авиации и в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. Частый гость «Эха Москвы» и «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр успел тогда сообщить «Русской службе Би-Би-Си», что со стороны России это была, возможно, отработка удара по США.

А, скажем, в сентябре прошлого года по тревоге были подняты перехватчики Норвегии, Британии, Франции и Испании — и все из-за того, что два российских стратегических ракетоносца Ту-160 «решили пройтись» по маршруту Норвегия-Испания. «Прошлись» и спокойно вернулись обратно.

В ожидании 2023 года

Серийное производство «сто шестятидесятого» было развернуто в 1984 году на Казанском авиазаводе, который специально для этого серьезно реконструировали. А в начале 90-х их выпуск был приостановлен после клятвенного обещания американцев прикрыть серийное производство своих аналогов. Всего было выпущено три с лишним десятка Ту-160. В материале «Возвращение Белого лебедя» мы уже рассказывали о том, что Украина успела начать утилизировать, распиливать на металлолом доставшиеся ей с распадом СССР девятнадцать уникальных ракетоносцев. Причем, по некоторым данным, «распил» этот осуществлялся на деньги США и при участии американских наблюдателей. После долгих переговоров и в обмен на прощение долгов за газ России удалось забрать / спасти восемь машин из той партии…

Пройдет полтора десятка лет. И после слухов о том, что в ходе очередных учений группа модернизированных Ту-160 якобы смогла проникнуть в воздушное пространство США и уйти незамеченной — министр обороны РФ Сергей Шойгу объявит о начале работ по возобновлению в Казани серийного производства Ту-160: мол, эта уникальная машина не просто изначально опередила свое время на несколько десятилетий, но и до сих пор не исчерпала в полной мере свой потенциал. При этом военные сразу оговорились — речь будет идти об абсолютно новом самолете, который возьмет от привычного «сто шестидесятого» лишь внешний облик. Вся «начинка» (в том числе двигатель и вся авионика) станут там абсолютно новыми, что должно повысить боевую эффективность нового ракетоносца в сравнении со старым, как минимум в два с половиной раза - подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Белый лебедь» по контракту".

В 2016 году министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов рассказал журналистам, что в инвестпроекте по налаживанию производства нового стратегического ракетоносца уже участвуют 16 крупных, средних и малых предприятий (и это только местных!), и в дальнейшем их число, скорее всего, будет увеличено. Контрольная дата при этом остается прежней — 2023 год.

С рогом единорога

Что же касается стратегического носителя крылатых ракет Ту-95МС, над повышением исправности которого начали работать одновременно с Ту-160, то его базовый «родитель» — первый советский межконтинентальный Ту-95 (в НАТО его прозвали «Медведем») начал выпускаться и вовсе в 50-х, он считается последним самолетом, построенным по заданию Иосифа Сталина. Тоже стратегический бомбардировщик-ракетоносец, но с турбовинтовыми (единственный в мире!), а не реактивными двигателями. Считается самым быстрым «винтовым» самолетом (830−910 км в час в зависимости от модификации) и в тоже время одним из самых шумных (сказывается турбовинтовое «наследие»).

К семидесятым годам грозный «Медведь» обзавелся целой «семьей» модификаций (вплоть до самолета для международных визитов руководства ССР и дальнемагистрального пассажирского лайнера со спальными местами в салоне). А в 1968 году в небо впервые поднялась «адекватная мера» на появление американских атомных подлодок с баллистическими ракетами большой дальности — созданный на базе Ту-95РЦ (разведчика-целеуказателя) дальний противолодочный самолет Ту-142. Несмотря на довольно узкие «официальные» задачи (обнаружение и уничтожение автоматных подлодок противника), на практике эти машины будут широко использоваться и для поисково-спасательных дежурств, визуальной и радиотехнической океанской разведки и прочего. Вот как раз этот противолодочный Ту-142 и оказался непосредственным предшественником нашего Ту-95МС 1979 года рождения, который одно время (впрочем, недолго) даже рассматривался в качестве некой альтернативы гораздо более сложному и что греха таить, дорогому… «Белому лебедю»!

В 1984 году серийное производство «Медведя» было перенесено из Таганрога в Самару, где он и выпускался до 1992 года. Часть этих самолетов (по некоторым данным 33% общего количества) оказались на Украине, где их постигла участь, схожая с Ту-160. В России же Ту-95МС и Ту-95МСМ (с новым радиоэлектронным оборудованием и прицельно-навигационным комплексом) по-прежнему состоят на вооружении — их насчитывается около шести десятков.

В 2015 году самарский «Авиакор» вплотную занялся масштабной программой по серьезной модернизации этих самолетов, обещая в итоге оставить старым лишь фюзеляж (вспомним, аналогичные формулировки звучали и в недавних новостях по Ту-160).

«В мире мало таких особенных самолетов, как массивный четырехмоторный стратегический бомбардировщик и морской патрульный самолет Ту-95 с его гигантской топливозаправочной штангой, похожей на рог единорога, из-за которой он смахивает на чудовище из доисторических времен. Ну, или из периода после окончания Второй мировой войны, когда он появился на свет.

Внешний вид Ту-95 не должен вас обманывать. Он находится на вооружении вот уже 60 с лишним лет, потому что в мире мало таких машин, которые могут сравниться с ним по дальности и продолжительности полета с мощной боевой нагрузкой. Можно сказать, что Ту-95 — это российский В-52 (межконтинентальный ракетоносец „Боинга“, состоящий на вооружении в США с середины 50-х), но с уклоном в сторону морского патрульного самолета, который имеет привычку „стучать в двери“ береговых систем ПВО в Европе, Азии и Северной Америке», — писал совсем недавно все тот же американский «The National Interest».

И вот что еще любопытно и достаточно показательно. Первое свое боевое крещение и Ту-160 и Ту-95МС получили одновременно - в ноябре 2015 года в Сирии, нанеся массивный ракетно-бомбовый удар по позициям запрещенной в России ИГИЛ и благополучно вернувшись домой. В свете этого заявление Шойгу о контрактах на проведение повышения исправности этих «немолодых» стратегических ракетоносцев выглядит абсолютно логичным. До 2023 года в любом случае еще слишком далеко.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.