23.01.2017, 16:09
«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажут
«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажутМеждународная военная политика
Минобороны РФ заключило с «Туполевым» госконтракт на опытно-конструкторские работы по повышению исправности стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, которые выпускались серийно с начала 80-х. Об этом несколько дней назад на селекторном совещании заявил министр Сергей Шойгу. По его словам, одновременно с этим продолжаются и работы по возобновлению производства «сто шестидесятых».

Мировой переполох

Может для кого-то удивительно, но и по сей день разработанный в 70-е прошлого века как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности «Белый Лебедь» Ту-160 остается по многим показателям самым-самым: самый скоростной (до 2200 км/ч) бомбардировщик из состоящих на вооружении и обладающий самой большой взлетной массой (275 тонн), самый мощный (45 тонн боевой нагрузки, тяга — 100 тс) и крупный из сверхзвуковых и т. д. и т. п. Ту-160 изначально разрабатывался именно как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками в ответ на информацию о разработке в США бомбардировщика нового поколения B-1; считается, что именно появление «Белого лебедя» и его первый полет в 1981 году подтолкнули американцев к срочному ускорению серийного запуска модификации своего «бомбера» с использованием стелс-технологий. Позже появится информация, что помимо ракет, Ту-160 легко «работает» с бомбами (в том числе и корректируемыми), термоядерными и фугасными минами.

Впрочем, как убежден известный эксперт по боевым самолетам Владимир Тучков, американские аналоги в любом случае отстают от «Белого лебедя» по некоторым параметрам в полтора раза и изменения такого положения дел не ожидается до конца 30-х годов.

Может, как раз поэтому каждое появление «Белого Лебедя» в небе вызывало и вызывает большой переполох у всех наших соседей, «друзей» и «партнеров». В 2015 году Ту-160 вошел в первую пятерку самых опасных самолетов России, составленную Эваном Готтесманом из американского военно-политического издания «The National Interest». А за пару лет до этого Колумбия обвинила Россию в том, что бомбардировщики Ту-160 нарушили воздушное пространство страны, пролетев над ней без получения предварительного разрешения. Минобороны России на это пыталось (довольно, впрочем, вяло) оправдаться, что эти полеты проводились согласно плану боевой подготовки дальней авиации и в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. Частый гость «Эха Москвы» и «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр успел тогда сообщить «Русской службе Би-Би-Си», что со стороны России это была, возможно, отработка удара по США.

А, скажем, в сентябре прошлого года по тревоге были подняты перехватчики Норвегии, Британии, Франции и Испании — и все из-за того, что два российских стратегических ракетоносца Ту-160 «решили пройтись» по маршруту Норвегия-Испания. «Прошлись» и спокойно вернулись обратно.

В ожидании 2023 года

Серийное производство «сто шестятидесятого» было развернуто в 1984 году на Казанском авиазаводе, который специально для этого серьезно реконструировали. А в начале 90-х их выпуск был приостановлен после клятвенного обещания американцев прикрыть серийное производство своих аналогов. Всего было выпущено три с лишним десятка Ту-160. В материале «Возвращение Белого лебедя» мы уже рассказывали о том, что Украина успела начать утилизировать, распиливать на металлолом доставшиеся ей с распадом СССР девятнадцать уникальных ракетоносцев. Причем, по некоторым данным, «распил» этот осуществлялся на деньги США и при участии американских наблюдателей. После долгих переговоров и в обмен на прощение долгов за газ России удалось забрать / спасти восемь машин из той партии…

Пройдет полтора десятка лет. И после слухов о том, что в ходе очередных учений группа модернизированных Ту-160 якобы смогла проникнуть в воздушное пространство США и уйти незамеченной — министр обороны РФ Сергей Шойгу объявит о начале работ по возобновлению в Казани серийного производства Ту-160: мол, эта уникальная машина не просто изначально опередила свое время на несколько десятилетий, но и до сих пор не исчерпала в полной мере свой потенциал. При этом военные сразу оговорились — речь будет идти об абсолютно новом самолете, который возьмет от привычного «сто шестидесятого» лишь внешний облик. Вся «начинка» (в том числе двигатель и вся авионика) станут там абсолютно новыми, что должно повысить боевую эффективность нового ракетоносца в сравнении со старым, как минимум в два с половиной раза - подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Белый лебедь» по контракту".

В 2016 году министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов рассказал журналистам, что в инвестпроекте по налаживанию производства нового стратегического ракетоносца уже участвуют 16 крупных, средних и малых предприятий (и это только местных!), и в дальнейшем их число, скорее всего, будет увеличено. Контрольная дата при этом остается прежней — 2023 год.

С рогом единорога

Что же касается стратегического носителя крылатых ракет Ту-95МС, над повышением исправности которого начали работать одновременно с Ту-160, то его базовый «родитель» — первый советский межконтинентальный Ту-95 (в НАТО его прозвали «Медведем») начал выпускаться и вовсе в 50-х, он считается последним самолетом, построенным по заданию Иосифа Сталина. Тоже стратегический бомбардировщик-ракетоносец, но с турбовинтовыми (единственный в мире!), а не реактивными двигателями. Считается самым быстрым «винтовым» самолетом (830−910 км в час в зависимости от модификации) и в тоже время одним из самых шумных (сказывается турбовинтовое «наследие»).

К семидесятым годам грозный «Медведь» обзавелся целой «семьей» модификаций (вплоть до самолета для международных визитов руководства ССР и дальнемагистрального пассажирского лайнера со спальными местами в салоне). А в 1968 году в небо впервые поднялась «адекватная мера» на появление американских атомных подлодок с баллистическими ракетами большой дальности — созданный на базе Ту-95РЦ (разведчика-целеуказателя) дальний противолодочный самолет Ту-142. Несмотря на довольно узкие «официальные» задачи (обнаружение и уничтожение автоматных подлодок противника), на практике эти машины будут широко использоваться и для поисково-спасательных дежурств, визуальной и радиотехнической океанской разведки и прочего. Вот как раз этот противолодочный Ту-142 и оказался непосредственным предшественником нашего Ту-95МС 1979 года рождения, который одно время (впрочем, недолго) даже рассматривался в качестве некой альтернативы гораздо более сложному и что греха таить, дорогому… «Белому лебедю»!

В 1984 году серийное производство «Медведя» было перенесено из Таганрога в Самару, где он и выпускался до 1992 года. Часть этих самолетов (по некоторым данным 33% общего количества) оказались на Украине, где их постигла участь, схожая с Ту-160. В России же Ту-95МС и Ту-95МСМ (с новым радиоэлектронным оборудованием и прицельно-навигационным комплексом) по-прежнему состоят на вооружении — их насчитывается около шести десятков.

В 2015 году самарский «Авиакор» вплотную занялся масштабной программой по серьезной модернизации этих самолетов, обещая в итоге оставить старым лишь фюзеляж (вспомним, аналогичные формулировки звучали и в недавних новостях по Ту-160).

«В мире мало таких особенных самолетов, как массивный четырехмоторный стратегический бомбардировщик и морской патрульный самолет Ту-95 с его гигантской топливозаправочной штангой, похожей на рог единорога, из-за которой он смахивает на чудовище из доисторических времен. Ну, или из периода после окончания Второй мировой войны, когда он появился на свет.

Внешний вид Ту-95 не должен вас обманывать. Он находится на вооружении вот уже 60 с лишним лет, потому что в мире мало таких машин, которые могут сравниться с ним по дальности и продолжительности полета с мощной боевой нагрузкой. Можно сказать, что Ту-95 — это российский В-52 (межконтинентальный ракетоносец „Боинга“, состоящий на вооружении в США с середины 50-х), но с уклоном в сторону морского патрульного самолета, который имеет привычку „стучать в двери“ береговых систем ПВО в Европе, Азии и Северной Америке», — писал совсем недавно все тот же американский «The National Interest».

И вот что еще любопытно и достаточно показательно. Первое свое боевое крещение и Ту-160 и Ту-95МС получили одновременно - в ноябре 2015 года в Сирии, нанеся массивный ракетно-бомбовый удар по позициям запрещенной в России ИГИЛ и благополучно вернувшись домой. В свете этого заявление Шойгу о контрактах на проведение повышения исправности этих «немолодых» стратегических ракетоносцев выглядит абсолютно логичным. До 2023 года в любом случае еще слишком далеко.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.